Действие операционного рычага (Operation Leverage) состоит в том, что любые изменения выручки от продаж (ПДЖ) порождают более сильные изменения текущей прибыли (ТП, или EBT – прибыли до уплаты налога на прибыль): если продажи растут , то ТП растет более высоким темпом;
если продажи падают, то ТП падает тоже более высоким темпом.
Действие операционного рычага измеряется показателем СОР – «сила операционного рычага». СОР – безразмерный коэффициент усиления изменений ТП по сравнению с изменениями ПДЖ (см. рис. 45).
На рис. 45 показано, что если СОР = 5, то увеличение ПДЖ на 10% приведет к росту ТП на 50%. Соответственно, можно написать:
DD ТП = СОР ∙ D ПДЖ; (121)
Отсюда следует, что падение продаж влечет за собой также более сильное падение ТП.
СОР зависит от доли постоянных затрат в общих затратах компании: чем больше доля постоянных затрат, тем больше СОР. Это значит, что большой силой операционного рычага обладают компании с высоким уровнем фондоемкости (если пользоваться термином из «финансов предприятий»). Чем выше доля постоянных затрат (выше уровень фондоемкости), тем чувствительней финансовые результаты компании к изменению конъюнктуры рынка: расширение продаж порождает повышенный рост прибыли; сворачивание продаж – падение прибыли еще большим темпом[13].
Это значит, что действие операционного рычага порождает особый тип риска – производственный риск (Business risk) – риск «завязнуть» в постоянных затратах при ухудшении конъюнктуры. Постоянные затраты будут «тормозить» переориентацию производства, не давать возможности быстро диверсифицировать его или сменить рыночную нишу.
Зато при благоприятной конъюнктуре компания с высоким уровнем СОР (высокой фондоемкостью) будет иметь дополнительный финансовый выигрыш. Отсюда следует, что наращивать фондоемкость производства (бизнеса) нужно с большой осторожностью: только тогда, когда есть уверенность, что объемы продаж будут расти (или, по крайней мере, не падать).
СОР может быть определена: а) прямым счетом; б) формально.
Если дан стандартный набор отчетных данных о продажах и затратах компании, то чтобы рассчитать значение СОР прямым счетом, нужно:
1) получить прогноз изменений продаж в следующем финансовом периоде – D ПДЖ (это должна делать служба маркетинга);
2) в соответствии с прогнозом изменения продаж рассчитать будущие значения постоянных (Посбуд) и переменных затрат (Пербуд);
Пербуд = D ПДЖ ∙ Перотч ; (122)
Посбуд = Посотч ; (123)
3) определить предстоящее изменение текущей прибыли
(D ТП);
ТПбуд = ПДЖбуд - Пербуд - Посбуд;
D ТП = ; (124)
4) определить СОР как отношение D ТП к D ПДЖ:
СОР = . (125)
Это – так называемый «прямой счет» значения показателя СОР.
Показатель СОР можно рассчитать формально. Для этого используют другой показатель – ВМ – «валовую маржу» (маржинальную прибыль). Это – величина равна выручке от продаж за минусом переменных затрат: