Это дает возможность различать имидж как результат сознательного(и в этом смысле искусственного) конструирования образатовара и тот реальный облик, который складывается на политическом рынке и зависит от динамики внутреннего состояния людей, сочетания с другими имиджами, а также воздействия множества иных факторов, влияющих на восприятие любой политической информации.
Образ кандидата, над которым усиленно работают в лабораториях политических технологов-консультантов, как правило, в реальном информационном пространстве всегда подвергается каким-то деформациям. Это обусловливается среди прочего тем, что конкуренты предпринимают попытки разрушить позитивный образ в глазах целевой группы, создавая свой, понятно, отрицательный контримидж противника. К одним политикам «грязь не липнет», компромат не достигает цели и не вредит их имиджу; для других критика может оказаться губительной, а старательно конструируемый имидж — поврежденным и даже разрушенным. Но в любом случае в политическом пространстве имидж никогда не остается таким, каким он был заранее спроектирован. Люди воспринимают не имидж, а облик политического товара.
Нередко политику не удается воплотить замысел своих имиджмейкеров*, и он отклоняется от той модели поведения, которая ему была предписана. Или же его поведение заставляет общественность обратить внимание на те черты, которые он не хотел бы демонстрировать, поскольку они не соответствуют задуманному образу.
Например, свойственный В. С. Черномырдину стиль речи во многом определил его восприятие общественным мнением. В конечном счете это не только снизило политические амбиции этого государственного деятеля, но и во многом сделало бесперспективными его притязания на высшие политические позиции.
Более того, и сами имиджмейкеры могут ошибиться в расчетах или же пойти на поводу заказчика, требующего сделать то, чего он хочет сам, а не то, что рекомендуют консультанты. Например, чрезмерное восхваление политических лидеров, постоянное педа-
* Имиджмейкер — специалист по созданию публичного образа индивидуального или корпоративного политического актора.
9 - 4386
лирование их исключительно положительных черт (как это происходило в 1970-х годах с Брежневым или в настоящее время с Турк-менбаши), по сути, всегда дает обратные, отрицательные результаты. Так что даже планируемое восприятие политика может вызвать непредвиденный негативный эффект.
Таким образом, сознательно формируемый образ политиканикогда не совпадает с тем его обликом,который спонтанно складывается в реальном информационном пространстве, т.е. тем, каким предстает лидер или кандидат в глазах населения. Люди воспринимают не имидж, а реальный облик, который формируется в результате погружения имиджа в информационную реальность. И такой результат в конечном счете целиком и полностью определяется конкурентным характером политического рынка.
Но даже учитывая все это, следует признать, что имидж представляет собой публичный образ политика, и его назначение — вызывать однозначно позитивные реакции у общественности. В основе имиджа — идеализированные или вызывающие позитивные чувства аудитории свойства, нормативные представления людей, которые проецируются ими на политика. Благодаря этому имидж и решает свою главную задачу — создать политику на основе позитивной общественной реакции высокую репутацию, обеспечить поддержку. Так что эффективность имиджа — это показатель планируемой реакции, адекватного отображения требований людей к тем или иным качествам и политической линии определенного типа.
Проецирование на лидера своих ожиданий характерно по сути для всех человеческих сообществ. Но в политике, где общение между лидером и населением носит многоопосредованный характер, так как люди видят его в основном по телевизору, слышат о нем высказывания специалистов, пользуются слухами и т.д., этот механизм действует еще более жестко.
Например, генерал А. Лебедь, чей образ решительного, и мужественного человека вызывал политические симпатии тех, кто ценил в людях именно эти качества, олицетворял для них и желательный образ соответствующего типа политического поведения. Интеллектуальные образы Г. Явлинского или Е. Гайдара оказывались притягательным для тех, кто предпочитал переговорный стиль формирования политики, ставил во главу угла качество аргументации и иные характерные приемы формирования политического курса.
На имидж политиков, особенно лидеров общенационального масштаба, сильнейшее влияние оказывает их окружение,
т.е. образы жен (мужей), друзей, ближайших сподвижников. Хорошо известно, к примеру, что самостоятельная и энергичная Р. М. Горбачева нередко затмевала первого Президента СССР, привнося в его имидж черточки «несамостоятельного» мужчины и политика. Присутствие в ближайшем политическом окружении Б. Ельцина дочери Татьяны в качестве официального лица создало для него немало лишних проблем.
