русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Информационный лоббизм


Дата добавления: 2014-12-01; просмотров: 1581; Нарушение авторских прав


Место информационного лоббизма в публичной сфере

Среди маркетинговых способов организации политического дискур­са выделяется информационный

лоббизм, который связан с действиями определенных вторичных ассоциаций — лобби, или групп давления. Доминирующее поло­жение этих групп в современных государствах, их существенное и постоянное влияние на процесс выработки государственных ре­шений или формирование общественного мнения, по сути, пре­вратили их информационные отношения со своими контрагента­ми в своеобразную капиллярную систему власти, наполняющую государственные структуры живительной силой и энергией.

К примеру, в 1950 г. в Вашингтоне было около 2 тыс. лобби­стов. А уже в 1978 г. численность групп давления выросла до 15 тыс., и только в пределах Капитолийского холма работало около 500 лоббистских организаций. Причем 61 из них высту­пала за интересы японцев, 55 — за интересы меньшинств, 34 — за социальную помощь, 31 — за защиту окружающей среды, 10 — за интересы Израиля, 6 — за демографический контроль, 15 — против возрастной дискриминации и 12 — против гонки вооружений, 33 представляли женское лобби, 21 отстаивала религиозные интересы. Согласно справочнику американских лоббистских организаций за 1990 г. их ряды уже насчитывали 65 тыс. независимых лоббистов и 30 тыс. лоббистских организа­ций. Впоследствии многие организации стали объединяться, и сегодня их численность значительно выросла4.

В настоящее время сложилось двоякое понимание информаци­онного лоббизма, отражающее неоднозначность его местоположе­ния в информационно-политическом пространстве. С одной сто­роны, он рассматривается в качестве способаинформационного сопровождения деятельности лобби как определенных групп инте­ресов, структур, действующих в сфере принятия государственных решений. Таким образом констатируется положение, что лоббист­ская деятельность — как одна из самых распространенных в поли­тической сфере — неразрывно связана с соответствующими ин­формационными усилиями. Но никаким специфически информа-




ционным содержанием эти действия не отличаются и пользуются теми же технологиями, что и другие акторы поля политики: госу­дарство, партии, общественные организации и т.д. Одновременно такой подход предполагает, что этот способ информирования и коммуницирования в зоне принятия решений не отличается от пропагандистских, рекламных, пиар-технологий и других методов поддержания дискурса.

С другой стороны, информационный лоббизм — это особый способ формирования и поддержания коммуникаций, обладающий специфическими чертами, принципами и нормами обмена информа­цией и воспроизводства политических контактов, каналами обще­ния и другими компонентами.Подобное толкование является по­пыткой утвердить представление о том, что даже в сфере выработ­ки политических решений информационный лоббизм отличается собственными методами установления коммуникаций. При этом на первый план выступают отличия информационного лоббизма от иных, не только немаркетинговых, но и маркетинговых спосо­бов коммуницирования.

В пользу такого понимания говорит то, что подобный метод организации дискурса формируется исторически, вызревая лишь в определенных социальных условиях. С этих позиций информаци­онный лоббизм представляет собой специфический результат раз­вития политического рынка и эволюции представительной демок­ратии, когда владельцы крупных общественных ресурсов начина­ют играть особую политическую роль. И потому, даже несмотря на то что техники информационного лоббизма применяются во мно­гих странах, данный тип коммуникации еще не везде достаточно развит и имеет надлежащую очерченность и завершенность.

Отличительные черты информационного лоббизма как специфического способа установления коммуникации

Как и любая разновидность марке­тинговых коммуникаций, информа­ционный лоббизм ориентирован на установление двусторонних отноше­ний и образование обратных связей коммуникатора с реципиен­том. В то же время для него характерен и ряд отличительных черт. Как уже говорилось, область развертывания информационно­го лоббизма — это весьма узкий сегмент информационно-полити­ческого пространства — сфера принятия решений. Однако и здесь пространство налаживаемой им коммуникации предельно сужено и информационные контакты устанавливаются не со всеми теми, кто вовлечен в подготовку решений, а лишь с ключевымифигура­ми этого процесса, или КЛПР (ключевое лицо принятия реше­ний). Конечно, такие контрагенты могут носить как групповой,


так и индивидуальный характер и представлять, скажем, какую-то фракцию парламента или же отдельное лицо в структурах ис­полнительной власти. Это могут быть как ответственные лица, из­бранные представители населения, так и сотрудники их аппарата или же нанятые выборными лицами работники. Главное — чтобы именно они оказывали решающее воздействие на принятие нуж­ных решений.

Однако независимо от занимаемого статуса способы привлече­ния внимания к информации, формы ее доставки и выбор каналов связи неизменно подстраиваются под данного реципиента. В этом смысле исходный информационный продукт целиком и полностью форматируется с учетом всех важнейших особенностей партнера: его позиций, запросов, местонахождения, психологического состояния и иных важных для налаживания контакта параметров. То же касает­ся и учета стадий вступления в контакт с КЛПР, тонкой настройки на реципиента, налаживания связей, коррекции и поддержания ком­муникации. Таким образом, качество и формат используемой ин­формации, а также стадии ее обращения таковы, что, будь эти све­дения обращены к другому, пусть тоже участвующему в принятии решений лицу, им уже не удастся вызвать нужную реакцию реципи­ента и установить соответствующую коммуникацию. Все это и по­зволяет говорить, что информационный лоббизм представляет со­бой совокупность технологий, направленных на установление то­чечныхкоммуникаций, обладающих строгой персональной направленностью и соответствующей пространственно-временной концентрацией информационных усилий.

Очевидно, что такая персональная спроецированность инфор­мации на реципиента предполагает установление коммуникации за счет особого содержаниясообщения, способного мотивировать профессиональную деятельность КЛПР. В этом содержании долж­ны присутствовать три составляющих информации: касающаяся существа вопроса; направленная на мотивацию КЛПР, обеспечи­вающая поддержание контактов с КЛПР. К последней составляю­щей относятся те сведения, которые распространяются лоббиста­ми, чтобы сохранить конфиденциальный характер сообщений, на­правленных КЛПР. Во-первых, это вызвано необходимостью скрыть свои контакты от конкурентов и тем самым создать себе преиму­щества перед ними, а во-вторых, обеспечить собственную безо­пасность. Ведь нередко предлагаемые ими стимулы мотивируют противоправный характер поступков КЛПР.

Благодаря направленности на установление контактов с конк­ретным лицом в сфере принятия решений информационный лоб­бизм представляет собой предельно гибкуюформу коммуникации,


I способную непрерывно перестраиваться исходя из динамики запро-I сов реципиента. Чем выше статусный уровень КЛПР, тем сложнее I устанавливать с ним коммуникацию. В то же время подвижность и I адаптивность данной формы коммуникации дает возможность в за-I висимости от ситуации перенацеливаться (в случае утраты управ-I ленцем необходимого положения в госаппарате) на тех, кто обрета-I ет статус КЛПР. Следовательно, лоббистам должна быть хорошо из-I вестна не только предметная сфера, традиции той области жизни, I где они налаживают коммуникацию, но и конкретная схема при-I нятия решений.

I Существенно и то, что выстраиваемые таким образом инфор-I мационные контакты предполагают использование по преимуще-I ству непубличныхтехнологий. Иными словами, лоббисты создают 1 коммуникацию со своими контрагентами в основном в полутене-I вом, а нередко и теневом режимах взаимодействия. Именно такой I характер общения позволяет добиваться решения многих вопро-I сов с помощью аргументов, не подлежащих огласке. Все это пока-I зывает, что технологии информационного лоббизма обладают ком-I бинированнымхарактером и включают прямые и опосредованные, I явные и теневые формы воздействия на своих контрагентов. Велик I среди них и удельный вес методик противоправного и криминаль-I ного характера.

I Такой стиль информационного поведения свидетельствует о I том, что общество — в лице его основных групп — для лоббизма I не партнер, а косвенный соучастник коммуникации, к услугам I которого прибегают только в тех случаях, когда необходимо обес-| печить внешнее давление на ключевое лицо, принимающее реше-| ние. Иными словами, все три социальных актора (публика, обще-[ ственность и общество) не выступают для лоббизма в качестве I самостоятельных агентов информационного рынка. Одновременно [ это означает, что в арсенале информационного лоббизма техноло-I гаи, способные побуждать массовые коммуникации, нечасто за-I нимают главенствующие позиции.

I Характерно, впрочем, и то, что для лоббистов факт установле-I ния коммуникаций является сугубо инструментальным,поскольку [ приоритетное значение имеет не установление коммуникации, а I проведение в жизнь политического решения. Такая сугубо прагма-I тическая, служебная нацеленность технологий информационного I лоббизма существенно отличает данный вид маркетинговых ком-I муникаций, к примеру, от производства пиар-продукции. Этот про-| цесс, как говорилось ранее, помимо достижения конкретных це-f лей политического проекта одновременно обладает и направлен-! ностью на развитие личности, культуры граждан.

I 173


       
   
 
 

[КЛПР, установленные каналы общения, используемые аргумен-(ты и иные данные о своей деятельности.

