русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Сущность и типология информационно-коммуникационных политических полей


Дата добавления: 2014-12-01; просмотров: 1390; Нарушение авторских прав


Понятие «информационно-коммуникационное поле»

В политической сфере всегда функ­ционирует множество различных сообщений, посланий, новостей и

других типов информационных сигналов, которыми обменивают­ся различные институты власти и лобби, рядовые граждане и их ассоциации, партии и избирательные объединения, а также иные акторы. Большинство этих информационных потоков имеет целе­направленный характер. Однако существует и весьма хаотичное сочетание сигналов и сообщений, в силу того что не вся инфор­мация доходит до потребителя или воспринимается им в адекват­ной форме, а также из-за того, что она претерпевает разнообраз­ные изменения, вызванные теми или иными информационными барьерами, динамикой интересов и другими факторами. Вот эта совокупность исходящих от акторов разнообразных потоков сооб­щений в сфере публичной власти и области принятия государствен­ных решений и представляет собой информационное политическое пространство.

Понятие «пространство» было заимствовано социальными, в том числе и политическими, науками из физики, где оно обозначало возможность сосуществования различного рода яв­лений и факторов. В настоящее время в него вкладывается ряд более тонких смыслов. Например, в рамках кибернетического подхода оно рассматривается как некая гипертекстовая струк­тура, совокупность баз данных, сетей, технологий. Примени­тельно к социальной сфере это понятие обозначает среду (а следовательно, и соответствующие возможности и ограни-


чения) распространения информации в обществе, ее способ­ность к обращению в реальном времени вне зависимости от статусов, ресурсов и целей акторов.

Совокупности сообщений, исходящих из различных источников или складывающихся на пересечении сообщений, инициирован­ных коммуникаторами, можно обозначить как инфопотоки (ин­формационные трафики). Целенаправленные обмены сообщениями по поводу тех или иных целей (идей, оценок, мнений, идеоло­гий) именуются политическими дискурсами. Современным обще­ствам присущи такие способы организации дискурсов, как пропаган­да, агитация, политическая рекламистика, политический пиар и не­которые другие. Для каждого из них характерны собственные методы, способы, технологии, процедуры завоевания информа­ционного пространства, опережения конкурента, а также дости­жения целей участниками информационных обменов.



Предоставляя возможность для самых разнообразных обменов сообщениями, информационно-политическое пространство вклю­чает в себя наряду с единичными информационными контактами и информационные потоки, отличающиеся друг от друга по плот­ности, интенсивности, а главное — степени устойчивости по от­ношению к иным инфотрафикам. Иными словами, какие-то фор­мы общения в сфере политики могут распадаться довольно быст­ро, а другие, сохраняться более длительный период. Например, электоральные информационные потоки прекращают свое суще­ствование вместе с окончанием выборов. Такая же судьба уготова­на и информационным процессам при разрешении какого-то кон­кретного политического конфликта. Те же информационные об­мены, которые сопровождают процесс принятия государственных решений, как правило, осуществляются непрерывно.

Однако обслуживая политические контакты конкретных акто­ров, взаимодействующих между собой по тому или иному поводу, информационные потоки неизбежно обретают некую упорядочен­ность и в конечном счете способствуют поддержанию относитель­но устойчивых целенаправленных коммуникаций. Вызванные к жизни действиями определенных коммуникаторов и реципиентов, харак­терными для них каналами связи, а также обладающие содержатель­ными отличиями, эти формы общения порождают качественно иное состояние информационно-коммуникационных процессов, кото­рые можно определить как информационно-коммуникационные поля.

В целом эти информационно-коммуникационные поля пред­ставляют собой обобщенную характеристику внешней по отноше-


нию к человеку информационной среды, связанной с выполнени­ем им определенных политических функций (избирателя, консуль­танта в процессе принятия политических решений, гражданина и т.д.). Действуя совместно с устремлениями человека политиче­ского, но одновременно и помимо человека, данное поле предоп­ределяет характер его общения, типичные формы контактов (иногда даже его информационную изоляцию), тем самым как бы обу­страивая его информационную нишу. Наличие такого рода полей в информационном окружении человека демонстрирует его реаль­ные возможности для вступления в контакт со своими партнера­ми, накопления и передачи информации, усвоения ролевых све­дений. Тем самым инфополя фиксируют различия между инфор­мационными позициями и потребностями человека в получении или переработке необходимых для выполнения им той или иной политической роли сведений. Они показывают, получает ли чело­век то, что ему требуется для выполнения роли, насколько это соответствует его потребностям в информации, поощряет ли его информационная среда к контактам для реализации своих целей или препятствует этому.

Инфополе определяет, какое место личность занимает по отно­шению к центру власти, демонстрирует информационную мобиль­ность человека, его способность к установлению коммуникаций, а также их качество. Именно информационное поле позиционирует человека в пространстве политики, развивает или ограничивает коммуникационные возможности индивида, форматирует их и со­здает предпосылки для управления его общением. Поскольку че­ловек одновременно вовлечен в разнообразные информационные поля и способен налаживать коммуникации с разными партнера­ми, можно говорить об иерархии такого рода полей.