Именно проецирование своих предпочтений на образы политиков дает людям возможность видеть за столкновением имиджей игру интересов, формирует у них символические ожидания, позволяет им идентифицировать такие политические явления, как демократия или авторитаризм, ощущать направленность курса тех или иных государств и партий. При этом сам политик может думать о себе что угодно (создавая некий самоимидж), однако восприниматься он будет только в соответствии с воплощаемыми (или не воплощаемыми) им общественными ожиданиями и приоритетами.
В силу того что имидж символизирует для людей важные политические приоритеты, этот образ несет в себе некий, как правило, уникальный для аудитории набор гражданских ассоциаций, иерархию ценностей и одновременно показатели текущей политической конъюнктуры. Образ политика становится темой для политических дискуссий, нередко затмевающих смысл политических изменений. Этим в полной мере пользуются определенные политические режимы, которым значительно выгоднее пустить общественные дискуссии по пути обсуждения качеств кандидатов, нежели их программ.
Как писал Р. Прайс, специалист из команды американского президента Никсона, имидж должен быть «животной реакцией, неартикулируемой, неаналитической, продуктом определенной химической реакции между избирателем и имиджем кандидата». «Мы должны, — утверждал он, — быть достаточно точными в этом пункте: ответ идет на имидж, а не на человека, поскольку 99% избирателей не имеют контактов с этим человеком. Играет роль не то, что в нем, а то, что проецируется, и, делая шаг дальше, не то, что в нем, а то, что избиратель получает. Не человека мы должны менять, а скорее получаемое впечатление. А это впечатление часто больше зависит от канала и его использования, чем от самого кандидата»1.
Еще в 1920-е годы американский специалист А. Ли писал, что имидж неустойчив, его можно менять, трансформировать. Однако
и здесь есть свои ограничения. Ведь закрепление в сознании людей образа политика, распространение знаковых, узнаваемых черт его политического портрета в общественном мнении (рутинизация имиджа) делают его зависимым от собственного облика. Более того, иногда образ политика переживает его самого, становясь символом политической линии партии, государства или же целой исторической эпохи. Такие имиджи делают своих носителей нарицательными персонажами, которые невольно символизируют значительно больший объем политических явлений, нежели было задумано. Например, образы Гитлера или Сталина остались в сознании человечества символами самых одиозных режимов XX в.; образ Л. Брежнева устойчиво ассоциируется с периодом «застоя», а М. Горбачева — с «перестройкой» и т.д.
Конечно, со временем какие-то общественные настроения, а вместе с ними и мелкие черточки лидеров изменяются, и их можно корректировать. Образование нового и разрушение прежнего имиджа может затрагивать какие-то отдельные черты, не выходящие за рамки основных значений (например, становившийся со временем все более очевидным образ Ельцина как человека, подверженного сугубо российским слабостям, не ломал его привычного образа борца с коммунизмом или демократа-реформатора). Но вот полностью поменять свою маску раскрученные политики практически не в состоянии. В противном случае они рискуют своей политической карьерой. Так, если В. Жириновский (как самый артистичный российский политик) начнет примерять на себя имидж иных (пусть и популярных) политиков, например, Г. Зюганова или Г. Явлинского, это неизбежно приведет часть поддерживавшего его общества к кризису политической самоидентификации и в результате к утрате симпатий и потере их политической поддержки.
Таким образом, можно говорить о существовании жесткого и мягкого имиджа, что свидетельствует о степени подвижности восприятия общественным мнением (целевыми группами) политика, партии или иного агента политического рынка.
Процесс создания имиджа Политическая конкуренция приводит к тому, что создание имиджа и
управление им чаще всего рассматривают как элемент наступательной коммуникации, предполагающей активное воздействие на сознание реципиента2. Таким образом, имидж создается для решения ряда специфических информационных задач. С этой целью используются тонкие аргументы, исключающие прямое воздействие на сознание человека и задействующие ассоциативные свя-
зи, воображение человека. В этом плане сознание реципиента всегда соучаствует в создании имиджа, достраивая его.
