русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Типы и методы информационного лоббизма


Дата добавления: 2014-12-01; просмотров: 1145; Нарушение авторских прав


Многогранная практика дала при­меры существования самых различ­ных типов и разновидностей ин­формационного лоббизма. Самый распространенный — прямой (вне­шний)информационный лоббизм, демонстрирующий такое формирование информационного потока и установление комму­никации с ключевыми фигурами, которое инициируется вне сис­темы принятия решений. Таким образом, лоббисты налаживают контакты с ЛПР только после того, как им удается проникнуть в зону принятия конкретных решений.

Противоположный обозначенному типу установления комму­никации — внутреннийинформационный лоббизм. Коммуникато­ры, заинтересованные в принятии решения лица, устанавливают контакты внутри управленческой системы. В силу этого их комму­никация с КЛПР носит характер внутреннего общения, служеб­ной формы установления и поддержания общения. Иными слова­ми, будучи участниками системы принятия решений, отдельные группы и лица пытаются повлиять на органы власти и властные фигуры, курирующие тот или иной вопрос. В ряде случаев внут­ренний лоббизм включает в себя также ситуации, когда отдельные коммуникаторы, действуя в той же предметной области, добива­ются необходимого решения, пользуясь особыми отношениями со своим руководством.

Еще один тип информационного лоббизма — косвенный. Его особенности состоят в том, что коммуникатор использует в каче­стве фактора давления на КЛПР общественное мнение. Эта разно­видность лоббизма свидетельствует как о сложности, так и о мас­штабности формируемых коммуникаций. В то же время потребность в применении именно такого метода оказания давления на власть свидетельствует о дефиците у коммуникатора должных ресурсов для оказания внутреннего воздействия на структуры власти и уп­равления.


к


Кроме того, выделяются общенациональные типы информаци­онного лоббизма, позволяющие учитывать всю гамму специфи­ческих проявлений данного способа установления коммуникации в отдельных странах. Рассмотрим особенности этого типа инфор­мационного взаимодействия на примере нашей страны.



В современном российском обществе информационный лоб­бизм формировал свои коммуникации в рамках общей страте­гии бизнеса в публичной сфере. С середины 80-х годов прошло­го века (когда начались процессы перераспределения государ­ственной собственности в пользу советской номенклатуры) стали распространяться формы прямого и внутреннего лоббиз­ма, решавшего проблемы, в основном связанные с перерасп­ределением материальных ресурсов. В конце этого десятилетия начала формироваться и практика размещения крупными эко­номическими структурами заказных материалов в СМИ. За срав­нительно небольшую плату фирмы размещали благоприятную для себя информацию, которая сигнализировала об их намере­ниях, целях и позициях, оказывая тем самым давление и на конкурентов, и на структуры государственного управления. Впоследствии эти формы деятельности отечественных инвес­торов были дополнены стратегиями овладения СМИ. Причем если первые владельцы СМИ относились к ним как к форме второстепенного бизнеса, то крупные бизнесмены второго по­коления рассматривали их уже как наиважнейший инструмент политического давления на власть и опережения конкурентов. Можно сказать, что выборы Президента России в 1996 г. по сути создали уже единый механизм власти, при котором медиа-владельцы интегрировались в систему государственного управ­ления, а СМИ стали главным проводником их интересов по отношению и к государству, и к обществу. Впрочем, дальней­шая практика показала различие интересов власти, бизнеса и СМИ. Поэтому установившийся механизм власти и управления продержался только во время этих выборов и короткого пери­ода последующего развития. Затем союзы СМИ, медиавладель-цев и политической части правящего класса приняли более праг­матичный и инструментальный характер. Лоббизм же, став едва ли не основным способом решения проблем, возникавших между бизнесом и властью, вновь начал применять для дости­жения своих целей более привычные — непубличные методы. Использование силы общественного мнения, «господство в эфире» представлялось не вполне и не всегда эффективным, и потому эти способы формирования информационных потоков

12-4386


уступили место теневой стилистике налаживания контактов. По мере развития информационной базы общества лоббизм стал распространяться на сферы культуры, образования и науки. В настоящее время информационный лоббизм доминирует в про­странстве принятия решений, формируя господствующие там коммуникации и способствуя установлению контактов бизне­са и государственных чиновников.

Каждый из названных типов информационного лоббизма пользуется своими методамиустановления коммуникации. Так, для прямого лоббизма наиболее характерны личные встречи, в кото­рых существенное место принадлежит невербальным способам информирования, лучше других передающим смысл конфиден­циальной информации; для косвенного — взаимодействие со СМИ с присущими им техниками контактирования с массовыми ауди­ториями; для внутреннего — формы делового общения со всем набором формальных и неформальных приемов влияния на оппо­нента (например, распространение «деловых слухов», т.е. новостей, исходящих из вышестоящих для реципиента структур), и т.д. Эти методы либо представляют собой легальные средства воздействия на ЛПР, либо находятся за рамками закона.

Циклический характер информационного лоббизма

Нацеленность лоббизма на решение конкретных управленческих задач позволяет выделить и некий алго­ритм этого типа информационной деятельности, или перечень взаимосвязанных действий и процедур, позволяющих ему уста­навливать надежную коммуникацию с ключевыми фигурами в сфере принятия решений.

В качестве первой ступни такого цикла следует выделить офор­мление интереса,т.е. придание потребности лоббистов такой субъек­тивной формы, которая могла бы привлечь внимание КЛПР и потенциально была бы способна вызвать его положительную от­ветную реакцию. Одновременно такая форма должна органично встраиваиваться в систему принятия решений, избегать серьезных конфликтов с этой средой, т.е. соответствовать принятым здесь нормам, традициям, своеобразному этикету взаимоотношений в политико-административной среде.

Второй этап — определение ключевого лица в системе принятия решений и поиск эффективного канала передачи ему информации.Выбираемый способ передачи сообщений должен не только выст­раиваться под конкретного КЛПР, отражать его предпочтения в получении информации, но и минимизировать возможности


i


возникновения «шума». Поскольку передаваемая информация за­частую носит конфиденциальный характер и содержит немало тон­ких аргументов, придающих сообщению целевой характер, утрата даже незначительного числа таких смыслозначимых компонентов текста может привести к нарушению и обрыву коммуникации. Та­кие требования к выбору канала тем более основательны, что лоб­бистам нередко приходится действовать в рамках двух-, трехуров­невой или даже более сложно организованной системы отноше­ний между отдельными звеньями системы управления и при этом использовать различные — печатные, цифровые или другие — спо­собы передачи информации.

Следующий этап — настройка информационных контактов.Эти задачи предполагают более точное, скорректированное сложив­шимися обстоятельствами согласование интересов лоббистов и КЛПР, а также «прочищение» каналов связи, минимизацию «шума», способного помешать взаимодействию сторон. Одновре­менно при решении этой группы вопросов коммуникатор пытает­ся исключить расслоение инфопотока, т.е. поступление информа­ции каким-то иным, косвенно участвующим в этом общении кон­трагентам (например, сослуживцам, техническим сотрудникам аппарата КЛПР и т.д.). За счет осуществляемых здесь операций начальные попытки вхождения в контакт способствуют установ­лению устойчивой коммуникации. Другими словами, коммуници-рование трансформируется в коммуникацию, устойчивую форму общения партнеров.

Далее необходимо поддержание установившихся контактоввплоть до окончательного решения вопроса, т.е. поставленной уп­равленческой задачи. Учитываются динамика внешней среды, воз­можное изменение интересов лоббистов и требований КЛПР. Не­редко временной период, в рамках которого реализуется конкрет­ная задача, резко сокращается, что порой ставит под угрозу первоначально установленные контакты между лоббистами и КЛПР. Например, о содержании предполагаемой сделки узнают конку­ренты или же выясняются непрогнозировавшиеся последствия, которые делают намечающуюся операцию нецелесообразной. В слу­чае сохранения заинтересованности сторон в коммуникации тре­буются дополнительные действия по поддержанию установленных контактов, устранению рисков в самый ответственный период вза­имодействия сторон.

Понятно, что такие обстоятельства обусловливают необходи­мость охраны коммуникации.На этом этапе лоббисты предприни­мают действия, нацеленные на создание информационной защи-

12*


ты своих деловых взаимоотношений как от конкурентов, так и от прямых противников.

Заключительный этап коммуникационного цикла информаци­онного лоббизма — выход из установленных контактов. Предпола­гается, что установленные информационные связи в силу реше­ния задачи теряют функциональный характер и должны быть пре­кращены. Это позволяет направить усилия и ресурсы лоббистов на иные ключевые фигуры в системе принятия решений. Однако при этом нужно сохранить у КЛПР, условно говоря, позитивную па­мять о существовавших связях, чтобы при необходимости легко войти с ним в новый контакт. В то же время такие действия предо­ставляют возможность сохранить и повысить деловую репутацию самих лоббистов.

В России круг возможностей для такого типа информаци­онного влияния уже, чем на Западе, так как у бизнес-структур меньше доступа к ТВ, чем у государства, владеющего конт­рольным пакетом акций ОРТ, РТР, НТВ. По неофициальным подсчетам, на проведение одного законопроекта западные неф­тяные компании тратят в среднем от 1 до 20 млн долларов. Причем часть из этих средств идет на работу со СМИ. По дан­ным отечественных специалистов, крупнейшие российские ком­пании тратят меньше, например, в 1998 г. «Транснефть» на оплату информационных материалов в прессе израсходовала 485 тыс. долларов. В целом же с учетом посреднических услуг в конце 1990-х годов размещение сообщения в АПН, АИФ-Но-вости стоило 200-3000 долларов, а в Интерфаксе 500-800. При­чем такая информация могла в дальнейшем послужить пово­дом к появлению небольшой серии статей. Продолжающаяся же серия статей стоила уже от 5 тыс. долларов. При решении оплаты таких услуг главным критерием был и остается охват аудитории. Поэтому самыми желанными для бизнеса в настоя­щее время являются возможности таких информагентств, как Интерфакс, РИА-Новости, Прайм-ТАСС, а также специали­зирующихся на экономической информации: Росбизнескон­салтинг, Финмаркет и др.

Информационный терроризм Информационный терроризм так­же представляет собой предельно

персоналистскую форму коммуникации, организуемую «под ре­ципиента». Однако эту разновидность данного типа установления коммуникации отличает направленность на нанесение реципиен­ту того или иного ущерба. Именно эта целевая установка форма-


тирует его информационные послания, заставляет коммуникатора выбирать место и время распространения информации и установ­ления контактов.

Отличительные черты информационного терроризма связаны с его публичным характером и стремлением к максимизации ком­муникационного эффекта. Даже если насильственные (угрожаю­щие) действия предпринимаются по отношению к какому-то кон­кретному лицу, они все равно рассчитаны на публичную огласку и оказание воздействия на широкую, в том числе и массовую ауди­торию. Например, подрыв машины судьи, представителя полиции или госадминистрации, даже если его непосредственная цель — устранение, всегда направлен на получение масштабного соци­ального отклика общественного мнения. Чаще же всего такие ак­ции и представляют собой не что иное, как форму давления на общественность, попытку запутать население региона или страны в целом. А потерпевший оказывается лишь средством, позволяю­щим террористам решать более масштабные задачи.

Таким образом, в информационном терроризме расчет делается именно на информационные последствия злонамеренных или насиль­ственных акций. Поэтому данный метод организации дискурса явля­ет собой как бы двухступенчатую процедуру установления полити­ческих коммуникаций. Первоначально организуется общественный резонанс, а затем устанавливаются контакты с широкой социаль­ной аудиторией, от которой террористы пытаются добиться нуж­ного им изменения позиций и даже соответствующих поведенчес­ких действий. (Вспомним, к примеру, как родственников захва­ченных в театральном центре на Дубровке заложников вынудили устроить демонстрацию «против войны в Чечне».)

Как правило, самое распространенное средство оказания та­кого воздействия на социальную аудиторию — нагнетание страха. На эту реакцию и рассчитывают террористы, так как в результате создается атмосфера напряженности, нарушены функции государ­ственных органов.

Такие установки террористов обусловливают особую тактику применения информационных процедур. Как правило, на перво­начальном этапе установления характерного для них типа комму­никации происходит скрытое накопление и концентрация (в оп­ределенном месте и в определенное время) данных. После совер­шения террористического акта, напротив, делается все, чтобы усилить его общественное звучание. В ход идут заявления для прес­сы, распространение видеокассет, интервью и другие формы ком­ментирования случившегося. Эти способы информирования при-


званы — даже если какая-то организация не берет на себя ответ­ственность за содеянное — объяснить смысл произведенного на­силия и спровоцировать реакцию правящих структур и обществен­ного мнения. Используется любой повод для придания информа­ции публичного характера, возбуждения общественного интереса, тиражирования сведений.

Эта универсальная черта информационной тактики террорис­тов модифицируется в зависимости от типа осуществляемых ими акций. Одно дело, когда такие акции связаны с применением силы и физического насилия, и другое, если применяются методы пси­хологического давления (например, используется информация, способная устранить ту или иную политическую фигуру с арены публичной власти). В последнем случае, если такой «тяжелый» ком­промат становится орудием шантажа и приводит к «добровольной отставке» этого политика, придание этому факту общественного резонанса может и не потребоваться.

