Важным показателем операционного анализа является ПРЕ – «порог рентабельности», численно равный выручке от продаж, при которой предприятие уже не имеет убытков, но еще не имеет и прибыли. В точке ПРЕ валовой маржи хватает лишь на покрытие постоянных затрат: ВМ = Пос; при этом: ТП = 0.
Порог рентабельности рассчитывается так:
ПРЕ = , (130)
где: ДВМ – доля валовой маржи в выручке от продаж ( ).
Рассмотрим пример. Пусть дано предприятие со следующими характеристиками (см. табл. 5):
Таблица 5
Отчетные данные предприятия
Объем в т. руб. % доля
ПДЖ……………… 2 000 ………… 100………….1
Пер…………… 1100…………… 55…………0,55
ВМ………………… 900…………… 45…………0,45
Пос………………… 860
ТП ………………… 40
В данном примере ПРЕ уже пройден, т.к. ТП = 40 (больше нуля).
ПРЕ = 860 т. руб / 0,45 = 1911 т. руб.
Этот расчет ПРЕ можно проиллюстрировать графически (см. рис. 46):
Вместе с порогом рентабельности (ПРЕ) рассчитывают и другой показатель – ПОП – «пороговый объем продаж». ПОП – это количество товара (в шт., кг или других натуральных единицах), продажа которого уже покрывает затраты, но еще не дает прибыли:
ПОП = , (131)
где: Ц – цена единицы товара.
В нашем примере: ПОП = = 3822 шт.,
при условии, что: Ц = 0,5 т. руб. / шт.
Это значит, что, пока количество проданного товара не достигнет 3822 штук, продажи будут убыточными (не будут покрывать затраты). Прибыль даст только 3823-я единица проданного товара.
ПОП – может быть рассчитан и иначе:
ПОП = ; (132)
Продемонстрируем эти показатели на графике (см. рис. 47):
На рис. 47 показаны линии продаж и общих затрат, которые при пересечении дают точку «А». Проекция этой точки на ось абсцисс (ШТ.) определяет точку порогового объема продаж – ПОП, а ее проекция на ось ординат (Т. РУБ.) дает точку порога рентабельности – ПРЕ.
Сектор между этими линиями левее точки «А» показывает динамику «убытков» предприятия, которые уменьшаются по мере приближения к точке «А». Сектор между данными линиями правее точки «А» – сектор «прибыли» предприятия: чем дальше продажи уходят от этой точки вправо, тем сектор становится шире. Это значит, что текущая прибыль (ТП) становится все больше и больше.
На рис. 47 показано место для еще одного важного показателя – «запаса финансовой прочности» (ЗФП). Это – пространство (залито серым цветом) между уровнем объема продаж (в т. руб.) и уровнем порога рентабельности.
ЗФП – это такой объем продаж, уменьшение которого может позволить себе компания (при ухудшении конъюнктуры рынка) без попадания в сектор «убытков». Формально абсолютная величина ЗФП (в рублях, долл.) может быть посчитана как разница между ПДЖ и ПРЕ:
ЗФП = ПДЖ – ПРЕ; (133)
Кроме того, часто имеет смысл рассчитывать относительную величину ЗФП, выражаемую в процентах:
ЗФП = ; (134)
В приведенном выше примере: ЗФП (руб) = 2000 – 1911 = 89 т. руб.,
ЗФП (%) = = 4,45%.
Иными словами, условное предприятие, данные которого использованы в расчетах, может выдержать (без финансового ущерба) снижение ПДЖ на 89 т. руб. или на 4,45%. Это считается маленьким запасом финансовой прочности. Чтобы предприятие могло себя чувствовать уверенно, необходимо, чтобы ЗФП был не менее 10%.
Запас финансовой прочности, выраженный в процентах, связан с силой операционного рычага обратно пропорциональной зависимостью: