Сущность пиара в политике Пиар представляет собой один из
ведущих способов установления
коммуникаций маркетингового типа. Дословно этот термин, предложенный Д. Итоном еще в 1882 г., призывавшим выпускников Йельского университета в США посвятить себя служению общественному благу, переводится как связи с общественностью. Идею пиар впервые воплотил тоже американец, Э. Бернайз, открывший в 1919 г. первую консультационную фирму и ставший советником по налаживанию публичных связей корпораций с общественностью. В настоящее время это словосочетание стало столь модным и распространенным, что постоянно расширяет свои понятийные границы, так что порой ученые применяют его для характеристики всех — в том числе и немаркетинговых — способов коммуникации. Этимологическая характеристика этого термина (предполагающая формальное указание на все контакты политического агента с обществом и другими контрагентами) зачастую явно превалирует над его собственным понятийным содержанием (т.е. отображением специфического способа установления коммуникации в политическом пространстве).
Попытки более точно сформулировать, что такое политический пиар, породили множество определений этого феномена. Многие специалисты насчитывают более 450 таких дефиниций. Под пиаром понимается и коммуникационная рыночная деятельность, направленная на создание публичных коммуникаций (М. Шишкина), и комплексная деятельность по организации коммуникационного пространства, и информационная политика, и деятельность по установлению взаимопонимания между организацией и ее общественностью (Е. Пашенцев), и особая функция управления информационными процессами, направленная на организацию всеобщего сотрудничества, и коммуникационный аудит, и способ гармонизации информационных процедур и технологий проекта (А. Чумиков), и «система пропаганды» (Н. Зяблюк), и пр. Таким образом, ученые и специалисты характеризуют этот тип организации информационных обменов и установления коммуникаций с различных точек зрения.
В целом можно говорить о существовании трех основных различающихся позиций в определении сущности пиар-коммуникаций. Одни исследователи полагают, что они, прежде всего, содействуют установлению взаимопонимания и доброжелательности между организацией и обществом в целом. Другие делают акцент на компромиссном характере использования коммуникационных технологий, предполагающем позитивное представление общественности интересов политической организации и их реализацию. И эти же интересы должны форматировать всю их информационную деятельность. Как писал еще в начале XX в. Э. Бернайз, пиар — это «усилия, направленные на то, чтобы... гармонизировать деятельность организации в соответствии с интересами общественности, и наоборот». Развивая такие прагматичные подходы, их противники указывают, что пиар — это не более чем умение общаться с людьми, устанавливать тот тип делового общения, который должен приносить конкретные результаты. Поэтому, полагают они, можно рассматривать эти коммуникации как одну из функций менеджмента, разновидность сознательной организации коммуникаций.
Отличительные особенности пиара
Определяя сущность пиар-коммуникаций, важно не ограничиваться их сугубо формальным содержанием — созданием имиджа и поддержанием информационных отношений с той или иной социальной аудиторией. В таком случае под пиар можно подверстать, как это и делают многие ученые, и пляски шаманов, и ритуальные жертвоприношения, и вообще любые мероприятия, которые устанавливают какие-либо контакты с общественностью. Столь же поверхностны попытки увидеть в пиаре лишь нацеленность на «оптимизацию» взаимоотношений коммуникатора и реципиента, поскольку это свойственно всем способам установления информационных контактов, в том числе и немаркетинговым.
Вряд ли целесообразно рассматривать политический пиар как простую разновидность бизнес-пиар, приспособленную для сферы борьбы за власть. Самое важное, что политическая разновидность пиара формировалась по мере развития особого — политического, а не экономического рынка. Данный тип информационного общения складывался в процессе публичного взаимодействия структур, для которых главной целью выступала не прибыль, а задачи и ценности борьбы за власть, изменения общественных статусов, завоевания престижа. Характерно, что исторически первой была политическая форма пиара, ибо именно политикам, правительству и государственным учреждениям требовались поддержка общественности,
ее благожелательное отношение к предлагаемым целям развития. Следует принимать во внимание и то, что в политической деятельности существуют собственные каналы связи, что также не дает оснований отождествлять политический пиар с внешне аналогичной деятельностью в экономическом пространстве.
Содержательная специфика пиар-коммуникаций подвергалась и определенным историческим трансформациям. Следовательно, в их развитии неизбежно доминировали совершенно определенные тенденции. С течением времени они уступали место иным векторам развития, но тем не менее являлись основанием для определения феномена пиара в целом.
Так, на начальных этапах своего развития пиар был тесно связан с реализацией интересовполитических структур и содержательно включал в себя многие принципы и технологии, по природе своей относящиеся к иным способам поддержания коммуникаций — пропаганде и агитации. По мере развития капитала и формирования крупных корпораций, тяготевших к монополизации и вступавших в конкуренцию с мелким и средним бизнесом, постепенно сложилась и получила свое развитие корпоративнаяформа пиара. Первоначально она также использовала мало характерные для современного этапа развития пиара жесткие информационные технологии: скандалы, сбор компромата и другие приемы, направленные на то, чтобы облагородить неблаговидную деятельность политических и экономических структур.
По мере развития капитализма, укрепления позиций крупных корпораций в обществе и в связи с осознанием их руководством недостаточности использования только методов управления производственными процессами стала вырисовываться зависимость получения прибыли от отношений с потребителями продукции, от общественного мнения о производстве и потреблении, стиле деятельности, публичном имидже организации. Стало понятно, что в бизнесе невозможно добиться устойчивого спроса на товар, сохранить его высокую конкурентоспособность без хорошей репутации, а это требовало установления честных и взаимоуважительных отношений с обществом и партнерами. Принимая во внимание временные характеристики таких контактов, т.е. расчет на создание долговременного позитивного образа политического товара, следует признать, что эти информационные отношения должны были не столько обеспечивать достижение конкретной цели, сколько способствовать созданию устойчивой атмосферы, благоприятного климата профессиональной деятельности (а это явно выходило за рамки проектов и потому предполагало длительное поддержание контактов с торговыми партнерами).
Развитие такого типа коммуникаций привело к проявлению собственно рыночной природы пиар-коммуникаций, формированию внутренней структуры взаимоотношений с общественностью. В частности, стали обретать устойчивость и социальную оформ-ленность различные виды деятельности, в том числе связь с государственными учреждениями {public affairs), корпоративными партнерами и контрагентами (corporate affairs), создание позитивного образа лидера компании или органа власти (image making), выработка отношений со СМИ (media relations), управление процессом восприятия аудиторией сообщений (message management), работа с кадрами и персоналом информационных центров (employee communication), общественная экспертиза (public involvement), поддержание отнршений с инвесторами (investor relations), проведение презентационных мероприятий (special events) и даже таких, как кризисная коммуникация (crisis management), которая в дальнейшем имела самостоятельное значение4.
Развитие пиар-коммуникаций продолжается, они обретают новые черты, что обусловлено усилением международных связей политических структур и усложнением организации мирового политического процесса. Постоянно усовершенствуются технологии и механизмы политического и корпоративного пиара. В политической сфере пиар стал профессиональным видом информационной деятельности.
Коммуникационные технологии политического пиара в значительной степени социально ориентированы. Как и в бизнесе, где предприниматели со временем почувствовали, что доходы зависят не только от вложения в производство и хозяйственную деятельность, а нуждаются в поддержке покупателей, в политике по мере развития электоральных процессов ориентация на формирование нужного общественного мнения стала едва ли не основной. Расширение поддержки, повышение легитимности придали пиару устойчивую ориентацию на формирование благожелательного климата, помогающего не только реализовать конкретные цели, но и сохранить после завершения проекта позитивное отношение к его действующим лицам. Постоянный рост взаимозависимостей в мире политики повлиял на пиар-коммуникации, они больше нацелены на формирование отношений с широкой социальной аудиторией. При этом сохраняется ориентация на конструирование доброжелательных отношений между организацией и общественностью.
Таким образом, этот тип организации дискурса со временем все более совершенствуется, выкристаллизовываются его комму-ницирования. Пиар-коммуникации обладают неким сквозным ха-
рактером, создавая атмосферу доброжелательности и взаимопонимания как внутри политической организации, так и в отношениях с целевой аудиторией (связанной с реализацией конкретного проекта), а кроме того — с общественным мнением в целом.
В целом политический пиар направлен на формирование в информационном пространстве таких коммуникаций, которые устанавливали бы доверительные отношения между всеми участниками политического проекта (совершенствуя, к примеру, контакты лидера со своей командой, членов команды между собой и т.д.); налаживали их контакты с внешними контрагентами (например, журналистами, представителями других партий, государственными чиновниками и т.д.). Нацеленность на создание такого типа информационных отношений выходит за временные и организационные рамки реализации какого-то отдельного политического проекта (выборной кампании, «раскрутки» кандидатов и т.д.). Специфика этого способа организации и поддержания коммуникаций предполагает создание долговременной благоприятной атмосферы для деятельности политического агента (лидера, партии, движения и т.д.) на протяжении всей его политической активности.
Таким образом, пиар нацелен на создание системного, как бы сквозного информационного трафика, включающего формирование как внутриорганизационных и ситуативных (прагматических), так и стратегических (долговременных) связей. В нем складываются (создаются) условия для поддержания взаимоуважительных коммуникаций политического актора и его основных контрагентов. Такая информационная среда соединяет прагматические цели политического актора с сохранением устойчивого доверия к его деятельности (т.е. позитивное восприятие его имиджа) в политическом пространстве со стороны контрагентов.
К примеру, если партия заинтересована не только в том, чтобы выиграть конкретные выборы, но и сохранить к себе положительное отношение общественности после них, даже независимо от исхода голосования, ей необходимо всемерно использовать практики и технологии пиара, которые одновременно будут способствовать достижению электоральных целей и формированию доверия к ней.
Сказанное позволяет нам определить политический пиар как разновидность маркетинговой информационной деятельности, направленной на создание положительного имиджа и соответствующих коммуникаций актора, реализующего конкретную цель, а также на поддержание устойчивой долговременной атмосферы, сохраняющей доверительное отношение партнеров и контрагентов к его активности в политической сфере.
Как можно заметить, пиар-технологии вводят в политическое пространство ценности не любого, а уже сложившегося, зрелого, цивилизованного рынка, закрепившего нормы взаимного доверия покупателей и продавцов. И хотя в основе их отношений по-прежнему лежат интересы, сохраняющие потенциал острого противоборства, пиар распространяют в этом конкурентном пространстве ценности доверия и уважения, сближающие партнеров и оптимизирующие их общение. В этом смысле информационные стратегии пиара формируются по принципу «поставь себя на его место». Взгляд на собственные интересы со стороны, оценка интересов партнера с его позиций качественно меняют стилистику отношений. Пиар, по сути, ориентируются на кооперативные методы деятельности, предполагающие учет интересов партнера и помогающие ему «сохранить лицо» в самых непростых ситуациях. Поэтому именно методы пиара прежде всего поддерживают стремление сторон к компромиссу, консенсусу. Непременными политическими последствиями пиара становятся атмосфера благожелательности, терпимости, толерантности, побуждение к осознанному действию личности.
В то же время можно говорить о некотором органическом несоответствии пиар-коммуникаций природе политического рынка, поскольку кооперативный стиль поведения, заинтересованность в достижении интересов партнера вступают в противоречие с конкурентной природой политического рынка, отношениями постоянного оспаривания возможностей контрагента. Возможно, пиар — это источник внутреннего разложения политической сферы, своеобразная прививка вируса доброжелательности, способствующая не только снижению напряженности, но и угасанию конфликтности как источника политической борьбы.
Пиар-технологии оптимизируют деятельность коммуникатора, продавца политического товара, позиционируя его в политическом пространстве. Такая природа пиара как особого способа поддержания дискурса позволяет вьщелить следующие принципы его организации:
', ■ поддержание открытого характера информационных отношу шений;
обеспечение взаимной выгоды информационных партнеров; опора на общественное мнение; предпочтение убеждения внушению; возможность самокритики;
■ минимизация применения идеологических, абстрактных положений.
Однако существуют некоторые ограничения пиар-деятельности в политическом пространстве в отличие от бизнес-среды. Прежде всего в силу конкурентного характера политической сферы кооперативный характер взаимодействия, когда акторы проявляют заинтересованность в установлении открытых информационных отношений друг с другом, скорее исключение, чем правило. Конфликтная среда оставляет слишком мало пространства для заинтересованности в реализации интересов контрагентов.
Существенно и то, что для некоторых, в том числе и важных, игроков на поле политики применение пиар-коммуникаций (но не их отдельных технологий!) принципиально ограничено. Например, крупные криминальные структуры или коррумпированные государственные деятели, стремящиеся к завоеванию или увеличению своего политического капитала и потому также заинтересованные в создании своего положительного имиджа в политическом пространстве, не могут применять такие способы установления коммуникаций, поскольку не в состоянии честно информировать население о своей деятельности. Пиар-коммуникации не используются и при информационном сопровождении секретных операций правительства или тайного вмешательства иностранных спецслужб в политическое пространство того или иного государства.
Характерно, что даже политические консультанты, работники пиар-агентств, которые в своей повседневной деятельности мало внимания обращают на теоретические нюансы и при этом под пиаром понимают любую деятельность по формированию имиджа, по-своему признают неприменимость пиар-коммуникаций в ряде политических процессов. Так, многие из них говорят, что сами выбирают себе клиентов и не имеют дел с представителями каких-то партий или политических кругов. Оградить свою репутацию от сомнительных заказов они пытаются с помощью профессиональных кодексов, регламентирующих нормы оказания клиентам информационных услуг на политическом рынке. Понятно, однако, что не все следуют этим этическим рекомендациям и чураются «раскручивания» лиц с сомнительной репутацией (конечно, такие акции только формально можно назвать пиар-деятельностью).
Пиар-технологии Указанные принципы организации
пиара отражаются и на используемых технологиях. Нельзя сказать, что в условиях рынка политические акторы, выбирающие для поддержания своих коммуникаций пиар-способы, уравнивают свои интересы с интересами партнера. Именно поэтому пиар не может избавиться от попыток манипулирования своими контрагентами. Однако эти манипуляции зна-
III
чительно мягче и менее масштабны, чем, к примеру, у пропаганды. Для пиара характерны стремление к минимизации нечестных трюков, ориентация на консенсусные технологии, отказ от запугивания или шантажа партнеров.
Достижение целей при помощи пиар-технологий всегда означает постоянное информационное сопровождение продукта (услуги). Это выражается в предварительном информировании партнеров о своих намерениях, отслеживании реакций на свои действия, постоянном снабжении партнеров информацией, которая убедила бы их в своей благонадежности. Постоянный информационный контакт при таком способе коммуницирования сохраняется даже в условиях кризиса.
Наличие подобного рода целей и технологий поддержания коммуникаций позволяет выделить своеобразную структуру производства пиар-продукции, где особое место занимает исследовательский блок. Его задача — проведение различных аналитических операций по сегментации рынка, диагностированию проблем, выработке стратегий и тактических действий и т.д. Столь же принципиальное значение имеет и совокупность действий, направленных на создание известности предлагаемому товару (промоушн). Она включает осуществление мероприятий по повышению узнаваемости имиджа, усилению его популярности, преодолению настороженности потребителей информации и пр. Еще один базовый элемент пиар-процесса — действия по налаживанию и поддержанию медиакон-тактов, т.е. установление политическим агентом связей со СМИ как наиболее мощными игроками на информационном поле в публичной сфере. Выделяется также блок информационного сопровождения товара на политическом рынке (организация пресс-конференций, проведение пресс-туров, презентаций и т.д). В сочетании с действиями по отношению к СМИ главная задача, стоящая перед этим звеном, — конструирование общественного мнения, налаживание эффективных контактов с журналистами. В структуре пиар-процесса выделяются также звенья консультирования (их цель — налаживание контактов с привлекаемыми экспертами и проведение собственной экспертизы для потребителей информации, налаживание внутриорганизационной коммуникации — сплочение команды, установление доброжелательных рабочих отношений, исключающих внутренние раздоры, конфликты и пр.).
В рамках политического рынка складывается множество типов пиара. В зависимости от характера политических агентов различают пиар-деятельность государства, партий, общественных организаций и т.д. С точки зрения масштабности и интенсивности выделяют пиар-процессы, близкие к пропаганде. Некоторые ученые го-
ворят о существовании двусторонне-симметричной и двусторон-не-несимметричной моделей пиара, которые соответственно отражают либо баланс, либо преобладание активности коммуникатора над реципиентом (М. Овчинникова).
Пиар в государственном управлении
Государственный пиар — это одна из форм публичной коммуникации правительства для завоевания общественной поддержки его политической линии и создания положительного имиджа государства в целом.Данный тип пиара очень сложен по своему содержанию.
Здесь к уже отмеченным ограничениям общеполитического характера добавляются дополнительные. Так, государство, правящий режим постоянно сталкивается с контрусилиями различных оппонентов правительства и прежде всего — оппозиции. Понятно, что цели открытости и заинтересованности в решении общих дел здесь весьма и весьма минимизированы.
Более того, конструирование положительного имиджа государства всегда основывается на некой традиции в восприятии власти в данной стране, опирающейся на память многих поколений. По этой причине технологии пиара, как правило, могут лишь оптимизировать восприятие текущей политики государства, слегка скорректировать его образ, но не создать имидж в целом, что уменьшает заинтересованность в использовании такого способа налаживания коммуникаций.
Осуществление государственного пиара сдерживает внутреннее противоречие данного Типа коммуникации с политическим режимом. В авторитарных и особенно тоталитарных государствах пиар-коммуникациям либо мало уделяется внимания, либо вообще нет места. Но даже если общая линия правительства носит демократический характер, для такой информационной политики необходимо определенное состояние конкретных управленческих звеньев. В данном случае основополагающим механизмом осуществления пиар-технологий выступает государственная бюрократия, чиновники, которые в режиме реального времени обязаны проводить информационную политику правительства. Не секрет, что даже в демократических странах политические ценности правящего режима находятся в противоречии с ценностями государственной бюрократии, которая в силу своего места в системе управления противится открытости власти.
Система государственного управления по природе своей предполагает сокрытие определенной информации от населения и сохранение закрытых для общественности зон принятия решений. Более
10-4386
того, если какой-либо режим постоянно использует пропагандистские технологии, это еще больше подрывает возможности пиара даже не определять информационное поведение государства в политической жизни, а просто влиять на него. А в условиях противоборства с оппозицией роль этого способа установления контактов с обществом может еще более минимизироваться.
Таким образом, роль и характер пиар-коммуникаций во многом зависят от политики, которую проводит демократический режим, состояния политического и профессионального сознания государственных чиновников и служебной зрелости служащих как в целом, так и на уровне отдельных министерств и ведомств.
Сказанное подтверждает, что в практической жизни пиар — это искусство установления доверительных коммуникаций, и потому практиковать именно этот способ общения чрезвычайно непросто. Его нельзя сводить к формальному исполнению служащими своих обязанностей информировать общественность путем проведения брифингов, распространения пресс-релизов и других технических операций и процедур. Главное — добиться доверия граждан к правительственному курсу, обеспечить общественное согласие относительно поставленных целей. А это уже связано и с характером политических целей, и со стилем деятельности чиновников. Последняя характеристика информационной деятельности предполагает не только административную, но и идейную лояльность чиновников к проводимой властями политике.
В политической сфере следует различать пиар-деятельностьи пиар-коммуникацию.Первая представляет собой способ формально-благожелательного налаживания отношений с партнерами, организацию компромиссного коммуникационного пространства, форму управления общественным мнением. В ее основе прагматический интерес, корпоративные ресурсы, позволяющие государству достичь своих целей. Это форма политического менеджмента. Вторая же форма пиар-активности является разновидностью альтруистического способа общения, направленного на создание гармонии в отношениях с контрагентами и прежде всего с обществом. Она служит реализации коллективных целей. Это частная методика, редко использующаяся в политическом пространстве. Однако и то и другое — специализированная информационная деятельность.
В государстве пиар ценен не только как орудие реализации собственно политических, конкретных целей, но и как средство установления и поддержания контактов с населением. В целом же пиар как особый способ информирования населения и подержания с ним коммуникации носит в государстве спорадический характер. Тем более пиар не всегда доминирует, уступая по степени влияния на ин-
формационную политику государства и пропаганде, и информационному лоббизму, и другим способам коммуницирования.
Структурно пиар-деятельность осуществляется через пресс-службы, пресс-центры государства, определенные консалтинговые агентства, поддерживающие цели правительства, государственные и дружественные государству СМИ, а также пиар-службы. Предмет деятельности последних — анализ информационного рынка (и соответствующее уведомление руководства о проблемах, обеспечение его необходимыми материалами и аналитическими разработками), установление контактов с партнерами правительства, планирование различных кампаний и акций в информационной сфере, координация информационных действий правительства (ведомств, министерств), выполнение ряда административных и производственных задач. Их деятельность обращена как на внутренние, так и на внешние структуры — контрагентов правительства. В настоящее время пиар-службы выполняют и определенные коммерческие проекты в сфере информации.
Характерная черта установления пиар-коммуникаций — сопряжение информационных процессов и их кадрового и организационного обеспечения.
Как правило, правительственные деятели пытаются приспособиться к журналистской этике, правилам медиаигры. Поэтому они облекают свою информацию в удобную для СМИ форму, что является главным условием дальнейшего ее продвижения на политическом рынке. Одним словом, в деятельности пиар-служб властвует медиацентрированная форма сбора и подачи информации.
Существенные изменения в практике применения пиар-коммуникаций вызвал Интернет. По сути, интернет-пиар, отличающийся отсутствием временных ограничений на установление контактов, интерактивностью и иными чертами, вызвал качественную перестройку многих информационных служб. В гл. 10 мы рассмотрим, как осуществляется деятельность интернет-служб в государственных структурах.
К числу наиболее распространенных форм организации пиар-коммуникаций следует отнести освещение разнообразных поездок государственных деятелей по стране, их встреч с авторитетными зарубежными и отечественными политиками, представителями различных профессий, прямые обращения к народу, путешествия за рубеж и т.д.
Государственный пиар включает формирование как комплексного имиджа правительства и его текущей политики, так и отдельных проектов, программ и даже государственных деятелей. При
ю*
Глава 6
ПОЛИТИЧЕСКАЯ РЕКЛАМА И ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЛОББИЗМ
§ 1. Политическая реклама
этом способы применения пиар-коммуникаций национально окрашены. Например, в США практикуется, как правило, индивидуализированный пиар, где не только президент, но и конгрессмены, сенаторы имеют узнаваемый населением облик. В политической сфере России, напротив, узнаваем весьма ограниченный круг лиц. Более того, многие государственные деятели, и особенно крупные чиновники, боятся становиться публичными фигурами и тем самым «открываться» общественности.
Вопросы для обсуждения
1. В чем отличия складывающегося в российском обществе полити ческого рынка?
2. Почему имидж является самым эффективным средством установ ления массовых коммуникаций?
3. Могут ли новые игроки на сцене власти использовать технологии политического бренд-менеджмента?
4. В чем отличия корпоративного и политического пиара?
5. Каковы ограничения использования пиар-технологий в политичес ком пространстве?
Рекомендуемая литература
Безгодова О. В. Функции ПР в политическом управлении // Политическое управление. М., 1997.
Землянова Л. Н. Реклама в период гиперсигнификации // Вестник МГУ. Сер. 10. Журналистика. 1995. № 3.
Зиновьева А. П., Морозов С. А., Морозова Е. В. Политический менеджмент. Москва; Краснодар, 2003.
Лебедева Т. Ю. Паблик рилейшнз. Корпоративная и политическая режиссура. М., 1999.
Мирошниченко А. А. ПР в общественно-политической сфере. М., 1998.
Пашенцев Е. Н. ПР: от бизнеса до политики. М., 2000.
Пшизова С. Н. Финансирование политического рынка: теоретические аспекты практических проблем // Полис. 2002. № 1, 2.
Романов А. А., Ходырев А. А. Управленческая имиджелогия. Тверь, 1998.
Чумиков А. Н. Креативные технологии паблик рилейшнз. М., 1998.
Creativity in Public Relation. N.Y., 1998.
Jordan G.,Malonely W.Accouding for Public Interest Participation // Political Studies. 1996. Vol. XLIV.
Newson A. Doug Public Relation Writing: Form and Style. California, 1998.
The PR industry — www.martex.co.uk./prca/b2s2/htm.
Основные трактовки политической рекламы
Едва ли не базовой для политического рынка формой организации массовых и корпоративных коммуникаций выступает политическая реклама.Хотя, как известно, сбыт товаров напрямую не зависит от рекламы, все же именно этому механизму, обеспечивающему основные контакты между потребителем и продавцом, принадлежит решающая роль на политическом рынке. Именно реклама, формируясь и развиваясь по мере становления рыночного пространства, стала непременной формой презентации любых политических товаров, своеобразной «риторикой демократии» (Дж. Бурстин).
Центральное место политической рекламы в значительной степени обусловлено тем, что сегодня она превратилась в составную часть любого политического товара, без которой тот просто не может существовать в современном пространстве политической власти. Политическое время стало во многом рекламным, а взаимодействие борющихся за власть акторов насыщено постоянными презентациями политических товаров. Реклама превратилась в тот понятный, общепризнанный и, по выражению М. Маклюэна, «ироничный язык» политического диалога, который связывает элитарные и неэлитарные круги. Партии или отдельные политики не способны решать свои задачи в сфере власти без помощи рекламных технологий. Учитывая повсеместность применения и распространения рекламных продуктов и соответствующих методов налаживания коммуникации, можно считать этот способ общения показателем современного уровня политической коммуникации как общества в целом, так и каждого гражданина в отдельности. Уровень и характер применения рекламных технологий в полити-
ке стали не только современным механизмом ее воспроизводства и развития, но и свидетельством зрелости политической культуры социума.