Своими особенностями установления политических коммуни­каций обладает внутринациональный и международныйтерроризм, региональныйи местный, индивидуальныйи коллективный,пре­следующий криминальные и политические(национальные, рели­гиозные) цели. Особые информационные технологии использует мобилизованныйи добровольческийтерроризм. Если террористи­ческую тактику берет на вооружение отдельное государство (госу­дарственныйтерроризм), этот способ информационной деятель­ности обретает черты и свойства институализированной полити­ческой линии, подкрепленной соответствующими масштабными ресурсами. Однако ярче всего информационный терроризм пред­ставлен в деятельности отдельных организаций.Именно здесь на­шли свое классическое воплощение характерные для терроризма приемы поведения в информационном пространстве.

Современные особенности информационного терроризма

Наряду с сохранением ряда харак­терных для информационной дея­тельности террористов XX и даже XIX в. особенностей складываются

некие новые, в том числе и качественно отличные ее параметры. В значительной мере это обусловлено изменениями самой терро­ристической деятельности, ее места и роли в современном мире. Ученые и эксперты отмечают качественные изменения, позволя­ющие говорить о формировании терроризма «нового типа», носи­тели которого обладают особенной мотивацией, специфическими средствами и тактикой применения информационного оружия.


Например, из-за возросшей технической оснащенности тер­рористов, возможности применения ими биологического, хими­ческого и даже оружия массового уничтожения в корне измени­лось отношение к ним отдельных государств и всего мирового сооб­щества. После трагедии 11 сентября 2001 г. люди стали даже преувеличивать значение и масштаб отдельных террористических ак­ций. Все это говорит о том, что качественно изменился информа­ционный фон, на котором высвечиваются и получают оценку та­кого рода действия. Повышенное внимание к террористическим акциям и даже драматичность их восприятия повлияли на духов­ную атмосферу общества, оно стало более восприимчивым и про­ницаемым для информационных целей террористов. Последним иногда не требуется даже прикладывать особых усилий для озна­комления общества со своими целями. Оно само с нетерпением ждет таких материалов. Неудивительно, что кассеты с записью ре­чей руководителей «Аль-Каиды» крутятся по всем мировым теле­каналам, их интервью сразу же попадают на первые полосы газет и становятся мировыми новостями. Пассажи этих речей, цели и задачи исламских фундаменталистов постоянно комментируются СМИ. Общество невольно само продуцирует интерес к этой тема­тике, в результате чего информационно-политическое значение терроризма постепенно возрастает, а создаваемые им коммуника­ции расширяют свое влияние.

Наряду с этим продолжает действовать и достаточно традици­онная тенденция, а именно — усиление связи терроризма с дея­тельностью экстремистских группировок (националистских, шо­винистских, религиозно фундаменталистских). Например, как вы­яснилось в ходе следствия по факту атаки зданий Всемирного торгового центра в Нью-Йорке, террористическая организация Аль-Каида была «зонтиком» для целого ряда группировок, в том числе Хэзболлы (Ливан), Исламского джихада (Египет), Вооруженной исламской группы (Алжир) и некоторых других.

Возрастают организованность и законспирированность действий террористов, повышается их финансовое обеспечение, что зат­рудняет борьбу с ними. В значительной степени это обусловлено заинтересованностью экономических или политических сил, кото­рые помимо собственно идеологических (религиозных, политиче­ских, националистических и пр.) причин пытаются использовать террористическую деятельность для дестабилизации положения, что­бы сорвать экономический проект конкурентов и способствовать продвижению своих интересов.

Имеющиеся в их распоряжении средства дают террористам возможность подкупать политических деятелей и журналистов,


приобретать радиостанции и газеты. В этих целях активно исполь­зуются и диаспоры в разных странах. При помощи их совместных усилий либо прославляются «подвиги» защитников ислама, либо как минимум смягчается общественное мнение, легитимизируют­ся цели террористов, им создают паблисити (связывая, например, их деятельность с защитой неких «принципов» и «нравственных ценностей», культурного наследия). Это создает благоприятный информационный фон для деятельности «борцов за свободу» Чеч­ни, «узников совести» из баскской организации ЭТА, «мирных католиков» Ольстера и т.д.

Например, часть получаемых от международных террористи­ческих организаций средств чеченские сепаратисты направляли на ведение информационных акций против федеральных сил. Одна из операций такого рода получила название «Лифт». В ее рамках в числе прочего предусматривалось создание официального инфор­магентства, а также телекоммуникационной сети и печатных из­даний, которые должны были распространять в России и за ру­бежом нужную полевым командирам информацию.

Сегодня де-факто создаются и международные информацион­ные глобальные сети террористов. Это позволяет группировкам ук­реплять взаимопомощь, повышать качество планирования своих действий, их координацию в мировом масштабе, осуществлять крупные международные операции. Процесс интернационализа­ции террористов проходит на фоне агрессивного отрицания ими международных норм жизни. Они активно используют всевозмож­ные информационные технологии, способные донести до обще­ственного мнения их идеи и оценки.

Примером такого типа скоординированных операций ин­формационного терроризма может служить «атака против США», первыми актами которой была серия акций во второй половине и конце 1990-х годов, направленных против амери­канских посольств в Кении и Танзании, авиабазы и учебно-тренировочного центра в Саудовской Аравии, попытка под­рыва Всемирного торгового центра в Нью-Йорке. Причем воп­реки традиции ни одна организация не заявила официально о своей ответственности за данные акции, не были также выдви­нуты ясные требования и цели, за исключением невнятного обещания «повсеместно преследовать американские вооружен­ные силы и наносить удары по интересам США».


 


Новые информационные возможности терроризма заставляют говорить и о постепенном вытеснении на периферию образа и стиля деятельности, если угодно, традиционного профессионального террориста — идеологически мотивированного, действующего в соответствии с конкретной политической повесткой, вооружен­ного взрывчаткой и поддерживаемого государствами-спонсорами. Современный террорист — этот тот, кто способен наряду с таки­ми действиями вести и сетевую войну, при этом его мотивы гораз­до меньше идеологизированы. В значительно большей степени тер­роризм делает сегодня ставку на использование в своих целях «лю­бителей». Это затрудняет деятельность разведслужб, так как подготовка к акциям носит чрезвычайно скрытный характер.

Появление новых методов в деятельности террористов, усиле­ние их ресурсного потенциала требуют адекватных методов борь­бы с этим явлением, заставляют государства совершенствовать на­циональные законодательства, повышать координацию своих дей­ствий. На совещании «восьмерки» в июне 2003 г. было принято решение о создании специального международного органа по борь­бе с международным терроризмом. Но ни такие специальные струк­туры, ни отдельные государства не справятся с терроризмом, если люди не будут бдительнее, а их реакция на проявления насилия, деятельность всех тех, кто прикрывает насилие идеологическими и иными целями, не станет более жесткой.

