русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Глава 3. Тема 2. Перестройка военного образования под воздействием развития ИКТ


Дата добавления: 2014-11-28; просмотров: 1513; Нарушение авторских прав


 

Проблемы образования и применения и распространения в образовании ИКТ не могут быть в должной мере подвергнуты анализу без рассмотрения подготовки и получения образования военнослужащими. Вооруженные силы и системы вооружений уже давно являются сосредоточением весьма сложных, а нередко и наиболее передовых научных технологий и реализующих их систем. Не удивительно, что подготовка кадров, имеющих дело с такими системами, выдвигает особые новые требования к технологиям образования. Да и управление войсками при этом приобретает качественно новые свойства. Формирование современных командиров и специалистов вооруженных сил в таких условиях требует особого внимания к адаптации уже проверенных традиционных технологий обучения к новым требованиям. А технологии дистанционного образования представляют большой важный ресурс (как и ИКТ в целом) повышения эффективности соответствующих образовательных технологий. В целом насыщение военной техники, систем управления и связи последними достижениями науки существенно повышает требования к подготовке военнослужащих и увеличивает значение ИКТ в военном образовании.

Сама природа современных вооруженных сил и характер способов ведения военных действий в течение последних примерно 100 лет последовательно претерпевали несколько существенных изменений. Эти изменения (в процессе своего развития и накопления) привели к новой, качественно отличной от предыдущей природе вооруженных сил и военных действий. Образование и в целом процесс подготовки кадров для вооруженных сил не могли оставаться в стороне от таких качественных изменений и, с некоторым отставанием, оказались вынужденными также учитывать их и перестраиваться в соответствии с изменившимися требованиями к военнослужащим.

В основном (наиболее важном и принципиальном) эти изменения свелись к последовательности нескольких важнейших этапов преобразований в вооружениях и системах вооружений; изменении удельного веса различных видов и родов войск и систем вооружений в ходе и исходе вооруженной борьбы; последовательной эволюции стратегии и тактики ведения войны и самой природе различных видов этих вооруженных конфликтов различающихся по своему масштабу и способам их ведения. Появление новых видов вооружений их развитие и совершенствование, приведшее к перераспределению значимости (удельного веса) отдельных видов и родов войск в ходе и исходе вооруженной борьбы происходило в неразрывной связи с усовершенствованием и внедрением ИКТ в военную технику и вооружения, в системы управления войсками и военными действиями (боевыми операциями), а, следовательно, тем самым, и в процессы обучения и подготовки кадров для вооруженных сил и силовых ведомств в целом.



Разумеется, все эти сложные и специфические процессы требуют для своего рассмотрения отдельных самостоятельных исследований, которые в определенной мере и степени уже ведутся и еще будут выполнены. Однако, в курсе, посвященном влиянию ИКТ на образование и науку в целом, было бы неправильно совершенно отказаться от рассмотрения главных тенденций, с очевидностью просматривающихся в развитии и самих вооруженных сил и соответственно вооружений и военной техники. Это рассмотрение должно выполняться под углом зрения требований вытекающих из этих тенденций к военному образованию, а в особенности возможности показать основные тенденции преобразования военного образования под воздействием как указанных здесь процессов, так и вытекающих из собственного развития и внедрения в вооруженные силы ИКТ.

В свое время вслед за появлением и широким и интенсивным внедрением бронетанковой техники в войска после первой мировой войны, которое особенно характерно и с большим размахом проявилось в ходе второй мировой и соответственно Великой отечественной войны, а в значительной степени и параллельно с этим происходило бурное развитие и внедрение авиационной техники в вооруженные силы и широкое использование ее в боевых операциях. Если танки и их применение на той стадии развития не были тесно связаны с ИКТ, то авиация по самой своей природе уже тесно связана с электроникой и радиосвязью практически с самого момента своего появления и, в особенности, по мере ее дальнейшего развития. В процессе полета, при выполнении боевого задания, при посадке на аэродром и т.д. широко используются системы и средства связи, контроль полета, состояния систем и механизмов самолета. Все это и управление огнем немыслимы без использования электронных технологий. Естественно, что и подготовка, обучение авиационных специалистов не могут не учитывать этого и к ним предъявляются уже изначально более высокие требования, чем к военнослужащим других видов и родов войск, за исключением, например, ракетных войск, ВМФ, ПВО и некоторых других.

