1. Между организацией и ее внешней средой (см.ниже).
2. Между уровнями и подразделениями внутри организации.
(1) Коммуникации между организацией и ее внешней средой
От факторов внешней среды зависят коммуникационные
потребности организации.
(2) Коммуникации между уровнями и подразделениями организации
4. Между руководителями рабочей группой
2. Между подразделениями
5. Неформальные
3. Руководитель-подчиненный
1. Межуровневые
Коммуникации между уровнями и подразделениями организации
Коммуникации между уровнями и подразделениями организации включают:
(1) Межуровневые коммуникации в организациивключают два потока информации:
- нисходящий;
- восходящий.
Нисходящий поток информации передается от высших уровней на низшие. Таким путем подчиненным сообщается о:
- задачах;
- изменении приоритетов;
- конкретных заданиях;
- рекомендуемых процедурах и пр.
Восходящийпоток информации от низших уровней к высшим может значительно влиять на производительность.
Кроме того, эта информация оповещает верхние уровни, о том, что делается на низших уровнях.
(2) Коммуникации между различными подразделениямидополняет межуровневую коммуникацию.
Обмен информацией между подразделениями нужен для координации задач и действий.
Организация - это система взаимосвязанных элементов.
Руководство должно добиваться, чтобы специализированные элементы работали совместно, продвигая организацию в нужном направлении.
Дополнительные выгоды от коммуникаций по горизонтали заключаются в формировании равноправных отношений.
(3) Коммуникации руководитель-подчиненныйнаиболее очевидная составляющая коммуникаций в организации.
Это обмен информации по вертикали.
В отличие от межуровневой коммуникации, этот вид коммуникации рассматривает взаимоотношение людей, а не движение потоков информации.
Исследования показали, что две трети времени руководителя уходит на этот вид коммуникации.
(4) Коммуникации между руководителем и рабочей группойпозволяют руководителю повысить эффективность деятельности рабочей группы.
Кроме того, эти коммуникации могут способствовать повышению удовлетворенности сотрудников своей работой.
(5) Неформальные коммуникации- это канал «распространения слухов». По этому каналу информация распространяется на много быстрее, чем по каналам формальных сообщений.
Руководители могут использовать это канал для быстрой передачи информации в виде запланированной утечки типа «только между нами».
Исследования показали, что 80-99% слухов точны в отношении непротиворечивой информации о самой организации.