Вопросы для обсуждения

1. Почему политическая реклама занимает ведущее место на совре­
менном информационно-политическом рынке?

2. Есть ли какие-либо ограничения в заимствовании приемов полити­
ческой рекламы, используемой в одной стране, политиками другого го­
сударства?

3. Существуют ли универсальные приемы повышения эффективности
политической рекламы?

4. Имеются ли у информационного лоббизма только ему присущие
технологии установления политических коммуникаций?

5. Каковы способы защиты от информационного терроризма?

Рекомендуемая литература

Борисов Б. Л. Технологии рекламы и ПР. М., 2000.

Землянова Л. Н. Реклама в период гиперсигнификации // Вестник МГУ. Сер. 10. Журналистика, 1995. № 3.

Зудин А. и др. Финансово-промышленные группы и конгломераты в эко­номике и политике современной России. М., 1997.


               
   
   
     
 
 
 
 

Глава 7 СИНТЕТИЧЕСКИЕ СПОСОБЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ

§ 1. Смеховая коммуникация

Егорова-Гантман Е. и др. Политическая реклама. М., 1999. Колобов О. А., Ясенев В. Н. Информационная безопасность и антитеррори­стическая деятельность современного государства. Проблемы право­вого регулирования и варианты их решения, Нижний Новгород, 2001. Лисовский С. Ф. Политическая реклама. М., 2000.

Мошкин С. В. Политическая реклама: Пособие для начинающих полити­ков. Екатеринбург, 1994.

Ольшанский Д. В. О группах влияния и некоторых «влияющих» в российс­кой политике // Бизнес и политика, 1995, №11. Система представительства российского бизнеса: формы коллективного

действия, М., 1997.

Федотова Л. Н. Реклама в социальном пространстве. М., 1996. Шестакова О. В. Информационные технологии современного лоббизма //

Теория и практика управления: новые подходы. М., 2003. Bogart L. Advertising // International Encyclopedia of Communications / Ed. by

E. Barnow, G. Gerbner, W. Schramm, T. Worth. N.Y.; Oxford. 1989. Jordan G.,Malonely W. Accouding for Public Interest Participation // Political

Studies. 1996. Vol. XLIV. Schmitter Ph., GroteJ. The Corporatist Sisyphus. San Diego, 1997.


 

Природа и место смеховой коммуникации в информационном пространстве

В информационном пространстве политики наряду с маркетинговы­ми и немаркетинговыми способа­ми организации дискурса существу­ют и такие, которые включают в

себя разные методы поддержания коммуникации. К подобным син­тетическим (смешанным) способам организации информацион­ного взаимодействия относится смеховая коммуникация.

Ее природа связана с проявлением комического содержания политического текста, которое служит основанием для контактов между людьми. Комическое же является показателем некоего внут­реннего несоответствия в обсуждаемом (отображаемом) явлении. ; Это может быть несоответствие формы и содержания (толстый человек говорит тонким голосом), противоречие функции (зада­чи) и роли (ее осуществления). К примеру, официальное лицо совершает несвойственные его статусу действия. Комическое про­воцирует юмористическую реакцию потребителя информации, что вызывает его смех, улыбку и иные аналогичные реакции, которые и делают возможной особую, смеховую форму контактов полити­ческих акторов в пространстве власти.

Немаркетинговые свойства такого типа коммуникации обус­ловлены тем, что комическое представляет собой внутренний ком­понент любых политических текстов и тем самым выражает их потенциальную способность провоцировать юмористическую ре­акцию потребителей информации. Как отмечал А. Бергсон, коми­ческое не существует вне человеческого'. И уж тем более это применимо к таким «достижениям» человечества, как государство и политика. Человек, даже в борьбе за власть, не утрачивает при-


сущей ему способности видеть смешное в любых областях жизни. И это не случайно. Ведь политика представляет собой форму взаи­модействия различных социальных групп, каждая из которых по-своему интерпретирует сообщения партнеров и конкурентов, в том числе выделяя в их посланиях комическое содержание. Таким об­разом, всегда имеется возможность юмористической интерпрета­ции даже тех сообщений, которые не представляют собой специ­ально сформированных шутливых посланий.

«Политический смех... является производным от смеха во­обще. Поскольку, судя по всему, смех появился раньше, чем власть, государство и политика, то скорее всего рождение сме­ховой стихии либо совпадает с появлением политики, либо хронологически следует за ней... естественным образом транс­формировавшись из бытовой смеховой стихии»2.

По этой причине политические тексты уязвимы для юморис­тической интерпретации их содержания, а смех в политике тота­лен и всеобщ. Так что в политических текстах всегда независимо от их юмористической ценности прямо или косвенно, открыто или неявно присутствует комическое содержание. Причем комическое восприятие политической информации приводит к тому, что не­редко смех является реакцией даже на отсутствующий текст.

Смех привносит в политику игровой момент, некую несе-^ рьезность, позволяющую человеку даже в драматические мо­менты сохранять оптимизм, понимать условность любых «судь­боносных решений». Профессионалам-политикам смех и юмор помогают сохранять человечность и жизнелюбие. Это как нельзя лучше иллюстрирует высказывание английского политика Уин-стона Черчилля о предназначении политических деятелей, по­лагавшего, что те «должны уметь предсказать, что произойдет завтра, через неделю, через месяц и через год. А потом объяс-I нить, почему этого не произошло».

Таким образом, органичность смеховой реакции в социальном и политическом пространствах демонстрирует немаркетинговые особенности смеховой коммуникации. Они связаны с тем, что политические тексты неизбежно являются носителем комическо­го, а юмор выступает в качестве особой, внутренне принадлежа­щей реципиенту технологии осмысления информации, диагнос­тики и постоянной ревизии сообщений.

Можно даже сказать, что юмор — это специфический способ освоения человеком мира политики, составная часть политичес­кой социализации личности. Благодаря этому смеховая коммуни-


кация в политике возникает постоянно, превращаясь в элемент повседневности, неискоренимое свойство политических взаимо­отношений людей и самой сферы власти. Поскольку человек поли­тический имеет возможность юмористического прочтения любой информации, смеховая коммуникация выступает как неизменная составляющая политической сферы. Шутка и юмор способны вы­полнять те же функции политической оценки, анализа и прогно­за, что и теоретические формы политической рефлексии. Смехо- , вая коммуникация может весьма эффективно создавать имиджи \ политических деятелей, а также решать иные универсальные зада­чи в сфере политики.

Как некая самостоятельная форма отношения к миру смеховая коммуникация способствует формированию в политическом про­странстве особого, параллельного квазимира, с собственными нормами, персонажами, виртуальными имиджами. А в ряде случа­ев смеховая стихия выступает даже некой формой дознакового освоения человеком пространства политики.