Появление и развитие ракетных систем и ракетных войск, войск ПВО и впоследствии ПРО, радиотехнических войск резко усилило использование в соответствующих системах вооружений и военной техники радиоэлектроники, цифровых технологий. А впоследствии с появлением и развитием спутниковых технологий также и этих технологий. Параллельно с этим, наряду с первоначальным усилением роли авиации, сначала самолетов, а затем и вертолетов, менялись роль и характер действий наземных войск, а затем постепенно и сама природа боевых операций. После завершения Второй мировой войны постепенно уменьшается значение громадных танковых армий и вообще громоздких и маломаневренных наземных (сухопутных) соединений в классическом смысле этого слова. Происходит значительное возрастание роли фактора мобильности и оперативности как в ведении самих боевых действий, управлении ими и войсками в ходе проведения боевых операций, так и в переброске значительных воинских соединений на значительные расстояния.

Нелишне вспомнить, что и глобальная сеть Интернет, своим происхождением обязана постановке и решению важной военной задачи: создание и развитие надежной живучей системы управления и связи войсками в условиях возможного применения оружия массового поражения, огромной разрушающей силы. Здесь имеется в виду появление атомного (ядерного) оружия и соответствующих средств его доставки. Известно, что Интернет представлял собой первоначально довольно скромную систему и при этом некоторое время подсистемы военного назначения функционировали в достаточно тесной связи с соответствующими подсистемами гражданского назначения. Естественно в дальнейшем эти компоненты были разделены, но и невоенная компонента, под которой сейчас и понимают Интернет весьма активно и целенаправленно используется Пентагоном. В настоящее время интернет технологии весьма интенсивно используются (имеются в виду именно их гражданские версии) в военной сфере различными странами. Не нужно специально доказывать, за полной очевидностью, что все эти новые и новейшие системы военной техники и методы вооруженной борьбы существенно изменили требования к военнослужащим и к их обучению и к подготовке, в том числе с использованием ИКТ.

В самое последнее время наблюдается дальнейшее изменение природы войны и способов ведения боевых действий. Здесь уже сама природа построения вооруженных сил (если их можно назвать таковыми в сравнении с классическими вооруженными силами) радикально отличается даже от модернизированных на новой основе принципов построения военной организации. Во многих ситуациях от централизованной структуры происходит переход к некоему подобию партизанских отрядов, к действиям, о которых теперь говорят как о ведении «мятежевойны» или по-другому о сетецентрической войне. Неожиданность нападений при этом совершенно по иному ставит вопрос о вооруженной борьбе с таким противником, использующим для связи и управления новейшие ИКТ и особенно Интернет. Естественно, все это еще более обостряет проблемы использования ИКТ в подготовке специалистов, участвующих в боевых операциях такого рода.

Во многих странах, особенно в США, вооруженные силы с одной стороны радикально усовершенствовали свои возможности в результате фактического перевода большинства систем управления и связи на повсеместное применение спутниковых технологий. При этом достигается качественное улучшение оперативности управления и глобальный охват телекоммуникациями различных эшелонов. Естественно, что эффективность боевых действий при этом существенно повышается. Но и зависимость от спутниковых технологий представляет собой определенные опасности с точки зрения надежности управления, основанного на них. Дело в том, что спутниковые технологии довольно уязвимы, так что их нарушение противником может привести к полной потере управления войсками.

Этот аспект чрезмерной зависимости войск от ИКТ, особенно спутниковых технологий неоднократно подчеркивался американскими генералами, имеющими большой опыт командования войсками в условиях ведения боевых операций, а не только мирного времени. В этой связи чрезвычайно важно еще в процессе обучения (особенно командного состава) выработать у курсантов способность адекватно и четко без паники реагировать на выход из строя штатных систем управления и связи. При этом они должны быть подготовлены к оперативному переходу в условиях ведения боевых действий на использование альтернативных технологий управления и связи без потери качества руководства боевой операцией.

Раскрытие этого тезиса означает конкретнее, что подготовка командиров всех рангов вообще и особенно специалистов, обеспечивающих управление войсками и связь обязательно должны использовать в процессе обучения ИКТ и не просто готовить к использованию существующих систем. Высокая надежность использования современных ИКТ в управлении войсками требует не только дублирования соответствующих систем и каналов связи. В процессе обучения следует особое внимание обращать на подготовку военнослужащих к умению принимать решения и действовать в условиях нарушения штатного режима управления и связи, оперативно корректировать действия в такой обстановке, не допускать растерянности и потери управления. Поскольку натурное воспроизведение подобных нештатных ситуаций невозможно и нецелесообразно, еще более возрастает значение ИКТ, позволяющих выполнять моделирование практически неограниченного диапазона нештатных ситуаций с целью подготовки специалистов, способных к оперативному реагированию на них и парированию соответствующих угроз.

Особого и отдельного внимания в этом контексте заслуживают преобразование разведывательных (в основном ранее чисто разведывательных) подразделений в разведывательно-ударные боевые комплексы; обеспечение деятельности перенасыщенных современнейшей техникой и системами частей и соединений военно-морского флота (ВМФ), радиотехнических войск и обслуживаемых ими систем, наконец, технологии так называемых «электронных войн» и специалисты в области «кибернетической» войны и противостоящие им защитники информационной безопасности и ИКТ-систем. Очевидно, что высокоэффективная современная профессиональная армия от частей и соединений высокомобильных (аэромобильных) войск до военнослужащих ракетно-космических систем и специалистов в сфере кибернетической войны характеризуется следующими требованиями к своему личному составу. В процессе получения образования и подготовки к службе курсанты должны проходить обучение и подготовку в ситуации, моделирующей реальные боевые действия, основанные на последних достижениях ИКТ и протекающие с активным применением систем на базе таких ИКТ. Поскольку такие ИКТ реализованы в соответствующих программно-аппаратных комплексах, то и обучение их обслуживанию и работе с ними должно быть основано на этих ИКТ. В результате анализа данных, публикуемых в открытой печати, - в большей мере относящихся к практике зарубежных армий и в меньшей – касающихся отечественных вооруженных сил - можно сделать определенные выводы об изменениях в методике обучения и подготовки военнослужащих. Можно также судить об определенных тенденциях в этой области и уже сложившихся технологиях и методах современного военного образования.

Следует отметить также, что все больший акцент на технических специальных знаниях в процессе подготовки кадров для вооруженных сил и увеличение разрушительной мощи современных вооружений обусловливает необходимость улучшения гуманитарной компоненты в образовании современного военнослужащего. Иным способом практически невозможно повысить степень его ответственности и надежного выполнения им своих функций, а в конечном счете, эффективного проведения боевых операций в целом. Поскольку механическое увеличение времени обучения невозможно, да оно и не дает желаемого эффекта, то и здесь существенную помощь способны оказать ИКТ.

Итак, повторяем: насыщение войск сложной современной техникой - неотъемлемая черта нынешних систем вооружений, обеспечивающих чрезвычайно стремительное протекание боевых действий. В этих условиях военнослужащие обязательно должны быть хорошо подготовлены как к весьма интенсивному выполнению штатных обязанностей, так и к оперативному принятию решений в быстро изменяющейся обстановке и при возникновении нештатных и даже критических ситуаций. Отработка только на физически выполненных имитаторах и с применением фактического вооружения недостаточна для обучения и подготовки военнослужащих к адекватным действиям в ситуации современного боя. Намного более обширные и гибкие возможности обучения предоставляют электронные симуляторы, в которых заложены богатые программные возможности моделирования практически неограниченного диапазона всевозможных вариантов боев и боестолкновений. Причем, об этом еще будет отдельно сказано ниже, основы такой подготовки обязательно должны закладываться еще в процессе обучения курсантов в учебном заведении. Далее перейдем к постепенному более конкретному развернутому изложению особенностей разработки и внедрения ИКТ в процесс формирования хорошо подготовленного военного и военного специалиста.

