Предметы потребления, находящиеся в сфере товарного обращения, образуют товарные запасы.
Постоянное наличие товарных запасов в торговом предприятии является необходимым условием:
ü удовлетворения спроса покупателей;
ü выполнения плана товарооборота и его увеличения;
ü нормальной работы предприятия.
Их размер должен быть достаточным для обеспечения бесперебойной торговли и широкого выбора товаров покупателями.
Товарные запасы торговых предприятий классифицируются по следующим признакам:
ü назначению;
ü месту нахождения;
ü срокам;
ü размерам.
ü
По назначению:
Запасы текущего хранения
Они составляют основную массу всех запасов торгового предприятия они создаются для обеспечения бесперебойной продажи товаров в текущем периоде и должны постоянно пополняться.
Запасы сезонного хранения
Они создаются на определенных торговых предприятиях исходя из особенностей ассортимента реализуемых ими товаров, производство которых ограничено определенными сроками, а потребляются они большую часть года (картофель, овощи, фрукты и т.д.), и наоборот, производятся в течение всего года, а потребляются в ограниченные сроки (меховые товары, валяная обувь и т.д.).
Запасы досрочного завоза
Они создаются в районах, куда завоз товаров в силу географических или климатических условий не может осуществляться регулярно в течение всего года. (районы Крайнего Севера, горные районы и т.д.).
Запасы целевого назначения
Они создаются на предприятиях торговли для обеспечения определенных целей (для стимулирования сдачи населением вторсырья, для выдачи товарных выигрышей по лотереям и т.д.).
По месту нахождения
Различают товарные запасы:
ü в розничной сети;
ü на оптовых базах и склада;
ü в пути.
По срокам:
Товарные запасы подразделяются:
ü отчетные;
ü начальные (входные Зн);
ü конечные (выходные Зк)
Отчетные товарные запасы определяют на конкретную дату по отчетным данным (например на 1 февраля, на 15 марта и т.д.).
Начальные товарные запасы рассчитывают на последнюю отчетную дату до начала планируемого периода (например: запасы на конец марта – они перейдут запасами на 01.04).
Конечные (выходные) товарные запасы – это запасы на конец планируемого периода. Они нормируются, т.е. по ним рассчитывается норма в днях и в сумме.
По размерам различают товарные запасы:
ü минимальные;
ü максимальные;
ü средние (рассчитываются как средняя арифметическая)
или как средняя хронологическая
По единицам измерения:
¨ абсолютные (в стоимостном – в рублях, натуральном выражении – тоннах, литрах, штуках и т.д.);
¨ относительные (в днях товарооборота).
На размер товарных запасов влияют следующие факторы:
Объем розничного товарооборота.
Чем больше объем товарооборота, тем больше будет и сумма товарных запасов при одном и том же нормативе в днях (т.к. сумма товарных запасов рассчитывается как произведение среднедневного товарооборота на норматив товарных запасов в днях).
Структура товарооборота или сложность ассортимента.
(Чем шире ассортимент товаров, тем больше должны быть товарные запасы т.к. запасы создаются по каждому виду товаров).
Физико-химические свойства товаров.
(Время хранения отдельных товаров неодинаков – скоропортящиеся, не скоропортящиеся).
Условия и организация товароснабжения предприятий товарами.
(Частота завоза, способы доставки и т.д.) заключение договоров с поставщиками.
Состояние материально-технической базы
(Наличие складских площадей, холодильного оборудования и т.д.).
Финансовое положение предприятий
(Наличие собственных оборотных средств) и финансовая устойчивость.