Внутренний рынок охватывает сферу товарно-денежных отношений внутри страны.
Для характеристики внутреннего рынка товаров народного потребления важными показателями являются:
v емкость рынка;
v конъюнктура рынка.
Емкость рынка характеризует максимально возможный объем реализации товаров народного потребления (в городе, области, в республике в планируемом периоде) при данном уровне платежеспособного спроса, товарного предложения и уровня цен.
Емкость рынка определяется по формуле:
Ер = Пф + Мо + Ис
Где,
Ер – емкость рынка
Мо – мелкий опт (покупка товаров предприятиями, организациями, небольшими партиями за наличный расчет для хозяйственных нужд: бумага, тетради, ручки, стержни и т.д.).
Ис - иногородний спрос (покупка товаров приезжим населением в пути командировок, в летний период на отдых в Курортные места и т.д.).
Для расчета емкости рынка важно правильно рассчитать покупательные фонды населения (Пф), т.е. ту часть денежных доходов, которую население может направить на покупку товаров.
Покупательные фонды населения рассчитываются на основе баланса денежных доходов и расходов населения по формуле:
Пф = Дд – Нр
Где,
Дд - все денежные доходы населения,
Нр - нетоварные расходы
Баланс денежных доходов и расходов населения (содержание баланса).
Денежные доходы
Сумма, млн.руб
Денежные расходы
Сумма млн.руб.
Заработная плата
90,0
Покупка товаров
(Пф)
115,0
Доходы от коммерческой деятельности
30,0
Оплата услуг
21,0
Выручка от реализации продукции личных хозяйств
13.3
Обязательные платежи и добровольные взносы
17,0
Пенсии, стипендии, пособия
19,0
14,0
Денежные переводы (полученные)
5,0
Денежные переводы (отправленные)
6,0
Прочие доходы
7,0
ИТОГО:
174,3
ИТОГО:
Превышение расходов над доходами
-
Превышение доходов над расходами (сберкнижка)
19,3
БАЛАНС
178,3
БАЛАНС
178,3
Основным источником денежных доходов населения является заработная плата, а поэтому ее повышение будет способствовать увеличению покупательных фондов, а следовательно и увеличению емкости рынка.
Однако следует иметь ввиду, что емкость рынка и конъюнктура рынка тесно взаимосвязаны между собой.
Под конъюнктурой рынка понимаются конкретные условия реализации товаров. Складывающиеся в определенный момент: соотношение спроса и предложения, уровень цен, состояние товарных запасов и т.д.
Следовательно, элементами товарного рынка являются спрос и предложение.
Спрос отражает потребности в приобретении на рынке определенного количества материальных благ.
Спрос представляет собой специфическую форму проявления потребностей, обеспеченных денежным эквивалентом, побуждающие мотивы спроса: сами потребности, а их носители – потребители, процесс потребления спрос формируется под влиянием экономических, социальных, демографических, природно-климатических и других факторов.
Прогнозирование спроса означает научное предвидение перспектив развития спроса, его количественных и качественных характеристик с целью разработки тактики управления им в будущем.
Информационное обеспечение для прогнозов, сведения:
v о доходах населения;
v о росте розничного товарооборота;
v о состоянии товарных запасов;
v о розничных ценах, индексе цен.
А также данные о численности населения и материалы анализа товарных рынков.
Предложение – масса товаров определенного качества, предназначенная для реализации.
Товарное предложение включает:
v товарные запасы;
v товарные ресурсы.
Товарные ресурсы отражают всю массу товаров, выработанную на предприятиях страны и закупленную за ее пределами.
Товарный рынок обеспечивает сбалансированность спроса и предложения через механизм цен, воздействуя на производство товаров.
Цена – денежное выражение стоимости товара.
Методика расчета емкости рынка города и % охвата розничного товарооборота покупательными фондами
1. ФЗП населения города (прогноз) – 212140 тыс.руб.
2. П.д – 20% от ФЗП
3. Н.р – 8% от Дд
4. М.о – 22000 тыс.руб.
5. И.с – 5% в Ер
6. Т\о прогноз I вариант 192400 тыс.руб.
II вариант 146800 тыс.руб.
Пф-?, Ер -?, % охвата розничного товарооборота покупательными фондами?
РАСЧЕТЫ:
1. Сумма прочих доходов населения
20% от 212140 тыс.руб. = 42428 тыс.руб.
2. Сумма денежных доходов населения
212140 + 42428 = 254 568 тыс.руб.
3. Сумма нетоварных расходов
38% от 254568 тыс.руб. = 96735,8 тыс.руб.
4. Сумма покупательных фондов населения
254568 – 96735,8 = 157832,2 тыс.руб.
5. Емкость рынка
почему делим на 95% и умножаем на 100%. Согласно формулы:
(покупательные фонды и мелкий опт составляют 95% в Ер.
т.е. покупательных фондов (доходов у населения, которые они могут направить на покупку товаров) будет недостаточно, чтобы обеспечить розничный товарооборот по прогнозу.
II вариант:
В городе имеется возможность обеспечить выполнение прогнозируемого товарооборота и даже будет обеспечен рост товарооборота на 7,5%, если торговля будет изучать спрос, цены и предлагать покупателю нужный товар.
ЗАДАЧА:
1. ФЗП населения города – 212140 тыс.руб.
2. П.д – 20% от Д.д
3. Н.р – 38% от Д.д
4. М.о – 22000 тыс.руб.