Так, инфополя, связанные с выполнением человеком профес­сиональных обязанностей (в частности, функциями лидера), для него более приоритетны, нежели те, что опосредуют реализацию им отдельных политических прав (например, избирательных).

Помимо функциональных характеристик информационные поля обладают и историческими особенностями, отражая типичные для того или иного времени приемы и способы коммуникации инсти­тутов и различных социальных аудиторий. Специфические инфо­поля характерны для отдельных государств и даже политических эпох.

3 - 4386


           
 
   
   
 
 

§ 2. Исторические формы информационно-коммуникационных пространств и полей

Информационно-коммуникационное пространство традиционного общества

В различные исторические эпохи в мире политики складываются осо­бые информационные пространства. Каждое из них обладает собствен­ными источниками и механизмами развития, скоростью передачи и

качеством распространяемой информации, а также соответствую­щим техническим оснащением каналов передачи сообщений и другими характеристиками. Причем отдельные его компоненты могут функционировать в рамках иных по характеру информаци­онных полей и быть вплетены в более современные формы обще­ния и передачи информации, представляя собой некие перифери­ческие черты современных им политических сообществ.

В результате крупных преобразований в области формирования и распространения информации происходит эволюция политиче­ской инфосферы — она приобретает новые исторические формы. Самыми показательными примерами таких изменений являются так называемые информационные революции: возникновение вна­чале знаково-языковых, а затем письменных форм общения, изоб­ретение книгопечатания, а впоследствии появление технических, а через определенное время и электронных средств передачи сооб­щений. Все эти новшества предопределяли начало качественно нового этапа социального и политического общения. Но если изоб­ретение языка и письменности не повлияло на политические ком­муникации, поскольку данная сфера власти возникла в более по­здний исторический период, то появление книгопечатания, а за­тем технических и электронных (в том числе новых, виртуальных) форм передачи сообщений существенно видоизменило политиче­скую сферу. Изобретение телеграфа, телефона, радио и особен­но телевидения показало, как радикально меняются возможно­сти не только усиления координации коллективных действий, но и трансформирования самого процесса принятия государ­ственных решений, управления обществом. Следует согласить­ся с теми, кто полагает, что интенсивность развития как госу­дарства, так и гражданского общества сегодня непосредственно зависит «от плотности и открытости коммуникаций», меняющихся в результате трансформации способов доставки и распростране­ния информации1.


В традиционном обществе политическая власть осуществлялась без поддержки крупных социальных аудиторий, поэтому ресурсы И статусы перераспределялись посредством внутриэлитарного про­текционизма, индивидуального и кланового влияния. Неструктури­рованность интересов населения и отсутствие у него механизмов их презентации (т.е. у людей не было явно выраженных потребностей в информационных контактах с «верхами») свидетельствуют, что наиболее существенным признаком формирования инфопростран-ства здесь была концентрация информационных взаимодействий В сфере принятия решений, что, по сути, выключало общество из коммуникации с правящим классом.

Иными словами, в информационном пространстве политики традиционного общества для власти значимо было лишь то поле, Которое формировалось в очень ограниченном, верхнем уровне социума, а базовые коммуникации в политическом пространстве складывались без участия социальных аудиторий, чьи информа­ционные контакты не обладали каким-либо властным значением. Понятно, что в таком информационном поле отсутствовала и обратная связь, а следовательно, господствовали однонаправлен-| ные способы информирования общества. Общество, лишенное воз-; можностей участия в управлении, не могло формировать и соб-< ственные информационные продукты. Точнее, эти продукты — ! сказания, анекдоты, притчи и другие аналогичные формы обме-■ на сообщениями — предназначались лишь для внутреннего пользо­вания и не претендовали на общение с властью.

В информационном пространстве традиционного общества доминировали изустные формы связи и передачи сообщений, меж­личностного общения. Этот тип информационных отношений цивилизационно оформился вначале в дописьменной, а затем в Письменно-печатной культуре, которая стала преобладать над уст-} но-эмоциональными формами общения. Она поддерживала кол-I лективные формы жизни и раннегосударственные формы органи­зации власти, а затем более развитые способы правления. Этим формам информационных обменов соответствовала и техническая Оснащенность каналов передачи сообщений, обеспечивавшая изу­стные формы трансляции информации.

Таким образом, информационное пространство традиционного социума распадалось на два довольно автономных информацион­ных поля: власти и общества. Коммуникации между ними возни­кали лишь спорадически и были ограничены политическими и культурными факторами.


 




Информационно- В индустриальном (капиталистиче-

коммуникационное ском, буржуазном) обществе ин-

пространство ,

индустриального формационное пространство суще-

общества ственно меняется. В эту историче-

скую эпоху организация власти и

способы поддержания политических контактов правящего слоя и населения приобретают иные социальные очертания.

Так, по мере включения третьего сословия в политику и фор­мирования соответствующих механизмов представительства его гражданских интересов в обществе возникают предпосылки для иного типа общения верхов и низов. Развитие избирательных, партийных и иных политических структур, выполнявших посред­нические функции в отношениях власти и общества, постепенно обеспечило устойчивую информационную связь между народом и властью, их постоянное общение. Другими словами, появление разнообразных институтов представительства и эволюция государ­ства как института власти способствовали возникновению двусто­ронних информационных контактов элитарных и неэлитарных сло­ев, прочных политических коммуникаций между этими контра­гентами. Плюрализация интересов граждан и усложнение контактов государства с партиями, ассоциациями гражданского общества привели к сегментации информационного пространства, интен­сивному формированию различных инфополей, диверсифициро­вавших власть коммуникаций.

Информация о взаимных позициях различных групп населения по отношению к власти или о ее отношении к тем или иным кор­пусам граждан стала важным политическим ресурсом. Точнее, она обрела статус частичного ресурса, поскольку выступала не в каче­стве самостоятельного источника власти, а как способ отображе­ния тех или иных интересов, потребностей, позиций, суждений и оценок. Именно интересы были важнейшим источником и осно­ванием формирующихся политических порядков, а вместе с тем обусловливали появление разнообразных участников информаци­онного пространства.

Если в начале этого периода государство доминировало в ин­формационной среде, а среди его контрагентов в информацион­ном пространстве не было равенства, то постепенное наращива­ние политических ресурсов различными группами и корпорация­ми выровняло их информационные возможности. Правда, на поздних этапах развития этого типа общества снова возникли не­равновесные, асимметричные информационные связи и отноше­ния, вызванные концентрацией этого ресурса у наиболее продви­нутых в политическом отношении структур.


Дальнейшая сегментация политического рынка привела к тому, что законы бизнеса предопределили в основном рациональный характер организации политического дискурса. В информационном поле наряду с традиционными пропагандистскими методиками впервые возникли маркетинговые способы организации полити­ческих коммуникаций в виде пиара, информационного лоббизма, политической рекламы и других имиджевых технологий.

По мере становления индустриального общества идеологиче­ская борьба, положившая начало развитию политического дискур­са, постепенно утратила идейно непримиримый, конфликтный ха­рактер, и информационное поле постепенно стало развиваться на основе ценностей либерально-консервативного консенсуса с его нормами толерантности, гражданской ответственности индивидов и государства. Эти базовые ценности выполняли роль метакодов для элитарных и неэлитарных кругов, облегчавших общение и уси­ливавших целостность и политического, и информационного поля. Одновременно эти процессы положили начало и интенсивному межкультурному и межгосударственному сотрудничеству.

В рассматриваемую историческую эпоху население получило возможность производить информационные продукты, в частно­сти, в виде общественного мнения, которое стало принципиально важным для системы организации власти и развития информаци­онного поля.

Существенно изменились методы и техническая оснащенность информационных процессов: возникли не только печатные средства передачи информации, но и машинные способы ее тиражирования. Индустриальное общество сформировало информационную индуст­рию. Постепенно к информационному плюрализму добавился аудио­визуальный: появились радио и телевидение. Однако эти техниче­ские структуры не устранили существенных ограничений в рас­пространении и объеме получаемой гражданами информации, а следовательно, и в поддержании политических контактов (ввиду высокой стоимости информации, несовершенства каналов пере­дачи сообщений и т.д.).

В целом можно сказать, что в индустриальном обществе воз­никла высокая сегментация информационного пространства и по­явилось множество полей, насыщенных ролевыми коммуникаци­ями. Эти поля перешагнули через государственные границы и ста­ли образовывать единые транснациональные информационные поля и потоки.


Информационно- Находящееся в стадии становления

прГтрТн^твПпериод постиндустриальное общество по-

перехода к постинду- родило ряд тенденций в сфере ин-

стриальному обществу формации, которые уже сейчас,

изменяя способы и технологии по­литической коммуникации, качественно трансформируют инфор­мационное поле. Так, если для индустриального общества харак­терны разнообразные способы организации информационных по­лей, потоков и политических дискурсов, то новый этап развития человечества отличается, прежде всего, преобразованиями качествен­ного характера в содержании информационных потоков и приобре­тении информацией статуса нового в политической жизни.

Самым революционным изменением следует признать возник­шую в 70-х годах XX столетия форму цифровой передачи инфор­мации. С появлением компьютеров предельно расширился диапа­зон трансляции информации, снизилась ее стоимость и исчезли многие барьеры на пути передачи и получения сообщений в ин­формационно-коммуникационном пространстве.

Как подчеркивали американские ученые Дж. Абрамсон, К. Ар-терон и Г. Офрен, эти технотелемедиумы прежде всего представле­ны кабельным ТВ, компьютером, спутниковыми и стекловоло-конными системами, обеспечивающими видеомобильную связь и позволяющими проводить ТВ-конференции и другие передачи, а также уничтожившими влияние факторов места и времени на прием сигналов. Именно они разрывают границы прежнего объема ин­формации и политического вещания. Именно они позволяют лю­дям обмениваться информацией и увеличивают возможности ин­терактивных связей, несмотря на хронологические и топологиче­ские параметры установления коммуникаций. С их помощью достигается эффективный контроль потребителя над сообщением и свобода информационного выбора2.

В нынешнее время темпы удешевления информации весьма впечатляющи. Если в 1985 г. стоимость передачи 45 млн бит ин­формации в секунду в расчете на 1 км оптоволоконной линии связи составляла почти 100 долларов США, то в 1997 г. переда­ча 45 000 млн бит информации в секунду стала обходиться все­го лишь в 0,05 цента3.

Принципиально, что компьютер сегодня стал не только по­средником, но и полноценным участником политической комму­никации. В связи с этим качественной трансформации подверглись и технологии хранения и передачи информации. Классические элек­тронные средства — радио, телевидение, телефон — дополнились


передающими устройствами (технотелемедиумами), действующи­ми на основе телетрансляционных трансграничных компьютерных имежспутниковых систем связи, компонентами которых являют­ся робототехника, голография и стекловолоконная оптика. В этих условиях информация стала важнейшим ресурсом и капиталом, оп­ределяющим не только прогресс экономики и культуры, но и ха­рактер трансформации политических структур и институтов.

Благодаря признанию качественно иной роли информации в организации социума это общество получило название информа­ционного.Впервые термин «информационное общество» был упот­реблен либо в 1962 г. американским экономистом Ф. Машлупом, или же в 1966 г. в Японии в докладе Ю. Хаяши по техническим и экономическим исследованиям. По мнению японского ученого, это такое общество, в котором в изобилии имеется высокая по качеству информация и есть средства ее распространения. Впоследствии к его характеристикам добавился высокий валовый национальный про­дукт на душу населения, значительная доля ВВП,созданная инфор­мационным сектором экономики, и наличие затрат в производстве продукта на научные изыскания, а также другие важные парамет­ры социального и политического развития.

Сегодня, как пишет Ф. Уэбстер, «понятие информационного общества» обросло великим множеством предположений и гипо-(тез на тему, что изменилось и продолжает изменяться и как эти перемены осуществляются»4.

Учитывая тесную связь в этом обществе техники и информа­ционно-коммуникационных процессов, некоторые ученые стали применять для его обозначения термин «инфо-коммуникацион-ное сообщество». Ряд исследователей обращает внимание на то, что современные информационные средства позволили существен­но синхронизировать экономические и политические процессы в различных частях мира, а это в свою очередь облегчило управле­ние данными процессами.

Использование новых информационных технологий привело к тому, что у граждан стала формироваться новая система ценно­стей и личных приоритетов, расти стремление к самореализации, потребность в творчестве. В развитых индустриальных странах про­исходят качественные сдвиги в социально-экономическом содер­жании труда, в том числе за счет повышения интеллектуальной емкости трудовых функций. В информационном обществе труд пре­вращается в средство самореализации и развития личности работ­ника, что влечет за собой неуклонный рост производительности труда, качественную перестройку институтов власти и общества. Как пишет Дж. Павлик, «мир мультимедиа вышел за рамки тек-


стового обмена, и влияние цифровых технологий стало реально преобразовывать все формы человеческой коммуникации»5.

В качестве интеллектуального ответа на все эти процессы в на­уке возникло немало теоретических моделей информационного мира. Так, известный канадский ученый М. Маклюэн предложил для их объяснения идею «глобальной деревни», где благодаря бур­ному развитию телевидения и других электронных СМИ форми­руется атмосфера всеобщего знания, информированности людей о происходящем. А. Тоффлер в развитие этих идей выдвинул мо­дель «электронных коттеджей», т.е. такой формы организации жиз­ни, где электронный труд становится условием человеческого су­ществования. Он самодостаточен и предоставляет человеку весь комплекс жизненных благ. Другие ученые понимают под инфор­мационным обществом социум, в котором в каждом доме имеется компьютер, подключенный к трансграничным сетям и, следова­тельно, каждый человек имеет возможность получать необходи­мую ему информацию по любым вопросам, вступать в общение с другими; исчезают географические границы в рамках информаци­онных сетей; создаются рынки информации и знаний, дополняю­щие рынки природных ресурсов труда и капитала, а также имеют место другие, не менее существенные факты и явления.

Возникновение электронных бизнес-коммуникаций {e-business и e-commerce) привело к качественному увеличению информаци­онных услуг в структуре экономики (интернет-заказы товаров и баз данных на дом, проведение электронных банковских опера­ций, услуги электронной почты и досок объявлений, различные виды кибертруда и т.д.). Это вызвало принципиальнейшие транс­формации в сфере труда, семьи, досуга, привело к появлению новых форм взаимоотношений государства с населением, ориен­тированных на постоянное удовлетворение информационных по­требностей в сведениях о деятельности властей.