Как базовая реакция на комическое в тексте юмор служит не­искоренимым источником постоянно воспроизводящихся поли­тических контактов, саморазвертывания смеховой стихии в поли­тике. Став элементом публичной политики, юмор, по образному j выражению А. Дмитриева, превратился в «пятую ветвь власти».

Однако зададимся вопросом: возможны ли ситуации или от­дельные политические послания, которые не могут быть подверг­нуты осмеянию? Ведь юмористической оценке подвергаются по­рой и символы государства, и нормы господствующей идеологии и морали, и личные качества политиков, и физические недостат­ки вождей, их поступки. Люди шутят о таких вещах, которые кому-то представляются святыми. Конечно, общество и государство пытаются некоторым образом ограничить распространение такого поверхностного отношения к важнейшим для них явлениям.

Например, во Франции общественность очень негативно реагировала на попытки лидера ультраправых Ле Пэна пошу­тить в одной из предвыборных речей насчет газовых печей и крематория. Так же отрицательно к этой тематике относится и немецкое общество. В советском обществе долгое время непри­личными считались анекдоты про Ленина. Правда, нормы офи­циальной морали действовали не слишком эффективно, и шутки про руководящую роль КПСС звучали даже с эстрады. Вспоминаются ставшие почти легендарными знаменитые ело- ^ ва одной из интермедий А. Райкина: «Прошла зима, настало [ лето — спасибо партии за это».


Шутки живут даже в критических и трагических ситуациях, даже когда создается угроза жизни человека. Например, на фронте существовало множество анекдотов про «смерть-старушку», про солдата, по глупости подставившегося под пулю, и т.д. Одним сло­вом, юмору, осмеянию подвержены все политические акты и про­цессы, без каких-либо ограничений.

i И все же можно говорить, что у политического юмора есть И определенные границы. Правда, это касается не тематики и не са­мого предмета, а скорее ситуации возникновения смеховой ком­муникации. Так, если у человека парализованы сознание и воля или он испытывает страх, не дающий возможности думать ни о чем другом, кроме выживания, безопасности, сохранения жизни, тогда смеховая реакция невозможна. Поэтому, к примеру, на фронте анекдоты появляются только после того, как люди привыкают к новой ситуации. Не случайно специалисты говорят о феномене отложенного смеха,когда то, над чем боялись смеяться вчера, се-f годня уже не ограничивает проявление юмора.

Маркетинговые свойства смеховой коммуникации

Итак, выявляя смысловые несоот­ветствия в политических текстах, юмор представляет собой способ его

внутреннего форматирования, постоянную форму сопровождения в информационном пространстве власти. Однако у смеховой ком­муникации существуют и маркетинговые свойства, которые и со­здают возможность целенаправленного использования юмора для создания и разрушения имиджа, развенчания харизмы оппонента или усиления чьей-то репутации и т.д.

Эти параметры смеховой коммуникации обусловлены специ­фическими чертами и свойствами политических текстов. В частно­сти, юмор и смех вызываются не столько исходной информацией, сколько реакцией реципиента. Следовательно, именно потребитель информации оценивает юмористическую ценность конкретного текста. Поэтому и смеховая коммуникация зависит от того, возникает ли юмористическая реакция у конкретного актора по отношению к тому или иному тексту. Поскольку такую оценку могут дать не просто люди, обладающие чувством юмора, а лишь те, кто чувствует коми­ческое в конкретном политическом сообщении, смеховая комму­никация может складываться только с определенными контрагента­ми и по столь же определенному поводу.

Все сказанное относится и к содержанию коммуникации. Ведь юмористическая ценность текста обусловлена возможностью ре­ципиента переинтерпретировать его исходное содержание. Юмор как особая форма декодирования политических посланий, дает


возможность выделить в них скрытые смыслы, а следовательно, и/ перепозиционировать освещаемые в текстах политические проблемы. * И даже если такие послания существуют в иносказательной фор­ме, некоторые люди могут найти в них основу для смеховой ком­муникации. И наоборот, невозможность выделения комического оставляет исходные смыслы текста свободными от юмористиче­ских интерпретаций.

В масштабах общества юмористическая реакция и смех зависят от политической культуры, используемого языка и особенностей лексики, распространенной в данном социуме. Это означает то, что соответствующее этим культурным нормам способно проду­цировать смеховую реакцию. Для политических аудиторий, ориен­тированных на иное культурное прочтение того же текста, сооб­щение может быть абсолютно нейтральным. Так, интернациона­листу кажутся смешными многие националистические тезисы (т.е. то, что для людей, склонных к абсолютизации национальной ис­ключительности, представляется едва ли не святым). И наоборот. Таким образом, для придания смеховой коммуникации универ­сального характера юмор нуждается в переводе, таком оформле­нии комического, которое могло бы быть понято различными со­циокультурными общностями.

В фильме «Покаяние» рассказывается о сталинских репрес­сиях, которым подвергались люди не только под надуманными, но и нередко абсолютно абсурдными предлогами. Например, кого-то обвиняли в желании сделать подкоп из Грузии под Кремль, чтобы совершить там террористический акт. Однако, несмотря на фантастичность и комичность такого обвинения, в то время и в определенной социальной среде подобные оценки многими воспринимались серьезно и рассматривались как вполне возмож­ные мотивы задуманных преступлений.

Столь же убийственно для политического юмора и течение вре­мени. Как только проходило время, когда текст вызывал юморис­тическую реакцию, смех исчезал из данной коммуникации, ибо люди, утратив былую чувственную реакцию, уже заново интер­претировали то же событие.

Вряд ли советские анекдоты могут рассмешить современ­ную молодежь, которая если и знает знаковые фигуры про­шлого, но не знакома с их привычками, над которыми под­трунивали современники, а еще важнее — находится вне того контекста, который и придавал всем этим индивидуальным проявлениям стиля деятельности комические характеристики.


Не случайно некоторые даже одиозные черты этих политичес­ких лидеров — например, стиль речи Л. Брежнева, его герон-тократические манеры правления, формы поведения — у мно­гих молодых людей сегодня вызывают если не сострадание, то нейтральное отношение.

Так что зависимость юмористической реакции от состояния реципиента и контекста, а самого факта выявления комического — от способностей и характера аудитории превращает смеховую коммуникацию в разновидность случайно складывающихся кон­тактов, т.е. того дискурса, который возникает только при прочте­нии текста в определенное время и в определенном месте. В любом случае смеховая коммуникация складывается в политико-инфор­мационном пространстве исключительно в рамках контактов с людьми, способных увидеть комическое в содержании текстов. Причем, даже возникнув, она не всегда обретает публичный ха­рактер, довольствуясь менее масштабными — например, корпора­тивными или межличностными — формами и каналами распрост­ранения.