Единодушно признавая существенное значение рекламы для развития современной политики, ученые, однако, расходятся во мнениях относительно ее сущности и определения основных черт и характеристик. Возможно, самый распространенный так называемый экономический подход, не делающий практически никаких различий между политической и бизнес-рекламой, политическими и коммерческими механизмами продвижения товаров в рыночном пространстве. Его сторонники полагают, что в политике, как и в экономике, товарная продукция обладает одними и теми же характеристиками: товарным имиджем, этикеткой, сервисной программой и т.д. Так, один из известных западных политтехноло-гов Ж. Сегела писал, что «политический деятель, в отличие от писателя, является продуктом потребления» и потому на него всецело распространяются законы потребительского рынка1.
Эта точка зрения вызывает массу энергичных возражений теоретиков и профессионалов в сфере политических коммуникаций, которые настаивают на специфическом характере политической рекламы. В частности, Э. Стивенсон, один из деятелей демократической партии США, полагая, что политическая реклама обладает существеннейшими отличиями от своих коммерческих аналогов, заявил, что «сама идея продавать кандидатов как кашу для завтрака... есть наивысшее оскорбление демократического процесса»2.
Наряду с такой коммерциализированной трактовкой политической рекламы существуют и иные концепции. Согласно так называемой стадиальной трактовке политической рекламы ее сущность состоит в организации различного рода приемов и процедур презентации политического товара, используемых по мере его продвижения на политическом рынке. Политическая реклама нередко предстает как специфический механизм обеспечения целенаправленной деятельности продавца по представлению и соответствующему выбору товара потребителем. При маркетинговом подходе акцент делается на механизмы сбыта и «неличные формы коммуникации, осуществляемые через посредство платных средств распространения информации» (Ф. Котлер). В русле подобного рода подхода политическая реклама обретает характер «товарно-эмб-лемной» формы деятельности, интерпретируется как механизм «принудительного означивания товара» и даже «синтезатор новых потребностей» гражданина. Психологические конструкции основываются на понимании политической рекламы как совокупности методов специфического воздействия на массовую аудиторию.
Кроме того, обозначились и такие теоретические подходы, сторонники которых не усматривают в политической рекламе специфических очертаний способа организации дискурса и потому оценивают ее как разновидность агитационно-пропагандистской деятельности.
Исторические предпосылки Чтобы точнее определить сущность возникновения политической и характер политической рекламы, рекламы напомним, что данный тип инфор-
мационной деятельности возник в
пространстве публичной власти не сразу, а в процессе эволюции рыночного сегмента политики. Ее появление было вызвано к жизни тремя мощными историческими тенденциями.
1. Реклама не могла появиться на политическом рынке до тех пор, пока там не сложилось устойчивое множество производите лей политических товаров (которые в то время были представлены в виде партий). Постепенно нараставшая конкуренция между ними и поставила вопрос о том, как каждому из них обыграть соперни ков, сдвинуть чашу весов в свою пользу, расширить поддержку избирателей. Другими словами, на определенном этапе развития как политического рынка, так и представительной демократии в целом партии были вынуждены задаться вопросом не столько о производстве политических товаров, сколько об их сбыте, распро странении в обществе. Но ясно, однако, что для этого им было необходимо предварительно добиться устойчивого производства политических товаров (в лице выдвигаемых на очередных выборах кандидатов). А эта стадия соответствует довольно высокому уров ню развития политической системы, опирающейся на электораль ные механизмы. Так что только на определенном уровне развития и при высоком уровне межпартийной конкуренции у этих инсти тутов возникла потребность изыскать эффективные технологии популяризации и сбыта политических товаров.
2. В недрах политического рынка должны были сложиться и осо бые структуры, способные относительно автономно и независимо от партий (а следовательно, вступая в конкуренцию между собой) предложить их товар массовым слоям населения, широким соци альным аудиториям. Эти носители особой, ценимой в условиях выборов информации, или СМИ, также должны были перейти от эпизодических практик такого типа к устойчивому воспроизведе нию партийных предложений, популяризации их политических то варов. Понятно также, что только определенная степень постоянства подобных предложений экономически оправдывала существование СМИ. Поскольку последние, получая доходы от рекламы и нахо-
дясь под определенным контролем рекламодателей, обретали и надежное основание своей экономической независимости.
Подобное положение одновременно свидетельствовало и о расширении экономических оснований существования сферы политики в целом. Ибо через медиаканалы в политику шли деньги тех социальных структур, которые были заинтересованы в продвижении того или иного кандидата или партии. При этом деятельность по популяризации товаров также становилась все более и более профессиональной и коммерциализированной.
3. Возникновение у населения устойчивой потребности в политических дебатах, политическом участии. Эта заинтересованность складывалась постепенно: как под влиянием развития представительных механизмов политики, так и под воздействием СМИ, всей своей деятельностью настойчиво прививавших людям потребности в публичном обсуждении властных коллизий. Политическая реклама не могла возникнуть до тех пор, пока в обществе не сформировался постоянный круг потребителей информации, распространяемой СМИ. А это также свидетельствовало о довольно высоком уровне развития политической системы, основывающейся на непрекращающемся диалоге государства и социально активной части общественности.
Таким образом, политическая реклама — результат возникновения и сосуществования трех типов рынков в пространстве политики: продавцов (партий), носителей рекламной продукции (СМИ) и покупателей (политически активной части населения).
Сущность и отличительные особенности политической рекламы
Итак, политическая реклама является продуктом развития и внутренней сегментации политического рынка, который может считаться
определенным показателем плюралистического характера политической системы, а следовательно, институционализации конкурентного характера власти, предполагающего непрерывный выбор гражданами тех или иных политических товаров. В рамках такого информационно-коммуникационного пространства политическая рекламаскладывается и существует как текст аргументированного обращения к покупателям, формируемый в условиях конкуренции и направленный на их ознакомление с тем или иным политическим товаром, популяризацию преимуществ предлагаемой продукции, а также создание активного спроса на нее и расширение продаж.