Например, по данными социологических служб США, в 1980 г. в этой стране, используя новые информационные тех­нологии, работали не выходя их дома 5,7 млн человек. А в сере­дине 1990-х годов их уже было около 30 млн. Подобная динами­ка роста сохраняется и сегодня.

Благодаря изменениям в информационном поле повысились возможности участия граждан в политике, усилилась децентрали­зация власти и существенно выросли управленческие полномочия локальных сообществ и местных правительств. Резко возросла ин­формационная открытость, прозрачность государства. Этому спо­собствуют регулярное информирование населения государствен-40


ными органами, готовность государства вести диалог с обществен­ностью, а также предоставление гражданам услуг в информацион­ной форме. Весьма показательно, что государство стремится как можно шире использовать возможности новых информационных технологий для выполнения своих функций, специально берет на себя выполнение новых задач, основанных на применении циф­ровых способов передачи сообщений.

Например, сегодня все законодательные акты конгресса \ США бесплатны и доступны населению через Интернет. В Ве­ликобритании госслужба обеспечивает доступ граждан к ин­формации более чем 300 государственных организаций. При это цель правительства Великобритании состоит в том, чтобы как можно больше информации в электронной форме было дос­тупно для людей. В Канаде постоянно снижается стоимость го­сударственной информации.

Использование кибернетических структур, по сути, сняло ог­раничения на объем получаемой индивидом информации и повли­яло (за счет увеличения плотности интерактивного общения) на трансформацию информационных потоков. Благодаря компьютери­зации информационного пространства доступ населения к знаниям стал всеобщим. Однако в этом плотном информационном поле со­бытия обретают политическое значение только в связи с сообще­ниями о них, переданными СМИ. Иными словами, информация становится новостью лишь в том случае, если попадает на экраны телевизоров или на страницы популярных газет. В результате инфор­мационное поле получает принципиальную возможность отделять политическую реальность от человека пространством, которое формируют СМИ. А это порождает многочисленные риски как для общества, так для власти и каждого отдельного гражданина.

Как уже упоминалось, сетевые (кибернетические) формы об­мена сообщениями способствуют разрушению привязанности ин­формации к месту ее получения. По этой причине начавшиеся про­цессы глобализации уже привели к сокращению и уничтожению многих локальных информационных полей. Государства, частные структуры становятся составными частями единой трансграничной информационной сетии соответственно участниками мировой по­литики. Одновременно создаются и новые информационные отно­шения инфоцентров с периферией, т.е. возникает новая информа­ционная асимметрия в мировом масштабе.

Доминирование новых средств передачи информации, способ­ных создавать массовые политические продукты, привело к каче-


А


ственнои трансформации рыночного сегмента информационного поля. В частности, в условиях господства новых технотелемедиумов — в отличие от традиционных СМИ — уже не товар приспосабливает­ся к предпочтениям людей, а информационное предложение начи­нает формировать спрос и даже управлять им. Благодаря этому резко увеличиваются политические возможности и позиции коммуника­торов, производителей первичной информации.

Но, видимо, самым примечательным фактом, свидетельству­ющим о начале новой информационной эпохи, оказалась возмож­ность искусственного (цифрового) создания (моделирования) происходящих событий и формирования виртуальных образов мира и соответствующих информационных полей. В результате инфор­мационное пространство стало комбинированным: оно содержит отображение как реально происходящего в действительности, так и сотворенного человеком. Таким образом, реальные события со­седствуют с искусственными изображениями мира политики. По­явление этих виртуальных образований (симулакров — Ж. Бодрий-яр) ведет к имитации политической реальности, ее маскировке, а в конечном счете — к созданию некоего вневременного контину­ума видео-имитационного мира или, другими словами, гиперре­альности, полностью творимой человеком. О таком исходе уже пре­дупреждали многие ученые. По их мнению, возможность фабрика­ции фактов (в том числе и политических) приведет к тому, что она полностью заменит реальность. И хотя такое состояние ин­формационного поля еще не наступило, уже сегодня видно, что характерная для индустриального общества политика «гражданс­ких репрезентаций» сменяется многочисленными формами «реп­резентации политики» (С. Пшизова).

Прообразами таких виртуальных образов были различные мистификации и розыгрыши читателей, всегда присутствовав­шие в журналистике. Например, в 1980-е годы Томас Купер, репортер провинциальной немецкой газеты, прославился на весь мир своими интервью со звездами Голливуда, которые потом оказались подделкой. В Германии были опубликованы мнимые дневники Гитлера, поднявшие тираж журнала «Штерн». Много лет ходят слухи, что полет американцев на Луну снима­ли в специальной студии Голливуда. Поэтому около 40% аме­риканцев не доверяют официальной информации об этом со­бытии. О его искусственном происхождении снято немало филь­мов и репортажей. Неубедительность официальных сведений подтверждают многие детали киносъемки: черный беззвездный фон неба, американский флаг, расправленный, как на кар-


тинке, и др. (К слову сказать, ни один американский космо­навт никогда не присягал на Библии, что он побывал на дру­гой планете.)