Зависимость смеховой коммуникации от качеств реципиента и состояния среды дополняется и тем, что решению различных по­литико-управленческих задач соответствуют разные типы смехо­вой реакции.Так, для достижения одних целей используются воз­можности легкого юмора, облегчающего взаимодействие сторон и позволяющего самоиронии сближать позиции агентов поля полити­ки; для решения более сложных вопросов требуются уже ресурсы сатиры, грубого юмора. Чтобы «раскачать» толпу, приходится при­бегать к грубоватым шуткам, брутальному и площадному юмору. I Политический смех обладает крайней ситуативностью,возникая в связи с самыми актуальными поворотами повестки дня, текущи­ми событиями. Эта черта политического юмора, пожалуй, самая ос­трая и подвижная, как и любая мимолетная реакция на события.

У нас в стране всегда ходили политические анекдоты о раз­личных государственных деятелях, героях, вождях или же ти­пичных представителях народа (как, к примеру, про Петьку и Анку-пулеметчицу из серии анекдотов про Василия Иванови­ча Чапаева). Но подлинным кладезем современной юмористи­ки был и остается Л. И. Брежнев. Про него рассказывали мно­жество анекдотов. Например, в тексте его выдуманной речи обыгрывалась неискоренимая страсть первого лица государства к самовозвеличиванию: «Я — стар. Я — очень стар. Я — супер­стар». Политические анекдоты сочиняются не только о личнос­тях. Стоит возникнуть какому-то явлению, и оно тут же обраста-192


ет анекдотами и шутками. Например, актуальная тема корруп- * ции: «Не воруй. Правительство не любит конкуренции». Можно I взять в качестве примера и произошедшее объединение партий «Единая Россия» и «Отечество». Этот факт дал повод острякам ввести обозначение члена такой организации — «едиот». Как толь­ко В. Грызлов был избран лидером партии «Единая Россия», он тут же (хотя за такую игру слов несколькими годами раньше можно было угодить под статью уголовного кодекса) получил кличку «медведь гризли» (медведь — символ этой партии). А вот как юмористы отреагировали на 65-летний юбилей посла Рос­сии на Украине В. С. Черномырдина:

Черномырдина поздравил Россиянин и хохол. Вот кого язык прославил И «до Киева довел»!

Каждый политический актор по-своему поддерживает смехо­
вую коммуникацию. Есть такие особенности и у государства. К ним,
например, можно отнести то, что представители органов власти и
управления вообще редко используют такого рода технологии ком­
муникации. А если и прибегают к ним, то выбирают крайне лег­
кую форму, ибо во власти специально никто не шугит, здесь юмор
находится как бы в институциональной «резервации» (В. Разуваев).
В Древней Греции и Риме было распространено ритуальное выс­
меивание полководцев, направленное на то, чтобы снизить на­
родное недовольство властью, «выпустить пар» из котлов социаль-
ного протеста. "* ~~~

Правда; некоторые политические лидеры, как свидетельствует история, поддерживали распространение анекдотов и даже сами сочиняли их о себе — легкие, не затрагивающие репутацию, но спо­собствующие повышению их популярности. Это превращало юмор в орудие наращивания политического капитала. Видимо, из-за опас­ности разжигания слишком горячих эмоций специально, как особая коммуникация, смех в сфере власти используется политиками и го­сударственными деятелями крайне редко, хотя в рамках отдельных политических кампаний многие лидеры осознанно применяют юмор и смех в качестве стратегического приема. Например, Геббельс или бывший президент Финляндии У. К. Кекконен сами распространя­ли о себе беззлобные анекдоты для повышения популярности. Кан­цлер ФРГ К. Аденауэр очень обижался, когда про него не сочиня­ли анекдоты и сатирики о нем забывали. И сегодня на сайтах раз­ных партий и отдельных деятелей можно найти анекдоты «от Володина» (руководителя фракции «Единой России»), «К. Боро­вого» и других политиков.

13-4386


Рассказывают, что на XIX съезде КПСС в отчетном докладе прозвучала фраза, которую якобы вписал лично Сталин: «Нам советские Гоголи и Щедрины нужны». На что юморист того времени Ю. Благов ответил такой эпиграммой:

Я за смех. Но нам нужны

Подобрее Щедрины.

И такие Гоголи,

Чтобы нас не трогали.

Государство вынуждено развивать развлекательную индустрию, а следовательно, и поддерживать индустрию политического смеха. Во многих странах существуют специальные телепередачи типа «Кук­лы», «Запрещенный сыр», различные ток-шоу, спедиальные газет­ные колонки, где применяется соответствующий стиль освещения политических событий. (Правда, нередко таким технологиям далеко до уровня народного юмора.)

Известный в середине 90-х годов XX в. политик Б. Федоров однажды провел полемику на телевидении с... фотографией своего оппонента, тогда председателем правительства В. Чер­номырдиным. Федоров задавал фотографии острые вопросы и, не получив ответа, в итоге сказал: «Смотрите — не отвечает. Ну и бог с ним» и задвинул фотографию.

Современными героями анекдотов про политических лиде­ров стали и В. Жириновский, и В. Черномырдин, известный своим, только ему присущим лексическим стилем политиче­ской риторики. Например: «Ты слышал, Черномырдина выд­вигают на Нобелевскую премию? — А что, есть номинация "ораторское искусство"?»

Функции смеховой коммуникации

Сложный характер смеховой ком­муникации нашел отражение в ее специфических функциях. В инфор­мационной сфере политики можно выделить целый ряд таких, решаемых юмором специфических задач.

Прежде всего стоит отметить когнитивнуюфункцию, предпо-| лагающую уточнение или выявление дополнительного смысла по-\ литических сообщений. Например, многие анекдоты показывают, как рядовые граждане прочитывают послания властей, в чем ви­дят скрытый смысл, проявление отношения правящего класса к интересам и нуждам народа.

Крайне важна и функция политической социализации.Она рас­крывает возможности индивида через юмористические оценки


отдельных явлений постигать мир политики, формировать собствен­ные оценки и прогнозы развития событий, совершенствовать свои политические качества и свойства.

Функция идентификациидемонстрирует возникновение в по­литике кратковременных неформальных объединений (т.е. людей, объединенных единой юмористической оценкой событий, или групп одинаково смеющихся людей) в политическом пространстве. Эти не совпадающие с другими политические общности помогают гражда­нам уточнять свои позиции и интересы. Одновременно составной частью процесса обретения идентичности является и осознание граж­данами политико-идеологической дифференциации общества, т.е. его разделения на «своих» и «чужих».

