русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Глава 4. Тема 3. Изменение образовательного процесса под влиянием информационных технологий и появление новых возможностей научных исследований, формирование экономики знаний


Дата добавления: 2014-11-28; просмотров: 1894; Нарушение авторских прав


 

Глобализация экономики обусловлена, во многом (хотя и не только благодаря этому) повсеместным распространением ИКТ и в особенности интернет технологий. Безусловно, то, что именно ИКТ способствовали интенсификации процесса глобализации. Это справедливо не только в отношении собственно услуг связи, финансового сектора, но и для многих других секторов экономики. Давно хорошо известно большое и положительное влияние ИКТ на международную интеграцию научных исследований. Значительно меньше внимания уделяется трансформации рынка образовательных услуг под воздействием ИКТ и особенно интернет технологий. Между тем соответствующие изменения вполне заслуживают внимания, особенно в более общем контексте изменения общественных отношений в целом в современную эпоху. Важнейшими особенностями этих изменений являются глобализация и высокая интенсивность развития экономических процессов.

Самые быстро развивающиеся страны с наиболее эффективной экономикой прикладывают значительные усилия к поддержанию на высоком уровне и дальнейшему развитию современной научно-образовательной базы, необходимой для оптимизации отраслевой структуры национальной экономики и обеспечения должного положения в высоко конкурентной среде. Более того, именно высокий уровень развития науки и образования в обществе является необходимым условием смягчения множества противоречий, присущих общественному организму в современном мире, повышения эффективности управления экономикой, эффективности применения инновационных технологий и обеспечения национальной безопасности страны в целом.

Действительно столь разные страны как КНР и США, Индия и Южная Корея, Катар и Япония придают огромное значение развитию образования и науки и в особенности развитию и активному применению информационных и информационно-коммуникационных технологий, включая использование Internet и интернет технологий. Особенно важен пример Индии, практически единственной из развивающихся государств, которая упор в своей экономической стратегии сделала не на эксплуатацию природных ресурсов, а на развитие и применение высоких технологий.



Например, ее рынок информационных технологий (IT-технологий) один из самых быстрорастущих в мире. Доходы в этой отрасли выросли с $6,5 млрд. в 1998 году до $22,1 млрд. в 2004 году и этот рост продолжается со средним приростом 22-24% в год. Предпосылкой столь успешного развития стала концепция одного из основоположников современного индийского государства, одного из важнейших лидеров нации и премьер-министра Дживахарлала Неру о единственно возможном пути совершения модернизационного скачка для страны со скромными природными ресурсами. Это был путь инвестирования в мозги – поддержка образования населения и использование интеллектуального потенциала в создании современных технологий с последующим интенсивным внедрением инноваций.

За 20 с небольшим лет, начиная с 1981 года до начала 21 века, сформировалась высокоэффективная и высоко прибыльная отрасль по разработке программных продуктов. На сегодня создание программ и соответствующий сервис (поддержка, сопровождение и прочее) стали основой деятельности IT-отрасли, принося около 60% дохода всей отрасли. Созданные по инициативе правительства Индии технопарки экспортировали софтверных и сервисных продуктов и услуг на $16 млрд. в одном только финансовом году с апреля по март 2004-2005 года. Соответственно сегодня в Индии IT-технологии стали подлинным локомотивом индустриального роста страны. Этому сектору экономики Индии принадлежит более половины ВВП. По существу тем самым подготавливается во многом одновременно с индустриальным ростом переход и к основам информационного общества.

Помимо становления софтверной отрасли, в стране созданы надежные линии связи, инфраструктура стандартизации, испытаний (тестирования) и контроля качества на уровне современных мировых стандартов. Важным направлением становится аутсорсинг бизнес-процессов, который теперь приносит Индии $6 млрд. в год. Характерно, что наиболее крупные индийские IT-компании выполняют для своих доверителей не просто отдельные операции, а берут на себя полный комплекс забот по обслуживанию и ведению бизнеса своих зарубежных доверителей. Так сотни зарубежных фирм при помощи индийских аутсорсинговых компаний обслуживают клиентов во всем мире на рынке банковских, финансовых, бухгалтерских, страховых, биржевых и прочих услуг. Например, индийская фирма Wipro Spectramind берет на себя все вопросы, связанные со снабжением, перевозками и инвентаризацией, бухгалтерским обслуживанием, обслуживанием дебиторской и кредиторской задолженности, лизинговыми и другими операциями с имуществом, банковскими согласованиями, ведением дел по страховым обязательствам.