5. И.с – 5% в Ер
П.ф - ? Ер-?
Обратите внимание на разницу в условии задачи (в первом случае П.д – 20% от ФЗП, во втором П.д – 20% от Д.д)
Следовательно Д.д – 100%
отсюда, чтобы рассчитать Дд. Необходимо:
1. Сумма денежных доходов
2. Сумма нетоварных расходов
38% от 265175 = 100766,5 тыс.руб.
3. Сумма покупательных фондов населения
265175 – 100766 = 164409 тыс.руб.
4. Емкость рынка
ПОНЯТИЕ И СОСТАВ РОЗНИЧНОГО ТОВАРООБОРОТА. ПОКАЗАТЕЛИ ПЛАНА РОЗНИЧНОГО ТОВАРООБОРОТА, ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАЗРАБОТКИ
Под розничным товарооборотом понимается продажа товаров населению для удовлетворения личных потребностей в обмен на его денежные доходы (это продажа продовольственных, непродовольственных товаров; продукции собственного производства предприятий питания; печатной продукции – книг, журналов и т.д.; дров, угля и т.д.).
А в целом розничный товарооборот отражает уровень жизни населения, к основным показателям которого относятся:
¨ уровень потребления продовольственных и непродовольственных товаров;
¨ обеспечение жилищем и благоустройства быта;
¨ образование;
¨ медицинское обслуживание;
¨ условия труда;
¨ организация отдыха и др.
Продовольственные и непродовольственные товары, в преобладающей степени являются объектом розничной торговли и занимают основное место в общем объеме потребляемых населением материальных и культурных благ – более 70%.
Однако население удовлетворяет свои потребности в предметах потребления не только путем их индивидуального потребления, но и через различные формы совместного потребления.
Покупателями в этом случае выступают различные организации, учреждения и предприятия, приобретая товар, как за наличный расчет, так и по безналичному расчету (такая реализация товара называется мелкооптовой продажей).
В розничном товарообороте она занимает незначительный удельный вес – 5-10%.
Основными показателями плана розничного товарооборота торгового предприятия являются:
1. Общий объем и структура товарооборота.
(под структурой товарооборота понимают продажу отдельных товарных групп – ткани, одежда, обувь, галантерея, бакалейные товары, кондитерские изделия, вино-водочные и т.д.)
Структуру товарооборота характеризует удельный вес каждой товарной группы в общем объеме товарооборота.
Например:
Товарооборот магазина 2000 тыс.руб.
В т.ч.
Товарооборот по тканям 660 тыс.руб.
Товарооборот по одежде 1340 тыс.руб.
Отсюда:
Удельный вес товарооборота
а) по тканям
б) по швейным изделиям
2. Товарные запасы.
Текущие товарные запасы обеспечивают выполнение и перевыполнение плановых заданий при условии постоянного их пополнения с учетом спроса и надлежащего качества товаров.
Товарные запасы (на начало (Зн) и на конец (Зк)) текущего хранения – это запасы:
И те и другие влияют на объем товарооборота и зависят от него.
Например:
1) Если товарные запасы (Зн переходящие) на начало текущего периода (месяц, квартал, год и т.д.) оказались заниженными, это может привести к уменьшению реализации в первые дни текущего периода, пока товарный запас не пополнится (такого может не случиться, если запасы товаров, которые остались на начало ходовые, имеют повышенный спрос и высокую товарооборачиваемость).
2) Если товарные запасы на конец отчетного периода (месяц, квартал, полугодие, год) остались сверхнормативными при выполнении плана поступления товаров на 100% и нормальных запасов на начало периода, то это будет говорить о том, что товары не реализованы, за счет чего план товарооборота не выполнен.
Товарные запасы на конец (Зк) планируемого периода всегда в сумме больше начальных, т.к. они должны обеспечивать рост товарооборота, а поэтому по ним рассчитывается (планируется норматив) в днях – Ндн.
Зк.дн. (прогноз) – это Ндн.
Чтобы рассчитать сумму товарных запасов по каждой товарной группе необходимо однодневной товарооборот умножить на норматив в днях по данной группе товаров.
∑ З гр.т.в = О дн х Ндн
(и так по всем группам) товаров.
Следовательно сумма товарных запасов зависит не только от нормы в днях, но и от однодневного товарооборота (т.е. от товарооборота).
Поэтому при расчете общей суммы товарных запасов по магазину в целом учитывают средний норматив товарных запасов (ср.Ндн) в днях и однодневный планируемый товарооборот по магазину.
А поэтому первоначально в магазине планируют объем товарооборота по каждой группе товаров и в целом по магазину, т.к. не зная его нельзя рассчитать планируемую сумму товарных запасов и нельзя определить потребность магазина в оборотных средствах и их источниках (собственные, кредиты банков).
3. Поступление товаров (П).
Важным показателем в плане розничного товарооборота – является поступление товаров. Если не будет поступления – ни о каком росте товарооборота говорить не приходится. Ритмичное поступление товаров в нужном ассортименте будет характеризовать организацию снабжения предприятия товарами – как положительную.
Для расчета планируемой суммы поступления товаров используют формулу баланса розничного товарооборота.
т.е. Зн + П = О + Зк
отсюда
О = Зк+П – Зн
Следовательно, объем поступления товаров зависит от объема товарооборота и величины товарных запасов на начало и конец планируемого периода (расчет ведется последовательно –1,2,3).