В начале 90-х годов XX в., когда противостояние консерва­тивных сил с демократическим лагерем в России было особен­но сильным, весьма большую популярность приобрел такой анекдот. Террористы врываются на съезд народных депутатов и кричат: «Где Ельцин?» «Агрессивное большинство» (т.е. кон­серваторы) показывает на него и тоже кричит: «Вот он!» Тогда террористы обращаются к Ельцину и говорят: «Борис Никола­евич, пригнись, пожалуйста!» и бьют пулеметной очередью по депутатам.

В социальном плане крайне важна и функция сближения влас­тных уровней,предполагающая размывание границ между правя- ( щим классом и рядовыми гражданами, верхами и низами, госу- / дарством и обществом. В этом смысле смех выступает как своеоб­разная реакция на диспропорции общественного положения властвующих и подвластных. Люди на протяжении веков исполь- 1 зовали смех для преодоления властной асимметрии в обществе.' Именно прибегая к юмористической интерпретации действий вла­стей, люди пытались и пытаются преодолеть эту пропасть, как бы принизить верхи до своего положения. Такая установка на посрам­ление власти сочеталась с одновременным стремлением возвысить роль и значение рядового гражданина, «маленького человека».

Смех регулирует тональность этих отношений, влияет на дис­танцию между элитарными и неэлитарными слоями. И, как показы­вает практика, смех сближает людей разного социального положе­ния, занимающих различные позиции в политической сфере обще­ства. И хотя в определенные эпохи шутки и юмор считались уделом низших классов, в целом они неизменно способствовали усилению единства общества, укреплению его внутренней солидарности.

Известный русский лингвист М. М. Бахтин подчеркивал, что в средневековой Европе юмор выполнял важные социальные


13-


функции, в частности, помогал человеку выражать свое отно­шение к власти. Так, во время карнавала, надевая шутовские маски (аналоги российских образов Ивана-дурака, скоморо­ха), человек получал возможность не просто примерять иные социальные роли, но и безбоязненно критиковать власть. Та­кое переодевание, превращавшее простых людей в вождей, давало простор политическому юмору, той смеховой стихии, которая оставалась у населения единственным каналом выра­жения общественного мнения. Смех освобождал человека от внутренней цензуры, страха перед властью, священных запре­тов. Правда, с окончанием карнавала переодевание могло пло­хо закончиться. Но сохранявшиеся в народной памяти юмори­стические оценки оставались ориентиром эволюции их отно­шения к власти3.

Юмор и смех могут не только сближать людей или облегчать понимание проблем, но и наоборот. В одних случаях юмор смягчает конфликт, устраняет ненависть между его участниками, снижает ее интенсивность, а в других случаях —- ведет к обратным результатам и становится препятствием для налаживания коммуникации. Напри­мер, отдельные шутки или форма осмеяния могут способствовать компрометации человека (и даже отдельного органа власти), что ведет к «потере лица» и даже снижению политического статуса. При Ста­лине, например, «били смехом» «отдельные недостатки», «врагов народа», «мировой империализм», «сторонников «холодной вой­ны». При Брежневе — «тунеядцев», «диссидентов» и других про­тивников строителей «светлого будущего». И понятно, что такие смеховые эффекты не способствовали поддержанию контактов власти со слоями населения, олицетворяющими эти «пороки». А иногда смех становится основанием даже для политических реп­рессий. Эту двунаправленность смеховой коммуникации (диском-1 муникации) можно обозначить как результат осуществления ею V функции интеграции—дезинтеграции общества.

Возможно, имеет смысл особо выделить и критическуюпо от­ношению к власти функцию смеховой коммуникации. Такой под­ход имеет веские основания, поскольку мировая история не раз демонстрировала безнаказанность властей, зачастую декларатив­ный характер профессиональной деятельности политиков, часто обещающих, но не выполняющих свои посулы. Так что юмор в данном случае представляет некую форму стимулирования ответ­ственности власти и ее представителей. Народный юмор и остро­словие интеллектуалов могут иметь широкий резонанс в обществе. Постоянная нацеленность юмора на недостатки властей нередко


i


ведет к публичному бичеванию пороков и даже к побуждению само­критики у политических лидеров (как лекарства от преждевремен­ного «бронзовения»). В конечном счете это способствует самоочище­нию власти и общества. Существование этой функции подтвержда­ется наличием особой технологической единицы — макрекерской, т.е. разоблачительной, расследовательской журналистики.

Давно замечено, что политический юмор нередко концен­трируется вокруг правящих структур, их высших представите­лей: вождей, лидеров, правящих партий. Можно вспомнить, к примеру, политические кабаре в Германии и Франции XVIII в., где осмеивались типичные пороки власти и ее представители. Перед Великой французской революцией светское остросло­вие стало оказывать влияние на общественную жизнь: анекдо­ты про Марию Антуанетту и Людовика XVI выходили за рамки этого круга и распространялись в обществе, подготавливая по­чву для будущей революции. Аналогичные процессы можно отметить и в Советском Союзе, где в 1930-1940-е годы были полузапрещены романы Ильфа и Петрова, рассказы Зощенко, а в 1970-е годы даже передачи КВН, участники которого зло высмеивали существовавшие порядки. И, по мнению ряда уче­ных, такое положение не случайно. Как пишет А. Дмитриев в книге «Социология политического юмора», он «является реак­цией... на слишком большую концентрацию власти в обществе» и потому «служит примером своеобразной сублимации агрес­сии... высвобождением накопившейся агрессивности по отно­шению к высшей власти»4. Другими словами, юмор представ­ляет собой средство десакрализации как власти, так и полити­ков, низведения их до уровня обычных людей.

Смех ослабляет, а временами даже разрушает господствующую форму власти. Поэтому во многих политических системах власти страшатся смеха, видя в нем фактор, способный поставить под сомнение их силу и авторитет. Тоталитарные режимы вообще ста­раются изгнать неуправляемый смех из политики, организуя тер- i pop против его носителей. Демократизация увеличивает свободы ' граждан и тем самым гарантирует устойчивое присутствие смеха в политике, но смеховая коммуникация и здесь может испытывать проблемы. Конечно, смеющийся человек не может быть рабом, но в то же время свобода выражения мысли способствует тому, что юмор теряет свою остроту. Когда юмор не имеет препятствий, шутки становятся пошлыми и плоскими. В конечном счете смеховая ком­муникация внутренне трансформируется и даже обретает тенден­цию к вырождению.


               
   
     
 
 
 
     
 

литической сферы в свою очередь способствует поддержанию в ней устойчивых предпосылок для смеховой коммуникации.

В политико-информационном пространстве выделяется и ос­вобождающаяфункция смеха. Он придает людям дополнительную жизненную энергию, духовный заряд, социальную энергетику, позволяющие ощутить всю полноту существования. Наряду с этим смех несет освобождение и конкретным проблемам общественной жизни, которые, став предметом народных анекдотов и шуток, превращаются в вопросы для обсуждения в обществе. И потому они претендуют на легализацию, официальное признание, вклю­чение в повестку дня.