От других маркетинговых способов организации дискурса политическую рекламу отличает то, что она прежде всего направлена на поддержание конкурентногохарактера политического взаи-
модействия коммуникатора и реципиента, а также на постоянное воспроизводство ситуации выборапотребителями политической продукции. В силу такой нацеленности рекламные сообщения, как правило, не затрагивают глубинных основ человеческого сознания и взаимодействуют в основном с оперативной памятью людей, их эмоциями и текущими поведенческими установками. Рекламные тексты не создают, а направляютуже сложившиеся установкиполитических акторов на тот или иной товар. По этой причине политическая реклама не столько формирует идеологические воззрения и интересы человека, сколько перенаправляет его уже сформированные потребности на те или иные политические объекты (товары). Вследствие этого в процессе политической коммуникации реклама ориентирована не на мировоззренческие сдвиги или изменение политических позиций, а всего лишь на создание временных предпочтений людей по отношению к продукции.
XX век показал, что рекламные технологии год от года все более входили в жизнь, постепенно меняя избирательные стратегии и стиль конкурентной борьбы. Причем чаще всего первопроходцами в использовании технологий политической рекламы становились американские политики.
Так, в 1952 г. Д. Эйзенхауэр впервые прибегнул к коротким рекламным заставкам; в 1960 г. Дж. Кеннеди стал первым, кто в своей избирательной кампании воспользовался услугами профессиональных социологов; в 1972 г. Дж. Макговерн использовал массовую рассылку писем; в 1980 г. Дж. Картер начал общаться со своими избирателями при помощи конференц-свя-зи; в 1984 г. Р. Рейган использовал спутниковые передачи, чтобы виртуально появляться на митингах в различных частях страны; в 1988 г. претенденты на президентское кресло начали рассылать видеозаписи своих выступлений в отдаленные штаты страны; а в 1992 г. претендент на пост президента Дж. Браун впервые зарезервировал особую телефонную линию для общения со своими сторонниками.
Политическая реклама действует даже в той среде, где у людей нет устойчивых установок на взаимодействие с властью. Но и в этом случае ее цель состоит не в том, чтобы пробудить человека для участия в политике, убедить его в целесообразности присутствия на политическом рынке партийных структур или лидеров, а в том, чтобы заставить (даже не слишком мотивированного гражданина) выбрать из партий и кандидатов определенный институт или лидера, т.е. заставить человека выказать свои предпочтения, поддержать тот или иной политический товар.
i
Распространяя определенные сведения, политическая реклама не только формирует мотивированные предпочтения граждан, но и укрепляет чувство принадлежности людей к определенным социокультурным группам, придает уверенность в преимуществе их стиля жизни. Конечно, при этом неизбежна и определенная стандартизация популяризируемых рекламой потребностей. К издержкам установления коммуникации при помощи рекламных технологий относится тот факт, что манифестируемые ею требования способствуют активизации адаптационных форм поведения и мышления граждан и даже распространению конформизма. Однако за счет такой интенции реклама в конечном счете укрепляет политическую стабильность в обществе, служит механизмом воспроизводства его доминирующей политической культуры.
Поскольку потребности граждан в политическом участии не носят повсеместного характера, политическую рекламу можно интерпретировать и как форму стимуляции искусственного потребления.Иными словами, политическая реклама пытается спровоцировать ситуацию политического выбора не только у активной части граждан, но и у людей, не способных ориентироваться в данном пространстве, отчужденных от политики и не нуждающихся в своей политической идентификации.
Структура политической рекламы
Политическая реклама как разновидность действий по установлению коммуникации отличается и своей внутренней структурой. Ее элементами большинство специалистов считают различные виды деятельности, связанные с популяризацией и продажей политического товара. К особым видам рекламной деятельности в специальной литературе обычно относят:
■ акции, содействующие проникновению товара на полити ческий рынок, его выдвижению и закреплению в этом про странстве, позиционированию в конкурентных взаимоотно шениях с оппонентами. Главные задачи, которые решаются здесь при помощи рекламных технологий, — «отстройка» предлагаемого товара от конкурента, выявление и заявле ние его специфических свойств и качеств;
■ действия по популяризации стоящих за конкретными кан дидатами и политиками партий, идеологий, программных задач, принципов деятельности и даже политической фило софии данного политического направления;
■ акции, формирующие активный спрос на предлагаемый по литический товар. Задачи такого рода решаются в основном
за счет организации целевых обращений к потребителям для стимулирования их ответных реакций на политическую продукцию (так называемый директ-маркетинг);
■ действия, способствующие продвижению товара на поли тическом рынке, обыгрыш соперника и тем самым усиле ние стимуляции сбыта (сейл-промоушн*);
■ акции, содействующие продажам, при которых акцент де лается не на сам товар, а на сопутствующие его продвиже нию факторы, дополняющие торговую стратегию аспекты (например, освещение условий продаж).
На каждом этапе происходит частичное изменение дизайна рекламной продукции, определенной модернизации подвергается имидж товара, видоизменяются применяемые приемы и технологии его популяризации.
В процессе развертывания рекламной деятельности некоторые технологии, например деятельность агитаторов, действующих по принципу «от двери к двери», используются частично, чаще всего на начальных этапах развертывания рекламной кампании. Однако многие приемы и методики применяются на всех этапах рекламной деятельности. В частности, это может быть раздача подарков-сувениров (в том числе довольно прагматичных — фотографий кандидатов с нанесенными на обратной стороне их изображений схемами метрополитена, расписанием пригородных поездов и т.д.) или рассылка индивидуализированных текстов-обращений кандидата к избирателю, выполненная в виде личного письма. (Последняя из указанных форм является одной из самых эффективных.) В результате применения таких форм обращения число политических откликов граждан возрастает в среднем на 20—40%. Для увеличения количества положительных откликов в качестве адресатов таких посланий, как правило, выбираются целевые группы, которые склонны к внезапной смене политических приоритетов, а потому с этой точки зрения наиболее уязвимы (например, одинокие матери, пенсионеры, жители домов, предназначенных на снос, и др.). Для придания доверительности такого рода сообщениям применяется и определенная семантика (с соответствующими метафорами, знаковыми словами и др.), учитывающая образ мышления этих граждан и доминирующую для них тематику. Принимается в расчет и степень лояльности данной аудитории. Чтобы добиться усиления воздействия на аудиторию при оформлении обращений, используют графические, в том числе и цветовые, эф-
Sale — продажа, promotion — продвижение (англ.).