Современные цифровые технологии и способы передачи ин­формации создали совершенно новое качество информационной среды, в которой невозможно отделить действительное от сфабри­кованного. В литературе появились произведения о странах, где пра­вят виртуальные лидеры; Голливуд снимает фильмы, в которых конфликты и их разрешение придумываются имиджмейкерами го­сударственных деятелей и т.д. Но реальная политика порой обго­няет художественный вымысел. Снятые с использованием новей­ших цифровых технологий выборы или подготовленные с их по­мощью чудовищные компроматы на некоторых политиков давно уже стали реальностью.

Важно подчеркнуть, что создаваемые иллюзии переживаются и воспринимаются людьми как вполне достоверная информация. Но поскольку люди осознают, что искусственно создаваемая про­дукция может выдаваться за реальность, это формирует у них ус­тойчивый скепсис к политической информации в целом. Ирония и самоирония, пародийное сопоставление явлений формируют ти­пичные реакции граждан на распространяемые политические со­общения. Такая культурная установка в конечном счете ведет к тому, что люди отказываются соотносить политические тексты с реальностью. Исходное сообщение прочитывается человеком через другой текст, например, внутреннюю идеологическую установку, мнение комментатора, советы знакомого и т.д. А в информацион­ном поле возникает эффект двойного кодирования сообщений, оз­начающий сугубо индивидуальное, заданное собственными воз­зрениями прочтение публичного текста, снятие личностно значи­мой информации с помощью сообщения.

В постиндустриальную эпоху граждане сталкиваются с перена­сыщенным информационным потоком, и для них как потребите­лей информации наиболее предпочтительной — т.е. доступной, легкой, снимающей напряжение — оказывается развлекательная форма сообщений. Таким образом, информация, поданная вместе с развлекательными материалами, значительно легче преодолева­ет препятствия в информационной среде, купирует шумы, дости­гает реципиента и воспринимается им. В публичной сфере и рань­ше использовались так называемые мягкие новости, предполагаю­щие облегченный для читателя (слушателя, зрителя) формат подачи материала, или сдабривание деловой информации развлекатель­ными сюжетами. Однако сегодня в потоке сообщений возникает


более масштабное, особое состояние перемещенных значений, сви­детельствующее о постоянной и неразрывной связи информации и развлечения (инфотейнмент). Это явление не только формирует новые требования к информации, но и самым существенным об­разом сказывается на отношении граждан к политическим про­цессам.

Конечно, создаваемое таким образом упрощенное, легкое ото­бражение политики неизбежно ведет к снижению качества поли­тических дискуссий в обществе, превращает политиков в актеров, плодит иллюзии, позволяет манипулировать людьми. В то же время снижение качества политического информирования делает сферу политики доступной для всех граждан, лишает политическую дей­ствительность жесткой нормативности и даже создает привлекатель­ный образ реальной политики. Предлагаемый зрителям схематич­ный образ действительности хоть и упрощает ее, но тем не менее за счет концентрации общественной дискуссии на понятных для лю­дей проблемах дает им ориентиры в сложном мире. Такой формат информации неизменно способствует созданию хорошего настрое­ния, обретению уверенности в том, что реальную политику можно исправить. Оптимизм в свою очередь вызывает чувство обществен­ной солидарности, желание участвовать в политической жизни. «Мыльные оперы» и сериалы, таким образом, превращаются в эф­фективные каналы политической социализации граждан. Например, такие фильмы, как «Цирк» в СССР или «День независимости» в США не столько создавали утопические образы действительнос­ти, сколько поддерживали идеалы советского или американского общества как интегрированного, не знающего расовых предрас­судков. Положительными героями в них выступали представители разных этнических групп населения.

В русле изменений информационного поля в мире политики, когда стираются различия между информированием и развлечени­ем, формируется и особая «культура политического развлечения» (А. Дёрнер). Поскольку в контексте этого информационного потока политическая реальность становится реальностью медийной, в боль­шей степени подчиняющейся законам рынка развлечений, соответ­ственно меняются и критерии, по которым оценивается продукция этого рынка. Первостепенное значение теперь имеет тот факт, ув­лекательна она или скучна. В результате изменяется и эффектив­ность самой политики, достижения тех или иных целей. И те поли­тики, которые игнорируют эти трансформации информационных и политических процессов, как правило, терпят неудачу.