Отдельно следует подчеркнуть чрезвычайную важность выработки в процессе обучения быстрого и всеобъемлющего фиксирования и анализа текущей обстановки и ее адекватного анализа без чего невозможно оперативное принятие правильного решения. Именно на разработку планов ведения боевых действий и подготовку к их реализации в процессе боевой операции приходится наибольшая доля усилий и времени командиров различного уровня. Здесь опять-таки применение ИКТ оказывает неоценимую помощь в формировании оптимальных представлений на различных уровнях восприятия учащихся. Таким образом, ИКТ способствуют не просто активному усвоению знаний и выработке полезных навыков, но и позволяют интенсифицировать процессы быстрого глобального восприятия информации и последующей оптимизации ее обработки. В целом в современных условиях ведения боевых действий все большее значение приобретает не просто количественное ускорение передачи информации, хотя и это тоже важно. Значительно более существенным является качество восприятия и анализа этой информации и особенно в связи с этим способность к оперативной выработке соответствующих решений. Все это должно быть заложено и в значительной степени уже отработано в процессе обучения.

 

В качестве важнейшего необходимого условия формирования современного командира, способного успешно руководить войсками в процессе ведения боевых действий и при подготовке боевых операций, выступает способность безошибочно и очень быстро работать с графической информацией. Эта графическая информация для военного человека всегда представляет собой ту или иную разновидность карты. Но естественно требование эффективной визуализации информации и работы с такой информацией основано уже на использовании не бумажных, а электронных карт. Этому невозможно обучиться наспех в условиях прохождения военной службы. Полноценное владение соответствующими методами формируется в процессе получения военного образования высшего или среднего специального (соответственно для офицеров или прапорщиков (мичманов)). Следует подчеркнуть, что это весьма общее требование к командирам всех уровней от командира мотострелкового взвода до начальника штаба и соответственно к используемым ими автоматизированным системам управления войсками. Работа с такими системами при всем их совершенстве предполагает не просто высокую степень ответственности командира, но и непременно достаточно уверенное владение технологией работы в ней и существенное понимание основных принципов ее работы на важнейших этапах. Впрочем, об этом последнем речь еще пойдет чуть позднее.

Необходимо отчетливо понимать, что по существу речь идет об умении обобщенно воспринимать и анализировать весьма большие объемы информации и быстро переходить от одного к другому разномасштабным ее представлениям. Подобные навыки должны формироваться в процессе получения им образования и соответственно сам процесс обучения должен опираться на использование наиболее совершенных ИКТ. При этом не имеет значения, идет ли речь о работе с преобразованием информации, представленной первоначально на бумажных носителях (традиционной карте), спутниковых снимках местности или ее аэрофотоснимках или иных представлениях, которые следует трансформировать в качественно иную модель. Важно другое, именно понимание внутренней структуры этой (с необходимостью многослойной) модели и умение работать с ней обеспечивает эффективность оперативной обработки информации и формирования управленческих решений. Существенная необходимость многослойности соответствующей модели обусловлена требованием доступа и последующей работы командиров различных уровней именно к различным слоям (уровням) этой модели.

Перейдем к более конкретному описанию принципов построения модели и способов работы с ней. Некоторое понимание природы соответствующих задач, их масштаба и сложности, равно как и новых технологий образования, подготавливающих к их решению, видимо, способны дать следующие соображения. В основе технологии (назовем это «электронного восприятия и обработки») визуализации посредством электронного восприятия и обработки информации лежит работа с представлением информации, сформированным современной геоинформационной системой. Графическая информация – это своего рода полноценная электронная карта, построенная на многослойной электронной геоинформационной системе. Это не просто отсканированный с бумажного носителя электронный документ, а значительно более сложный и предназначенный для быстрой эффективной работы многослойный графический файл, допускающий работу с ним в многопользовательском режиме. Доступ к нему операторов должен обеспечиваться сразу нескольким операторам, в том числе работающим с картами разного масштаба.