фекты, просчитывают возможности формирования позитивных для кандидата и его программы ассоциативных рядов и т.д. Причем на подготовку таких посланий требуются значительные средства. Например, только создание базы данных (которую надо постоянно корректировать с учетом изменений адресов, смертности и других факторов) обходится в 3-10 долларов на один адрес.
Проблемы идентификации политической рекламы
Политическую рекламу исключительно трудно идентифицировать, отличить от иных способов информирования о политических объектах. Ведь, как известно, практически любую целенаправленно распространяемую информацию можно трактовать как своеобразную форму политической рекламы. А правовые акты и законы о политической рекламе не в состоянии отобразить всю сложность и особенно креативные практики применения политической рекламы.
Многие политические деятели постоянно используют скрытые формы политической рекламы, без повода появляясь на телеэкранах или участвуя в разнообразных шоу-программах и т.п. Так, в конце 1990-х годов В. В. Жириновский задолго до выборов реализовал один из своих бесконечных рекламных проектов в виде чтения на телевидении стихов о России. Патриотические строки декламировались им на фоне различных символов Российского государства, природного ландшафта страны, знаковых лиц отечественной истории. Но при этом сам чтец на экране не появлялся, т.е. внешне ничто не указывало на Жириновского. Однако его хорошо узнаваемый тембр и манера речи не оставляли сомнений в авторстве. Таким образом, прагматичный политик устроил очередную «раскрутку» для увеличения популярности, коррекции своего имиджа. Однако эти передачи нельзя было расценить как факт политической рекламы, поскольку формально они не содержали никаких внешних черт рекламного выступления, в частности, призывов к поддержке своей или иной кандидатуры, критики конкурентов и других атрибутов избирательной кампании.
И тем не менее есть ряд отличительных черт политической рекламы, которые в совокупности позволяют считать ее особым видом организации политических коммуникаций и служат основой для ее идентификации в сфере властных коммуникаций. Так, рекламный текст строится на основе трех элементов: обещаний политика, его апелляции к власти и критики своих оппонентов (иногда
I и самокритики). Такая морфология рекламного политического текста связана с самой природой конкурентного взаимодействия в сфере политической власти. Но именно это и придает рекламным текстам некий узнаваемый алгоритмический характер.
Одновременно подобная структура демонстрирует, что в политике исключительно трудно предложить потребителю принципиально новые товары. В бизнесе всегда есть возможность заявить товары (даже в широком спектре потребительских), не присутствовавшие до этого на рынке. В политике же — за исключением новых имен — все предложения касаются презентации групповых или индивидуальных акторов, чьи цели и помыслы неизменно связаны с продвижением во власть и расширением их социальной поддержки.
Применительно к политической рекламе специфически действует модель широко распространенного в бизнесе «уникального торгового предложения» (УТП). На политическом рынке уникальность, необычность политического товара может быть связана либо с выбором иной, нежели у конкурента, программной линии поведения (например, партия может выбрать идею «национализации промышленности» или «опоры на собственные силы» в пику идеям «приватизации» и «интеграции в новый мир» у своих конкурентов), либо с «раскручиванием» пункта программы, который отсутствует в программе конкурента; либо с попыткой иного оформления одного и того же по сути политического предложения (а следовательно, провоцирования других чувств относительно того или иного политического призыва). Однако в любом случае все содержательные характеристики этих предложений будут строиться вокруг указанных элементов (обещаний, апелляции к власти, критики оппонентов).
Целесообразно ввести и некоторые ограниченияна применение в политической рекламе определенных технологийпопуляризации товаров. В частности, по сравнению с бизнес-рекламой в политической сфере значительно шире распространены приемы жесткой, беззастенчивой критики (так называемая хейп-реклама), прямые указания на своего соперника и его отрицательные черты (реклама антикоммерш) и даже запрещенная реклама (например, демонстрирующая натуралистические сюжеты).
Например, в 2002 г. в Приморье на губернаторских выборах был эффективно применен именно такой рекламный прием. На улицах Владивостока стали появляться плакаты с вопросом «Почему Дарькин?». Эта фамилия была мало известна людям, а такая внешне непривычная форма вопроса интриговала, при-
ковывала внимание горожан. По прошествии определенного времени появились плакаты с портретом Дарькина как кандидата на губернаторское место. Но теперь жители узнали наконец-то, почему надо голосовать именно за этого человека (а он позиционировался как борец с преступностью за интересы приморцев и т.д.). Такая интригующая технология оказала весьма сильное влияние на сделанный приморцами выбор.
Конечно, речь в данном случае идет не о полном исключении указанных приемов, а об установлении для них соотвествующих рамок. В политической рекламе практически не употребляются техники предваряющего информирования (анонс-тиггер).
Есть и еще одно отличие. В бизнесе различают рекламу для профессионалов и производителей продукции. Например, на выставках распространяется специализированная информация относительно частных, но важных для профессионалов параметров продукции (технических параметров отдельных узлов автомобилей и т.п.). Рядовым же потребителям предлагается совсем иная информация. В политической сфере, напротив, редко используются технологии, проводящие различия между профессионалами и дилетантами на политическом рынке. Рекламные листовки, которые читают руководитель избирательного штаба конкурента и рядовой избиратель, одни и те же. И даже разнообразные VIP-журналы используют одни и те же слоганы рекламной кампании, лозунги и призывы.
В политической рекламе также отсутствуют различия — опять-таки по сравнению с бизнес-рекламой — между покупателем и потребителем продукции. Если, к примеру, молодая мама покупает подгузники, то она только покупатель, а не потребитель этого товара. В политике же тот, кто проголосовал за предложенного в рекламе кандидата, одновременно и ее покупатель, и ее потребитель.
Весьма специфичны и функции политической рекламы. Все они, как правило, сопряжены с решением конкретных задач на политическом рынке. Так, ее предназначение может состоять в том, чтобы повысить известность политика, партии, избирательного объединения или другого актора. Причем помимо собственно политических задач здесь могут преследоваться цели, вызванные сугубо личными, персональными амбициями политиков, жаждущих популярности. В качестве особой задачи, которую пытаются решить при помощи политической рекламы, может выступать преодоление предубежденности социальной аудитории по отношению к конкретному актору, историческому факту или актуальному по-
литическому событию. В этом смысле политическая реклама формирует более широкие представления граждан, которые составляют как бы подоснову политического выбора. Нередко политическая реклама пытается укрепить связь или заново связать деятельность актора с какой-то традицией, продемонстрировать значимость прошлого опыта. Или же, напротив, пытается разорвать ассоциативную связь чьей-то деятельности с бытующими стереотипами и подходами.