Уместно вспомнить, что в 1990-е годы команда президента США Б. Клинтона на очередных выборах сделала ставку не на серьезные аналитические материалы СМИ, а на развлекатель­ные программы: ток-шоу на каналах MTV и CNN. При этом Клинтон в своих речах часто ссылался на Элвиса Пресли — символ нонконформизма для его поколения. Имидж бунтов­щика хорошо сочетался и с его предвыборным слоганом — «В Америке пришло время перемен». Составной частью избира­тельной кампании стала активная поддержка молодежного жур­нала «Роллинг Стоунз». Как считают американские аналитики, это и принесло Клинтону победу. Кульминацией же и одновре­менно показателем эффективности выбранного им стиля стало исполнение Клинтоном известного хита Пресли на саксофоне в июне 1992 г. Именно этим выступлением он отвоевал у свое­го соперника Перро проигранные очки и вышел вперед в пред­выборной гонке.

Многообразие информации, смесь иллюзорности и действи­тельности, возможность свободного выбора индивидом критериев оценки событий создают особую культуру восприятия информа­ции. И главное, что индивидуальность восприятия отрицает уста­новку на выработку общего для всего населения (идеологическо­го) метакода, универсального восприятия политической инфор­мации. Именно культурное своеобразие индивида определяет его возможности в прочтении политических текстов и восприятии све­дений. При этом виртуальное содержание информации, как пра­вило, ограничивает рациональное восприятие человеком полити­ческих сведений, стимулируя произвольность прочтения тех смыс­лов и значений, которыми она наполнена. Благодаря электронной технике человек получает возможность воспринимать мир во всей полноте его проявлений, получить информацию не только о про­шлом, но и о настоящем и будущем. Как и в далеком прошлом, сегодня он возрождает для себя ценности целостного восприятия мира.

Патриарх коммуникативистики, один из ведущих теорети­ков информационного общества Маршалл Маклюэн (1911-1980) еще в 1960-е годы высказал ряд идей, и сегодня не утра­тивших своего значения. В частности, им была предложена одна из самых популярных периодизаций развития общества. Он выделял четыре исторические эпохи, каждая из которых дает новые формы общения и организации всей жизни, эволюции культуры человека. Так, самая ранняя эпоха — это эпоха пле-


 




менного человека и, соответственно, «дописьменного варвар­ства», речевой культуры. Человек жил здесь в мире одновре­менных связей и был неразрывно связан с обществом. По сути, это была «деревня», в которой существовало нерасчлененное единство человека и общества. Вторая эпоха связана с возник­новением фонетического письма. Появление алфавита приве­ло к тому, что звуки речи обрели видимые формы и информа­ция стала передаваться не только устно, но и письменно. Гра­мотность вытолкнула человека из племени, что расширило территорию передачи информации, а также разрушило былое единство «деревенской» общности. Третью эпоху (XV в.) сим­волизировало изобретение книгопечатания (эпоха Гуттенбер-га), время господства печатной техники, позволившее адресо­вать информацию как массовой аудитории, так и индивидам, которых можно было не слышать и не видеть. Это способство­вало созданию национальных языков и государств, всеобщей грамотности, рынка, индустриализма и обретению других черт современной эпохи. Четвертая эпоха возникла с появлением электрического телеграфа и азбуки Морзе. Распространение информации этими средствами создает состояние всеобщей включенности людей в мировой процесс. Телевидение превра­щает информацию в постоянную среду человека, а используя это средство (переключая программы), человек сам выстраи­вает свое информационное окружение. Благодаря мгновенной передаче информации пространство исчезает, и опять воцаря­ется «деревня» как символ возвращения внутренне связанного мира.

Как писал М. Маклюэн, «устные культуры универсальны с точки зрения восприятия и хранения информации. Однако теперь элект­ронные средства, сокращающие пространство, время и однона­правленность... отношений, приближают нас к условиям устное-ти, возвращая нам множественность одновременных отношений»6.

Формы становления медиакратии

В 60-х годах XX столетия Э. и X. Тофф-леры предсказывали, что в рамках «третьей волны» (электронной ре­волюции) политическая система современного общества будет фор­мироваться на основе полупрямой демократии, устраняющей ис­ключительную зависимость граждан от представителей их интере­сов в органах власти и являющей собой комбинацию прямой и непрямой демократии. Однако бурное развитие новых электрон­ных СМИ уже сейчас обгоняет эти и подобные прогнозы.


Следствием современных, весьма принципиальных изменений информационного поля стала его способность качественно транс­формировать и саму сферу политики, и формы организации влас­ти, которые все чаще начинают определять как медиакратию. С одной стороны, это означает возникновение новых способов политиче­ского участия: медиа-опросов, интернет-плебисцитов, механиз­мов кибер- и теледемократии (например, в виде замены двух- или трехпартийной системы на систему вещания двух и трех телекана­лов) и т.д. Политическое пространство начинают формировать от­ношения между крупнейшими структурами, обеспечивающими ин­формационное взаимодействие в обществе, или медиалогика вла­стных отношений. Таким образом, характер власти чем дальше, тем больше зависит от позиций медиасобственников, а распреде­ление властных полномочий подчиняется законам движения мас­совой информации. Резко повышается роль технологий шоу-бизне­са в формировании политических коммуникаций, а информацион­ное пространство власти обретает ярко выраженный кросскультурньш И транснациональный характер. В таких условиях политическая и куль­турная формы влияния на власть практически неразличимы. В ре­зультате демократическая форма организации власти уже неспо­собна обеспечивать взаимоотношения правящих кругов и населе­ния, элиты и неэлиты. Информационные отношения превращаются в определяющий механизм формирования политической власти.