Имеется в Индии и свой аналог знаменитой кремниевой (силиконовой) долины США, который расположен в Бангалоре. В Дели работает исследовательская лаборатория IBM, в том же Бангалоре (по соседству с ним) создала свое подразделение фирма Intel, чтобы на месте производить, обновлять и испытывать и проверять продукты индийских программистов. В Бангалоре и в Нойде в двух центрах фирмы Samsung работают 850 индийских специалистов-разработчиков. Возникает естественный вопрос: не занята ли уже описываемая ниша? Оказывается – нет!

По подсчетам индийских специалистов весь мировой рынок к 2012 году достигнет приблизительно $3391 млрд., при этом индийская доля составит $148 млрд. И для достижения этого уровня потребуется иметь в Индии 5 млн. специалистов в области IT-технологий. И здесь возникает проблема: уже в 2009 году индийская экономика столкнулась с нехваткой 500 тыс. специалистов. Излишне объяснять, что Россия с ее квалифицированными программистами и вообще IT-специалистами вполне могла бы претендовать на свою долю на этом рынке. В особенности при должной поддержке со стороны государства, в частности посредством создания совместных российско-индийских компаний соответствующего профиля.

Следует учитывать также, что Индия только недавно реализовала программу «IT- для всех к 2008 году», в рамках которой на 50 жителей теперь приходиться 1 персональный компьютер. Разумеется, Индия имеет и определенные преимущества во взаимодействии с Западом: распространенность владения английским языком в среде специалистов, внедрение англосаксонских стереотипов поведения и мышления в эпоху английского владычества и другие. Тем не менее, в целом при умелом стимулировании посредством соответствующей государственной политики, российский сектор высокотехнологичных отраслей не только способен стать мощным ускорителем развития нашей экономики и содействовать уменьшению ее зависимости от нефти и газа, но и в корне изменить к лучшему саму природу хозяйственных отношений в России и российское общество в целом. Для этого необходимо качественное улучшение нашего образования и внедрение в нем технологий электронного обучения. Именно таким образом инновации в образование и в науку позволят не просто решить амбициозные задачи, поставленные перед страной ее руководством и самой жизнью, но и сплотить вокруг себя народы СНГ, а затем и Европы также.

К сожалению, пока ряд важных факторов существенно препятствуют решению указанных выше задач и реализации нашего достаточно мощного потенциала. Прежде всего, следует отметить, что доля России в мировом финансировании научных исследований в 2000 г. была всего лишь немного выше 1% и с тех пор положение, по сути, мало изменилось к лучшему. В то же время Индия и Бразилия (2 страны из 4, входящих в группу БРИК) значительно увеличили с того времени объем финансирования научных исследований. Это даже без учета значительно большей эффективности инвестиций в науку в Индии и в Китае, например, говорит не в нашу пользу.

Во-вторых, по доле затрат на научные исследования и разработки в национальном ВВП, которая составляет в России менее 1%, мы в 3-4 раза уступаем ведущим экономикам мира. Еще хуже обстоит дело по такому ключевому параметру как затраты на одного исследователя – даже в африканских (не самых богатых странах) этот показатель в несколько раз выше! Более того, никакое повышение затрат на науку не даст желаемого эффекта, если не повысить существенно уровень образования, если не увеличить его эффективность, не использовать в самом образовании инноваций и информационно-коммуникационных технологий. Только совместное улучшение положения в образовании и в науке способно обеспечить за счет эффекта синергии необходимую отдачу от инвестиций в высокие технологии, образование и науку.

В 1998 г. ассигнования на науку снизились в России по отношению к 1991 г. в пять раз и составили всего 0,28% ВВП. Для сравнения в развитых странах они колеблются от 1,5% до 4% ВВП. И хотя в настоящее время государство предпринимает некоторые попытки для улучшения финансирования научных исследований, они остаются явно недостаточными, в том числе в силу указанных только выше обстоятельств, которые совершенно недооцениваются. Кроме существенного, примерно вдвое сокращения ученых такое положение привело к катастрофическому снижению обновляемого научного оборудования – приблизительно в 20 раз. Это притом, что явно недостаточное обеспечение современным оборудованием уже в СССР существенно тормозило развитие науки и являлось причиной критического отставания СССР от западных стран и по существу создало угрозу национальной безопасности.