Устанавливаемая коммуникация тесно связана только с цик­лом принятия конкретного решения и потому носит контексту­альный, временнойхарактер. Когда управленческая задача решает­ся, цикл коммуникации с данным лицом заканчивается, исчезает и заинтересованность коммуникатора в поддержании коммуника­ции. Конечно, если установленные связи обладают неким потен­циалом, коммуникация не столько обрывается, сколько утрачива­ет свою интенсивность. Такая коммуникация может внезапно разру­шиться, например, в связи с выпадением ключевого контрагента из системы принятия решений, а установленные контакты окажутся замороженными, но не законченными. Однако в любом случае оче­видно, что в целом у информационного лоббизма как определенно­го способа общения нет внутренней установки, как, предположим, у пиара на создание долговременных коммуникаций, т.е. формиро­вание информационной среды, выходящей за рамки конкретного управленческого проекта. В этом смысле информационный лоб­бизм можно рассматривать как средство поддержания краткосроч­ной и нерегулярнойкоммуникации, полностью зависимой от ре­шения конкретных управленческих задач.

Информационный лоббизм обладает признаками, условно го­воря, ответственнойкоммуникации, предполагающей, что ком­муникатор отвечает за установление коммуникации своими ресур­сами. Такие формы ресурсного обеспечения весьма многообразны. К числу его легальных форм отнесены затраты на производство экспертизы и выработку рекомендаций для должностного лица по тому или иному вопросу. Среди теневых и противоправных — эле­ментарная взятка, оплата заказных статей и печатных материалов в прессе или оказание услуг КЛПР в форме помощи в карьерном росте и др.

Эта характеристика информационного лоббизма демонстриру­ет также тесную связь данного механизма представительства инте­ресов со смежными по отношению к информации ресурсами:адми­нистративными, финансовыми, экономическими и пр., т.е. теми средствами давления, которые могут быть активизированы и ис­пользованы в целях установления политической коммуникации.

Данный тип установления коммуникации носит и остро кон­курентныйхарактер. В основном это связано со стремлением других групп и лиц установить параллельную коммуникацию с лицом, принимающим решение, перехватить его служебные функции. И это неизбежно, поскольку лоббисты редко способны монополизиро­вать даже те зоны принятия решений, где они традиционно пред­ставлены. По этой причине лоббисты, как правило, тщательно скрывают информацию о своих методах работы с конкретным


 

, Принципы информационного лоббизма

Исторический опыт информацион­ного лоббизма, использование его механизмов в различных странах

мира на протяжении многих десятилетий позволяют обнаружить его некие основополагающие принципы.

Прежде всего это деидеологизацияи даже десимволизацияоб­разов власти при установлении политической коммуникации. Лоб­бисты предлагают такие цели и способы их интерпретации, кото­рые означают построение отношений в сфере власти, не предус­матривающих апелляции к социальным значениям решений. Другими словами, источники и причины государственных реше­ний лишаются своих общесоциальных очертаний и рассматрива­ются как сугубо технократический процесс распределения и пере­распределения общественных ресурсов. Такие социальные блага, как справедливость, безопасность, стабильность и многие другие, име­ющие ценность в общественном сознании и лежащие в основе дея­тельности государства как особого социального института, утрачи­вают свое значение при осуществлении лоббизмом своих управлен­ческих целей. Эти ценности исчезают как факторы, способные повлиять на рассмотрение альтернатив общественного развития, принятие решений. В информационных потоках, выстраиваемых лоб­бистами, решение любой политической задачи упрощается и сво­дится исключительно к ее материальной стороне. Заземленность понимания социальных проблем выхолащивает сам тип полити­ческих взаимоотношений лоббистов с лицами, принимающими решения, низводит эти связи до хозяйственных. Таким образом, лоббизм размывает политический характер устанавливаемых им информационных контактов, по сути, балансирует на грани непо­литическихкоммуникаций в публичной сфере.

При таком подходе к делу фигуры ответственных лиц также утрачивают свою легитимность и превращаются из агентов власти в носителей конкретных управленческих функций и распорядите­лей материальных ресурсов, а власть из системы многоуровневых информационно-символических связей и иерархических отноше­ний трансформируется в линейно-организационную структуру, регулирующую перемещение конкретных ресурсов общества. При этом носители власти приобретают статус, который позволяет им лишь временно распоряжаться этими ресурсами.

Так что лоббизм благодаря свойственным ему принципам ин­формационного преломления и сопровождения общественных


проблем растворяет политический характер коммуникации в отно­шениях с лицами, принимающими решения. Кроме того, подчерки­вая сугубо функциональные очертания такого типа контактов, он и в целом деполитизирует коммуникации в сфере власти.

Сказанное свидетельствует и об абсолютном приоритете инте­реса над всеми иными мотивами установления коммуникации. И хотя такой неизменный прагматизм обусловливает экономию ресурсов, он же существенно ограничивает и политическую сферу применения технологий информационного лоббизма.



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Процесс производства рекламной продукции в политике | Типы и методы информационного лоббизма


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.011 сек.