Со стороны военного командования к этим и иным, еще описываемым ниже важным свойствам такой системы электронного восприятия и обработки (включая также и элементы моделирования обстановки) информации выдвигаются требования простоты, надежности и возможности быстрого (за несколько часов) обучения работы с ней. Разумеется, отдельные операторы будут способны к кратковременному ознакомлению с такой системой и получат некоторое представление о ней, особенно, если они уже являются «продвинутыми» пользователями. Однако, в целом, обеспечение уверенной и надежной работы с такой системой обязательно должно опираться на полноценное обучение соответствующим методам или, по крайней мере, их основам. Это должно осуществляться, если и не на базе точно такой системы, то, во всяком случае, с разъяснением принципов работы аналогичных систем или их прототипов и последующим или параллельным ознакомлением с работой таких систем. Невозможно переоценить полезность современных ИКТ, способных обеспечить удаленный доступ к работе таких систем со всеми вытекающими отсюда положительными эффектами. Например, достаточно оборудовать один или несколько соответствующих центров такими системами и обеспечить удаленный доступ к ним (к нему) посредством современных ИКТ.

Необходимость этого становится очевидной из дальнейшего перечисления основных особенностей и характерных свойств этих электронных систем. Соответствующий файл обстановки, кроме указанных выше свойств, должен также иметь возможность быстрого включения в себя других документов в виде таблиц, надписей, фотоснимков и аэрофотоснимков и др. При передаче и получении этого файла в соответствующих штабах он должен обладать способностью быстро интегрироваться с электронной топографической основой различных масштабов и электронных форматов (легко ложиться на нее). Соответственно условные знаки, на работу с которыми приходится значительная часть работы оператора, должны быстро и корректно изменять свой масштаб пропорционально масштабу используемой электронной топоосновы, сохраняя точность привязки их к местности.

Электронная версия карты с файлами обстановки должна предоставлять возможность отображения в автоматизированном режиме положения объектов, оснащенных системой привязки к спутниковым системам навигации (ГЛОНАСС), а сами эти файлы включать в свой состав несколько слоев с разграничением прав пользователей по просмотру и редактированию этих слоев.

К несколько более существенным, правда, тоже совершенно необходимым свойствам относятся возможности поддержки привязки к определенным СУБД и обращения к этим СУБД из окна системы в режиме on-line (реальном масштабе времени). Сама система должна быть способна к работе в ЛС в двух режимах: бессерверной работы в ЛС и в привязке к серверу, а также и в автономном режиме (без подключения к сети). Наконец, весьма желательно, хотя это уже и сложнее обеспечить, чтобы система могла реализовать компьютерное моделирование боевых действий, например, используя принцип сравнения боевых потенциалов войск противостоящих сторон.

Такой набор требований приводит к необходимому усложнению соответствующей системы и вряд ли разумно рассчитывать при всей возможной простоте работы с ней на уверенную надежную работу в этой системе поверхностно ознакомленного пользователя, практика работы коего будет ограничена несколькими часами. Необходимо еще раз повторить, что значительно более серьезным представляется основательное обучение с применением современных ИКТ. Если приведенный пример ориентирован в большей мере, хотя и не единственно, на использование в сухопутных войсках, то значительно более насыщенные компьютерными информационными системами, авиация, морской флот, ракетные войска и другие тем более, в принципе не могут быть обеспечены квалифицированными кадрами (уже не только командного состава, но и их подчиненных) при условии использования только традиционных технологий образования. Здесь на помощь военным преподавателям приходят методы прикладного искусственного интеллекта в виде технологии экспертных систем, имитация реальных боевых действий и эксплуатации военной техники в условиях их проведения посредством моделирования по методу Монте-Карло на ЭВМ, специально разработанная под воздействием требований военных специалистов теория игр и теория операций.

