б) контрольно-аналитическая (анализ финансовой отчетности и финансового состояния предприятия, финансовое планирование);
в) инвестиционно-финансовая (принятие решений или подготовка информации для принятия решений по формированию финансовых ресурсов и инвестициям предприятия);
По первым двум функциям ФМ частично пересекается с бухгалтерской службой. Но ФМ не сводится к бухучету, у него есть собственное поле деятельности. Третья функция – собственная функция ФМ.
ФМ – многоцелевая дисциплина. В российской практике закреплено представление (в т.ч. законодательно), что единственной целью финансовой деятельности любого предприятия в рыночных условиях является максимизация прибыли. Это – тоже явное наследие марксизма: на Западе еще в конце ХIХ века было показано, что у предприятия может быть очень высокий уровень рентабельности и оно, тем не менее, через какое-то время может разориться, если будет ориентироваться только на максимизацию прибыли. С тех пор во всех западных учебниках пишут, чтоприбыль – важный критерий деятельности, но, во-первых, не единственный, а во-вторых, не главный. У современного предприятия теперь есть целый ряд целей, которые оно стремится реализовать в своей деятельности.
Прежде всего, в финансовой деятельности предприятия имеет значение стремление к сохранению того богатства, которое уже накоплено собственниками (здесь особую роль играет специфическое устройство современных «бумажных» денег; см. ниже). Если предприятие не способно сохранить имеющийся капитал, то и прибыли никакой не будет. Помимо этого одной из важнейших целей является стремление к наращиванию капитала предприятия (к максимизации рыночной стоимости предприятия). Эта цель очень часто вступает в прямое противоречие с целью максимизации прибыли. А, кроме того, целями финансовой деятельности (и, соответственно, ФМ) является: а) не допустить банкротства; б) принимать финансовые решения, устраивающие все заинтересованные лица; в) стремиться поддерживать приемлемые темпы роста экономического потенциала предприятия; г) удерживать достигнутые позиции в конкурентной борьбе. И можно назвать еще целый ряд других, не менее значимых целей.
В современных условиях недопустимо управлять финансовой деятельностью компании по одному (даже – очень важному) параметру.