Имидж должен носить сугубо конкретный характер, чтобы соответствовать целям определенного политического процесса (проведению выборов, преодолению кризиса, принятию решений на посту руководителя и т.д.). Для того чтобы данному лицу удалось завоевать доверие, необходимо знать, кто будет распространять информацию, когда это будет происходить, с использованием каких ресурсов и т.д.
Создание имиджа непосредственно зависит от характера и масштаба политического процесса. К примеру, нельзя быстро создать соответствующий имидж кандидата в президенты на общегосударственном уровне. Для этого требуется довольно длительное время, чтобы основные слои населения успели познакомиться с предлагаемым образом кандидата.
Непременное условие успешного создания имиджа — учет базовых персональных характеристик субъекта (пол, род занятий, темперамент, социальное положение и пр.), ролей (президента, партийных лидеров, парламентариев, региональных деятелей и т.д.), а также технических средств его поддержания (телевидение или радио). Имидж, в известном смысле являющийся торговой маркой политического товара, всегда представляет собой комбинацию образа и средств (визуальных и вербальных) его оформления и презентации, обладающих собственным значением. Так что в имидже всегда сопрягаются идеальный образ политика и средства его закрепления на рынке.
Для построения имиджа используются техники фейс- и бодибилдинга, т.е. внешнего оформления имиджа. С их помощью вырабатываются умения владеть мимикой и жестами, поддерживать соответствующий (для места и времени презентации, уровня аудитории) внешний вид, держаться перед камерой, вести публичные дискуссии, общаться с прессой и т.д.
Создание имиджа — это всегда креативный процесс, требующий нестандартных подходов к определению задачи, поиску выразительных средств, максимально эффективному использованию ресурсов. Только так можно уловить текущие и долговременные приоритеты населения, согласовать их с предложением.
Например, в Древней Греции существовал определенный образ политика: выступать он должен был, облачившись в белую тогу (candida — отсюда «кандидат»), причем обязательно подчеркивал свое благородное происхождение. Затем обращался к народу с просьбой о поддержке, обращал внимание на важность обсуждаемой темы, кроме того, осмеивал противни-
ка и опровергал его тезисы. Только этот алгоритм выступления мог создать положительное впечатление о политике и обеспечить его превосходство над другими. По признанию очевидцев, речи политиков «вызывали ощущение погружения в клоаку», однако случалось, что слишком разнузданная критика вредила ораторам. Осуждались подкуп людей, а также выступления перед слишком большими толпами, что затрудняло возможность непосредственного общения с ораторами.
В современных условиях требуется творчески подходить к созданию и укреплению имиджа. Арсенал методов, которыми пользуются имиджмейкеры, достаточно широк. В их числе создание так называемых псевдособытий. Например, в США освещаются не имевшие места поездки политиков по стране, посещение ими детских домов, проведение лотерей для избирателей и т.д. Но есть и действительно удачные акции, активно работающие на имидж политиков.
Можно вспомнить яркие, запомнившиеся людям и придавшие образу В. Путина положительные черты его полеты на военном истребителе. Такие же способствовавшие популяризации смелости и отваги лидера приемы демонстрировал и литовский президент, а еще раньше Мао Цзэдун, периодически переплывавший реку Янцзы. Удачным для имиджа можно назвать и участие Б. Ельцина в народном празднике курултае в 1990-х годах. Уловив определенные протестные и одновременно традиционалистские тенденции в массовых настроениях, команда лидера ЛДПР использовала выпуск водки «Жириновский», на этикетке которой был его портрет. А крупный предприниматель В. Брынцалов стал именовать себя первым народным капиталистом, зарабатывающим деньги не иначе как вместе со всеми и собственным трудом. И раскрутка этих политиков пошла успешно.
Создание имиджа всегда сопряжено с применением определенных приемов и технологий. Одни служат для обеспечения всего жизненного цикла существования имиджа на политической арене, другие носят краткосрочный характер и используются при маневрах, тактических, ситуативных действиях.