Рассмотренные выше требования к современным системам управления и связи в войсках не являются отдельными, хотя и весьма важными элементами передовых технологий. Полноценный существенный эффект от их внедрения в вооруженные силы достигается лишь при интеграции их в единую систему управления. Соответствующие усилия не являются секретом и предпринимаются в России около 10 лет. На данном этапе работы над системой она начинает приобретать законченные очертания. Но при этом остаются существенные вопросы к разработчикам и самой системе. Высказываются суждения, что элементная база аппаратуры должна быть исключительно отечественной. Не отрицая важность полного владения особенностями и скрытыми недокументированными возможностями системы в целом и ее узлов и компонентов, следует отметить, что чрезмерная привязка подобных разработок к идеологии «опоры на собственные силы» способна задержать реализацию системы и что еще хуже привести к созданию отсталых и малоэффективных систем. Почему-то Китай вполне успешно применяет компоненты зарубежных разработчиков и производителей и не считает, что подвергает себя тем самым безумному риску. Более того, программное обеспечение (программный компонент) системы может быть успешно разработан отечественными программистами полностью для импортной элементной базы или частично совместим с компонентами программного обеспечения иностранных производителей. В любом случае само создание системы и последующая ее успешная эксплуатация существенно зависят от уровня подготовки в сфере современных ИКТ студентов и курсантов высших военных учебных заведений.

Иначе говоря, речь идет о создании информационно-активной и компетентной кадровой среды. Ни подготовка специалистов, образующих такую среду, ни их обучение, ни тем более эффективная работа с современными инструментами управления просто невозможны без использования ИКТ в современном образовании. Эти ИКТ должны отвечать требованиям самых высоких мировых стандартов. Для чего, в свою очередь, всемерно развивая собственные оригинальные технологии и не брезгуя качественным копированием зарубежных технологий, следует использовать и импортную элементную базу. Особенно в тех случаях, когда создание собственных компонентов такого уровня отечественной промышленностью в сжатые сроки нереально. Без применения последних научно-технологических достижений в процессе образования и подготовки специалистов невозможно создать современную армию, эффективно использующую вооружения и системы управления и связи, отвечающие нынешним требованиям.

В дополнение к сказанному выше необходимо учитывать, что за рубежом формирование единой инфраструктуры ИКТ происходило не столько сверху в рамках создания глобальных систем, возможно, за некоторым исключением в этом отношении Интернет, сколько постепенно за счет развития и совершенствования отдельных локальных систем и подсистем различного уровня. Даже традиционно централизованные системы управления и связи, характерные для вооруженных сил, в значительной степени преобразовывались к современным цифровым системам в результате большой подготовительной работы над внедрением на отдельных участках и контурах управления самых современных цифровых технологий. Параллельно велась работа по интеграции их в более крупномасштабные управляющие системы высокого уровня (уровней). Поскольку нашим отечественным специалистам приходится догонять и ликвидировать значительное отставание в этой области, то возникает задача опережающего развития не только в сфере разработки и создания соответствующих систем, но и в области подготовки квалифицированных специалистов, способных к эффективной работе с такими системами.

Особо следует остановиться на важнейшем психофизиологическом аспекте внедрения новейших технологий в сферу управления боевой техникой и системами вооружений. Хорошо известно, что облегчение процесса управления боевым самолетом, кораблем и другими сложными системами, в том числе и системами ведения огня, посредством введения автоматизированных и особенно компьютеризованных систем и технологий привело к специфической проблеме. Речь идет об утрате оператором, осуществляющим управление, ощущения тесного контакта с управляемым объектом, что приводит не только к известному дискомфорту, но и чревато принятием ошибочных в одних случаях и запаздывающих в других ситуациях решений. Эта проблема характерна и для многих сложных и особо сложных систем, не относящихся непосредственно к военным, например, при работе операторов атомных электростанций, диспетчеров аэропортов, больших металлургических предприятий и их основных цехов и пр.

В настоящее разрабатываются и уже нашли применение системы прицеливания, отрабатывающие по направлению взгляда пилота и (мгновенно в силу интеграции с системой открытия огня на поражение) дающие команду на поражение цели. Исследуются возможности считывания сенсорами, принимаемых мозгом оператора решений (команд) и последующего их исполнения, и другие возможности, которые еще совсем недавно принято было относить к области научной фантастики.