Становление медиакратических порядков опирается либо на высокий уровень социальной обеспеченности населения и демо­кратические институты власти, либо на преддемократические струк­туры, которые складываются в переходных обществах. Однако и в том и в другом случаях новые медиапорядки снижают заинтересо­ванность людей в использовании представительных политических механизмов для защиты своих интересов, что порождает массовый («демократический») конформизм и другие формы гражданской пассивности. Снижаются также ответственность граждан, их заин­тересованность в использовании партий и других формализован­ных организаций в отношениях с властью. Сужаются публичные формы отправления власти, происходит профессионализация сфе­ры государственного управления. По мере утверждения медиакра­тических порядков интенсивный информационный обмен стано­вится все более индивидуализированным, что в свою очередь не­редко способствует возникновению коммуникации между людьми (и институтами власти) по сугубо человеческим (а не классовым, групповым, корпоративным) основаниям. Так медиакратия транс­формирует традиционную политику структур и институтов в по­литику людей.


Информационно- Особое состояние информационно-

голя складывается в переходных государствах. Поскольку характери­стика переходности свидетельству­ет об отсутствии в обществе доминирующих социально-экономи­ческого и политического начал, а также о сохранении неравновес­ности форм и способов правления, в информационном поле такого социума одновременно сосуществуют сразу несколько логик раз­вития информационно-коммуникационных процессов. Таким об­разом, информационное пространство переходных обществ изна­чально противоречиво и формируется на основе сочетания каче­ственно различных источников и механизмов коммуницирования. Постепенно складывающийся в этих государствах механизм представительства гражданских интересов обусловливает то, что в основе политической конкуренции оказывается острое идеологи­ческое размежевание социальных, этнических и иных групп об­ществ. А это в свою очередь предопределяет доминирование ценно­стных и дефицит прагматических оснований политических отноше­ний в информационном потоке. По этой же причине (из-за постоянного изменения соотношения сил, а временами даже вытес­нения отдельных партий, групп интересов и других акторов из поли­тического пространства) информационные поля, как правило, при­обретают неустойчивый характер. Внутренняя неорганичность, ре­лятивизм — пожалуй, самая общая и одновременно наиболее точная характеристика информационного пространства стран такого типа. Релятивный характер информационного пространства прояв­ляется и в противоречивом соединении рыночных способов произ­водства информационных продуктов с методами распространения сообщений, построенными на администрировании, диктате и дав­лении центров силы и власти. Причем удельный вес и политическое значение этих методов постоянно меняются, что ведет к атомизации подконтрольных им информационных полей. В то же время наличие столь разнообразных методов поддержания политического дискурса говорит о резком по сравнению с предшествующим периодом рас­ширении условий для производства информационных продуктов со стороны как институтов власти, так и общественных структур. Такой насыщенный информационный обмен уничтожает значи­тельное число прежних политических фильтров, снижает возмож­ности разнообразных политических структур монополизировать положение в производстве и переработке информации.

Активность идейных противников предопределяет высокую чувствительность информационного рынка к малейшим полити­ческим изменениям. Руководствуясь принципом «все на продажу»,


различные партии и группы интересов постоянно отслеживают реакцию потребителей информации на разнообразные политиче­ские проекты, способные расширить круг их сторонников. Поскольку же перед многими политическими акторами стоит задача, условно говоря, первичного позиционирования на информационном рын­ке, завоевания там собственной ниши, их информационные прак­тики нередко направлены на монополизацию хотя бы части ин­формационного рынка. При этом все участники дискурса широко используют агрессивные технологии информационных войн, пси­хологических атак на позиции противника. Государственная ин­формационная политика в переходных обществах, как правило, непоследовательна, отличается импульсивным характером, что затрудняет эффективную защиту общегосударственных целей.

Весьма характерна для этого периода и тактика СМИ, кото­рые, улавливая общие настроения, в значительной степени заме­щают контроль политических институтов критикой властей. В свою очередь и государство, пытаясь ограничить возможности оппози­ции и обеспечить себе политические преимущества, нередко ис­пользует запретительную практику и даже информационные «реп­рессии» по отношению к отдельным изданиям, телеканалам или радиостанциям.

В связи с высокой интенсивностью и противоречивостью ин­формационного пространства переходным обществам свойственна низкая институализация, структуры и звенья, обеспечивающие ин­формационные обмены в публичной сфере, постоянно реформиру­ются. Можно сказать, что в таких обществах властвует скорее само­организация отдельных информационных структур, нежели обще­политическая организация информационных обменов.



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Уровни информационно-коммуникационных процессов | Информационно-коммуникационные системы


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.106 сек.