В частности, для позитивного восприятия политика первоначально пытаются создать у целевой аудитории некий фрейм, или наиболее широкие мировоззренческие стереотипы с заданной идейной и семантической составляющими либо добиться эффекта
При создании имиджа активно используются и техники пробуждения человеческого воображения. Для этого политические технологи постоянно применяют механизм «достраивания» имиджа, базирующийся на домысливании людьми предлагаемых качеств политика. И чем больше такого провоцирующего воображения, приписывающего несуществующие свойства материала, тем лучше. Специалистам хорошо известен «эффект нимба», предполагающий экстраполяцию каких-либо положительных качеств субъекта на все его свойства и другие области применения его сил. Так, предложенную и обоснованную компетентность в экономике люди, как правило, склонны распространять и на иные сферы деятельности: политика, управление, семейная жизнь и др. Как показал Гилфорд, не искушенные в политике люди часто совершают логические ошибки. Если по одной шкале человек оценивается высоко (например, ему приписывается энергичность), то и по другим шкалам ему наверняка припишут столь же положительные свойства (например, молодость, решительность и т.д.).
Однако эти и другие универсальные технологии создания имиджа используются исключительно в рамках конкретного политического процесса, наиболее часто — в условиях электорального процесса. Новые образы политиков не только создаются, но и «проверяются на прочность» существующие имиджи, сталкиваются задумки и проекты разных команд. К наиболее общим задачам создания имиджа в электоральном процессе можно отнести кодирование «послания» избирателям, т.е. создание некой идеи, магического сообщения (месседжа — от англ. message — послание), который формирует общее отношение к политику, партии; «отстройку» от конкурентов, предполагающую выявления таких черт или пунктов программы, которых нет у конкурентов.
Политический брендинг Особое значение имеет создание
долговременного имиджа, рассчитанного на придание политическому товару высокой и устойчивой репутации на политическом рынке. Такой имидж называется брендом.Бренд — это, по сути, наименование торговой марки, которая призвана привлекать внимание общества к предлагаемому товару, фирме. Одновременно он всегда отображает уникальные свойства объекта, но служит не столько для их демонстрации, сколько для создания долгосрочных предпочтений у населения. Бренд характеризуется хорошо узнаваемым названием, наличием
символа (лого) и, как правило, соответствующей внешней упаковкой, оформлением продуманной рекламной аргументации.
Бренд — показатель репутации политического актора (товара). Однако нередко такая репутация может носить и негативный характер. Приведем пример. Сейчас Чернобыльская АЭС — самая безопасная атомная станция Украины. Однако ее прошлый имидж формирует устойчивый отрицательный бренд, который негативно воспринимается населением, сохраняющим память о произошедшей там трагедии. Так и в политике. Даже новый представитель скомпрометировавшей себя партии (или государства) будет вынужден длительное время нести моральную ответственность за ее (его) прошлые деяния. И очень часто именно эта былая деятельность формирует его бренд на политическом рынке.
В бизнесе бренд-менеджмент имеет довольно сильные традиции. С середины 1990-х годов формирование торговых брендов стало азбучной истиной предпринимательства, особенно для компаний, стремящихся выйти на новые, еще не освоенные рынки. В политике ситуация несколько иная. Чтобы сформировать политический бренд, необходимо иметь достаточно длительный положительный опыт функционирования на политическом рынке, практику продаж своего товара. Поэтому брендом не могут располагать партии-однодневки, малоизвестные политики.
По аналогии с бизнес-практикой можно говорить о некоторых разновидностях политического бренд-менеджмента. Так, бренд может предполагать известность партии («Яблоко», КПРФ и т.д.), когда на ее представителей распространяется партийный авторитет, а на ее политическую продукцию — имидж партии. Другая разновидность брендинга прямо противоположна: партия находится в тени, а известностью обладают ее конкретные представители (например, губернатор Самарской области К. Титов более известен, чем социал-демократическая партия, членом которой он является, или же депутат Морозов из столь же мало популярной партии регионов).
Позитивное воздействие бренда на политическом рынке зависит от целого ряда не только политических, но и чисто технологических условий. Например, нельзя предлагать слишком много товаров под одним брендом, иначе он рассредотачивается и теряет свою специфику. Ведь главное в бренде — четкие качественные ассоциации. И если бренд партии «растягивается», это служит показателем того, что организация занимается всем сразу и в то же время ничем конкретным. А в результате ухудшается ее имидж.
Производство бренда следует начинать с предварительного тестирования политического рынка. В целом же жизненный цикл тор-136
I
говой марки выглядит следующим образом: от низкой востребованности к продвижению, возрастанию известности, выходу на пик популярности, а затем спаду известности, и в итоге смерти товара.