Юмор и шутка помогают людям расслабиться, снять психичес­
кую напряженность, включают естественные для организма меха­
низмы самозащиты от стресса. Это свойство юмора органично свя­
зано с присутствующими в нем элементами развлечения. Все ска­
занное позволяет выделить релаксирующуюфункцию юмора и
смеховой коммуникации.------------------ —-

Типология и жанровое разнообразие политического юмора

Несмотря на многообразие форм и проявлений смеховой коммуника­ции, лежащий в ее основе полити­ческий юмор подразделяется на ряд устойчивых разновидностей. Так, некоторые исследователи, и в частности А. А. Галкин, систематизи­руют его проявления с точки зрения политической направленнос­ти, отношения к власти, выделяя атакующий, охранительныйи ней-I тральныйюмор. В данном случае содержание формирующейся на осно­ве этих оценок смеховой коммуникации вписывается в политические процессы, либо оппонирующие властвующему режиму, либо под­держивающие его и направленные против оппозиции.

Есть основания также говорить об официальноми неофициаль­номполитическом юморе. Первый поддерживается властвующими структурами, которые поощряют его распространение в государ­стве. Вторая разновидность больше характеризует смеховую сти­хию, рождающуюся в гуще социальной жизни и выражающую подлинное отношение населения к политическому режиму.

Весьма разнообразны жанровые формы политического юмора. Это и легкий юмор,и сатира,и эпатаж,и сарказм,и абсурдизм,и острословие,и насмешки.Они существуют в информационном про­странстве в виде анекдотов, эпиграмм, памфлетов, юмористических стихови куплетов, острот, карикатур, плакатов, шаржейи т.д.

Благодаря использованию таких общественных структур, как театр, кинематограф, книгоиздание и пресса, в любом государ­стве происходит институализация политического юмора, что ве­дет к постоянному воспроизводству смеховой стихии в информа­ционном пространстве социума. Такая общесоциальная среда по-


 

Особенности смеховой коммуникации в России

Как уже говорилось, в масштабе государства смеховая коммуникация представляет собой специфическую форму проявления национальной и политической культуры обще­ства. Несмотря на неоднородность смеховой коммуникации и ее зависимость от профессиональных, демографических и прочих фак­торов, продуцирующих различные пласты политического юмора, в ней всегда проявляются присущие данному обществу стереоти­пы, ментальные образы и традиции. А поскольку в юморе прояв­ляется национальная культура, смеховая коммуникация также су­ществует в границах этого поля и тем самым воспроизводит базо­вые ценности и ориентиры, нормы и установки данного социума. Развертывание смеховой коммуникации в обществе происходит под устойчивым воздействием институтов власти, традиций взаи­моотношений элитарных и неэлитарных кругов.

Национальные культуры демонстрируют различные формы юмора и отношения к нему со стороны властей. Например, не­сколько тяжеловесный немецкий юмор не служит препятствием для его широкого использования в публичной коммуникации. Да и официальная власть относится к юмору весьма поощрительно. В американской культуре всегда присутствует элемент самокрити­ки, юмористическая самооценка. Смех и юмор являются там не­пременными участниками повседневной коммуникации, воздей­ствия на людей силой примера. Политики не забывают о своей зависимости от общественного мнения и непременно используют в речи и выступлениях (особенно перед избирателями) элемент развлечения и даже игривости, легкости общения.

В российском обществе, несмотря на богатейшие национальные традиции и широкое распространение народного, низового юмо­ра, власти — и раньше, и теперь — больше побаиваются, чем поддерживают смеховые коммуникации. Конечно, на таком поло­жении сказываются некоторые довольно жесткие традиции отправ­ления власти, традиционный отрыв правящего класса от населе­ния. Можно вспомнить ряд исторических примеров, демонстриру­ющих сходные элементы отношения властей к политическому юмору: многовековой запрет скоморошества в России; организа­ция репрессий и политических преследований за распространение политических анекдотов в годы сталинского и брежневского ре­жимов; сегодняшние непрекращающиеся попытки убрать поли­тическую сатиру из массовой коммуникации. Весьма показательна



 


 


острая реакция современных российских властей на ряд юморис­тических передач. Так, после первых показов программы «Куклы» на канале НТВ в Государственной думе сразу стали раздаваться призывы закрыть канал. Серьезные проблемы испытывал и канал ТВС после едкой сатиры на чиновников, допустивших ошибки при разрешении ситуации с захватом заложников в московском теат­ральном центре на Дубровке.

Кстати, передача «Бесплатный сыр» на канале ТВС отклик­нулась на эти события такими частушками:

Мы в театре и в квартирах Сейчас живем, как на войне. Намочились по сортирам — Аромат по всей стране. Есть в России генерал, Чтобы никогда не врал? Это генерал Топтыгин. Он медведь и в старой книге.

Подобного рода факты убеждают, что у отечественных элитар­ных кругов на протяжении столетий выработалось собственное отношение к юмору и особенно к проявлениям народной смехо-вой стихии. Приверженцы «номенклатурного» стиля правления весьма болезненно реагируют на критический потенциал полити­ческого народного смеха. Власти до сих пор полагают, что профес­сия политиков слишком важна и ответственна, чтобы можно было «юморить», тем более подвергать ее публичному осмеянию.

Смеховая культура общества изобилует множественными фор­мами проявления юмора, которые наследуют богатые традиции ерничания, «дуракаваляния», шутовства, скоморошества и даже юродства. Такая смеховая народная стихия, отрицая серьезность как основу жизнеосуществления, вступала в противоречие с хри­стианскими традициями и нередко расценивалась как форма бого­хульства*. Много веков эти формы отношения к жизни были ис­точниками альтернативной, неофициальной культуры, фактором протестного поведения населения.

«Специфика России... заключалась не в том, что в середине тысячелетия у ее населения вообще не было политического смеха.

* По оценке специалистов, исследовавших Библию, в этой книге отсутству­ют факты, свидетельствующие, что Христос когда-нибудь шутил или смеялся. Не случайно в России смех почитался как порождение нечистой силы (сатанинский смех).


 


В ней действительно не было долгое время специфического юмо­ра "верхов" и политически активной части общества, зато су­ществовал политический смех, единый для всех социальных страт, пронизывающий страну снизу доверху, не только по­зволяющий ей говорить на одном языке, но и, если угодно, объединяющий ее политически... Его можно назвать народным смехом... И крепостной крестьянин, и посадские, и дворяне, и бояре, и царь использовали одни и те же подходы к юмору. Речь идет о широком применении в политической речи и в повседневной жизни русского народа пословиц и поговорок, имевших смеховой характер»5.



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Информационный лоббизм | Кризисная коммуникация


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.018 сек.