Опять-таки совершенно ясно, что и проблема, описанная ранее в предыдущем абзаце, и, тем более, сказанное только что должны решаться еще в процессе подготовки кадров военных специалистов на стадии получения ими образования. Опять-таки, очевидно, что решения эти должны быть основаны на соответствующих разработках новых технологий обучения, последующем применении их в самом обучении и тем самым внедрении в процесс обучения методов и приемов, парирующих отмеченные проблемы и сложности использования технологий управления системами вооружений. Именно ИКТ способны содействовать решению всех этих проблем, чтобы в войска приходили уже заранее подготовленные специалисты, которые, возможно, еще будут нуждаться в некотором «доучивании», усовершенствовании уже полученных навыков, но не там начинали бы свое первоначальное знакомство со столь сложными процессами и начальное обучение работе с ними.

Вообще мобильность и быстротечность (интенсивность) современных боевых операций, насыщенность войск, участвующих в них сложнейшей техникой и компьютерными системами существенно обостряют отмеченные выше и многие другие проблемы подготовки кадров для вооруженных сил и других силовых структур. Безусловно, никакая реформа вооруженных сил не приведет к построению эффективных современных войск, если она не будет обеспечена обучением офицеров (в первую очередь), а, вообще говоря, и всех военнослужащих на базе и с применением новых и новейших информационных технологий. Именно они способны обеспечить широчайший диапазон моделируемых ситуаций с одной стороны и наиболее дешевую практически неограниченную во времени тренировку и отработку необходимых навыков с другой стороны. В этом отношении необходимо не сокращение количества военных учебных заведений (которое в разумных пределах вполне допустимо), а коренная перестройка всей системы военного образования. Понятно, что речь идет не об отказе от основных наилучших принципов отечественного военного обучения и уж тем более не о механическом введении бесчисленного количества тестов, как это, увы, приходится наблюдать в гражданских вузах. Здесь имеется в виду интенсивное внедрение современных ИКТ в учебный процесс в описанном выше смысле.

Наконец, в самое последнее время начала всерьез рассматриваться возможная проблема так называемой кибернетической войны. Громадная протяженность транспортных коммуникаций и телекоммуникационных систем, их разветвленность и сложнейшая система управления потоками в них протекающих делают их особо уязвимыми для атак хакеров. Впрочем, и, казалось бы, хорошо защищенные системы управления и связи вооруженных сил тоже оказываются уязвимы для компьютерных преступников. В Пентагоне (США) пришли к выводу, что одни лишь усилия спецслужб и частных охранных агентств не в состоянии обеспечить должный уровень безопасности глобальных телекоммуникаций и транспортных систем, систем управления транспортом, равно как и иных стратегически важных объектов. Поэтому было создано специальное Кибернетическое командование, интегрированное с небезызвестным Агентством национальной безопасности (АНБ). Как уже отмечалось выше, до настоящего времени подобные проблемы относились к компетенции спецслужб, но анализ масштаба и серьезность природы соответствующих угроз привели американских военных к заключению, что поскольку речь идет о настоящих военных действиях (как по масштабу, так и по последствиям) необходимо и противодействие организовать соответствующим образом.

Таким образом, речь идет о необходимости подготовки довольно значительного количества специалистов, хорошо знающих хакерские технологии и способных оказывать им успешное противодействие. Это означает умение распознавать возникшие и потенциальные угрозы, обезвреживать их, разрабатывать системы противодействия хакерским угрозам. В принципе спецслужбы уже занимались и продолжают заниматься решением подобных проблем, но речь идет о значительно более масштабных угрозах которые, к тому же, скорее всего, будут реализованы одновременно на различных объектах. Американцы считают, что такое изменение (увеличение масштаба и количества угроз) означает переход их в новое качество, которое они и характеризуют как кибернетическую войну. Следовательно, потребуются и новые формы подготовки специалистов, обеспечивающих безопасность в этой области и готовых к ведению соответствующих операций. Независимо от того насколько близки к реальности американские оценки описанной угрозы обучение и подготовка соответствующих специалистов заслуживают самого серьезного внимания.



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Глава 2. Раздел 1. Перестройка образования под воздействием ИКТ | Глава 4. Тема 3. Изменение образовательного процесса под влиянием информационных технологий и появление новых возможностей научных исследований, формирование экономики знаний


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.084 сек.