Национальные особенности применения политической рекламы
Функции политической рекламы всегда реализуются в конкретно-исторической ситуации, политическом контексте. Решая свои задачи в рамках национального государства, политическая реклама всегда приобретает соответствующие национально-страновые отличия, касающиеся содержательных, стилевых компонентов рекламной деятельности, а также характера ограничений на распространение рекламных материалов. Они весьма разнообразны. Например, в Коста-Рике не используется реклама, содержание которой невозможно доказать. В США реклама носит в основном персонализированный характер, т.е. ориентирована на демонстрацию индивидуальных образов политиков. Это предполагает ориентацию рекламных материалов на демонстрацию образов политиков вместо побуждения дебатов по программам представляемых ими партий. Не случайно многие избирательные кампании строятся на обыгрывании постоянно возникающих коллизий с претендентами, сенсаций, приковывающих внимание избирателей. Характерно также, что рекламные кампании при этом не содержат каких-либо запретов на сочетание политической и коммерческой рекламы или же критику оппонентов. В такой стиль работы с общественным мнением хорошо вписываются как общефедеральные, так и играющие большую роль частные, локальные кампании, развертывающиеся в отдельных штатах и графствах.
В этих текстах широко используются экспертные оценки, мнения уже известных политиков и государственных деятелей, позитивно оценивающих фигуру кандидата или отрицательно относящихся к его оппонентам. По сути, в американских рекламных кампаниях во время выборов политический эксперт или профессиональные ученые-политологи — одни из центральных фигур. Их мнения тиражируются в рекламных материалах, а нередко даже присутствуют в видеороликах, плакатах, листовках.
В Европе сложились другая практика, другой стиль использования политической рекламы. Здесь в избирательном процессе ак-
цент делается в большей степени на популяризацию партийных структур и их программных документов, нежели личностей кандидатов. Диалог с общественностью строится вокруг волнующих и широко обсуждаемых ею тем, а не персональных качеств претендентов на власть. Весьма показателен и общественный контроль за содержанием рекламных материалов. Например, в Финляндии не разрешается показ рекламы, в которой содержатся нападки на личность. Не допускается здесь и сочетание политической рекламы с другими видами рекламной продукции.
Во Франции в рекламных материалах нельзя использовать символы государства. Даже демонстрация служебного офиса правительственного чиновника в рекламном клипе считается нарушением законодательства. Много различий между государствами и в других областях рекламной деятельности. Большинство из них продолжают контролировать телеэфир, предоставляя всем кандидатам равное количество времени. Практически во всех европейских странах преимущество в использовании телерекламы отдается сложившимся партиям. Но при этом во Франции и Германии рекламное время предоставляется партиям на национальных каналах только в соответствии с количеством набранных ими голосов на предыдущих выборах. Израиль отводит для выступлений всем партиям равное количество минут, а новым, только выходящим на политический рынок организациям — меньше времени (10 минут). В Финляндии (и в Италии до 1994 г.) представители всех партий и объединений могут свободно покупать рекламное время на телевидении. А во Франции — в отличие от Англии, Германии и Нидерландов — запрещено размещение рекламы на частных телеканалах. Практически во всех странах ограничено количество рекламных вставок в телепередачах, и там, как правило, используются в основном короткие заставки перед фильмами и спортивными передачами. Как правило, их время равняется 0,5—2,5 минуты, однако в Англии правящая партия находится в привилегированном положении и может рекламировать свою деятельность 5 минут. Во время президентских выборов в ряде стран время показа рекламной продукции увеличивается.
В России же, где освоение технологий политической рекламы происходило в кратчайший исторический срок, также сложились собственные особенности установления соответствующего типа коммуникаций. За десятилетие в стране возникли кадровые и институциональные структуры, выросло поколение специалистов, сформировались первые элементы законодательного регулирования этой сферы. В частности, законодательные ограничения касаются распространения рекламных сообщений, нарушающих тайну
частной жизни, осуществляющихся опасным для здоровья людей способом и популяризирующих деятельность запрещенных законом партий. Наложен запрет на участие в рекламных акциях должностных лиц. Установлены свои соотношения времени и цены на распространение рекламных продуктов в СМИ. (Например, в определенных передачах под рекламу отводится не более 10% всего времени или 40% площадей отдельного номера специализирующегося на рекламе печатного издания.)
Как показывают современные исследования, только 14,9% россиян обращают внимание на рекламу по радио, а 61,2% жителей привлекает телереклама. 26,2 % вообще не обращают внимания ни на какие виды рекламы. Реклама в газетах и журналах может заинтересовать приблизительно 21% респондентов. Щитовая реклама привлекает 6,6% опрошенных, а на транспорте — 4,7%. Реклама, присылаемая по почте, вызывает интерес у 2,5%, а интернет-реклама — у 0,5% опрошенных граждан.
На фоне весьма разнообразных как высокопрофессиональных, так и все еще дилетантских приемов использования рекламы в нашем обществе большее, чем где-либо, распространение получили приемы и технологии, нарушающие морально-этические стандарты и традиции общества и даже законодательные нормы (так называемые технологии «черного» и «серого» пиара).
Особенности применения политической рекламы государственными структурами
Не только страна, но и любой актор, действующий в сфере власти, особым образом применяет рекламные технологии. В этом плане весьма специфичны особенности формирования и использования политической рекламы государством, что проявляется как в содержании рекламных текстов, так и в институциональном оформлении, кадровом обеспечении рекламной деятельности.
Наряду с другими методами информационного взаимодействия политическая реклама подчинена здесь единой цели — созданию и положительной корректировке имиджа государства и правящего политического режима. Рекламные технологии служат одним из способов налаживания масштабной и многосторонней коммуникации государства с обществом, выступая инструментом тонкой настройки общественного мнения, мобилизации политической поддержки. С содержательной же точки зрения рекламная деятельность, как правило, формируется вокруг отношения граждан к пяти основным
11 - 4386
диспозициям: 1) политически организованному порядку в государстве и обществе; 2) идеологическим приоритетам режима; 3) знаковым фигурам правящего режима или же политическим деятелям, олицетворяющим политику властей; 4) отдельным актам и проектам правительства, затрагивающим интересы широких социальных слоев; 5) взаимоотношениям с другими государствами, влияющими на реализацию геополитических интересов страны.
Будучи инструментом побуждения политического выбора граждан или, другими словами, действуя в сфере выражения практических предпочтений, политическая реклама в наиболее остро