Сказанное дополняют следующие показатели, производные от приведенных выше: за тот же период число заявок на изобретения сократилось в 6,6 раза; соответственно число патентов – в 13 раз. Отечественное наукоемкое производство находится на уровне нескольких процентов ВВП при росте его в развитых странах до 90% ВВП. Инновационная продукция в России не набирает и одного процента при величине этого же показателя в Финляндии более 30%, в Италии, Португалии, Испании 10-20%

Еще важнее то, что для России производительность труда более чем на 72% зависит от удельных инвестиций в основной капитал и только на 18% - от инвестиций в инновации, на 10% - от прочих факторов. Хотя это не самые современные данные за 2002 г. по существу важных положительных сдвигов в этом направлении практически не произошло. По мнению Е. В. Балацкого именно из-за отсталости основного капитала никакое инвестирование в инновационную сферу у нас не дает и не даст должного эффекта пока не будет необходимого достаточно мощного финансового потока на обновление оборудования. Именно поэтому столь слабо наша экономика реагирует на вложения в научные исследования. С этим же связана и высокая энергоемкость нашей продукции и низкая производительность труда. В целом можно резюмировать, что в постиндустриальном обществе экономическая мощь и перспективы успешного конкурентного развития определяются уже не накопленными материальными ресурсами, а интеллектуальным и технологическим потенциалом, способностью создавать и воспринимать инновации во всех сферах экономики и социальных отношений.

В этом контексте обратим особое внимание на развитие и становление современных математических моделей, методов их построения и исследования неразрывно связано с совершенствованием информационных технологий. Большое значение имеет имитационное моделирование, в ходе которого, используя высокопроизводительные вычислительные системы и совершенное программное обеспечение, удается проектировать и исследовать сложные технические системы, динамику боевых действий, поведение экономических систем.

В последнее время больших успехов достигли информационно-коммуникационные технологии, реализующие статистические методы, в частности методы эконометрики. Комплексное применение указанных направлений используется для воспроизведения и прогнозирования чрезвычайных и кризисных ситуаций в МЧС, руководством вооруженных сил, высшим руководством страны. В развитие подобного подхода на перспективу планируется обучение будущих менеджеров работе с экспертными системами и технологиями имитационного моделирования.

Более существенные качественные достижения присущи экспертным системам, перспективному направлению искусственного интеллекта. Тем более, когда оно совмещается с имитационным моделированием. Так еще в 1961 году Джеффри Гордон (Geoffrey Gordon) разработал моделирующую систему GPSS (General Purpose Simulation System — система моделирования общего назначения), которая до настоящего времени (несколько модифицированная) остается одной из основных систем дискретного имитационного моделирования. В последнее время фирмой Wolverine Software разработана новейшая версия языка GPSS, называемая GPSS/H+PROOF. В этой версии добавлены графические средства манипулирования с блок-схемами, возможность использования анимации и гибкий интерфейс связи с языком программирования C++.

Джей Форрестер (англ. Jay Wright Forrester) разработал язык моделирования DYNAMO. Он – крупнейший специалист, разработчик концепции системной динамики, основные его работы: "Основы кибернетики предприятия" (1961г.); "Динамика развития города" (1970 г.); "Мировая динамика" (1974 г.) В этих работах изложен метод системной динамики или концепция потокового подхода в имитации, а также исследуются динамика предприятия, урбанизированной территории, проблемы развития человеческой цивилизации на основе предложенной концепции. Язык DYNAMO проще, чем GPSS. Язык СЛАМ объединяет в одной оболочке языки GPSS и DYNAMO, т.е. позволяет строить непрерывно-дискретные модели систем и «имеет практически неограниченные возможности». Эти и подобные разработки привели к подлинному перевороту в принятии решений. Определенных достижений в этой и близких областях добились и отечественные ученые, но об этом речь пойдет несколько ниже. В разделе, посвященном синтезу новых технологий программирования и обучения.

Расширенное и дополненное технологией экспертных систем имитационное моделирование принимаемых решений, проектов развития и технологий используется корпорациями DEC (теперь вошла в COMPAQ), самой COMPAQ, Boeing, Motorola, Volvo, General Dynamics, Sandia National Labs и другие. Широко применяются эти технологии и правительственными структурами: NASA, АНБ США, руководство ВВС и ВМС и т.п. В России из открытых организаций определенный потенциал в плане имитационного моделирования еще сохраняется пока в ВЦ АН России. Другой ведущий центр – Институт прикладной математики АН России в результате, так называемой реорганизации, имеет все шансы утратить свои лидирующие позиции не только в российской, но и в мировой науке. Применение процедур имитационного моделирования в последнее время обнаружило весьма высокий потенциал в качестве мощного и эффективного инструмента усовершенствования методик обучения.

Развитие научно-технического прогресса и увеличение роли научных исследований ставит важную задачу объективного оценивания научных достижений. Постепенно от элементарной статистики публикаций, подсчета доли ссылок на публикации и т.п. методы наукометрики и библиометрики начинают обращаться к использованию более совершенных методов оценивания и моделирования научных исследований. В качестве одного из примеров подобных подходов можно указать на применение методов регрессионного анализа к оценке влияния инноваций на развитие экономики в целом, видимо, можно попытаться применить подобный подход и к оценке влияния целых направлений научных исследований на развитие экономики.

Другим примером является работа Сибирского В.К., в которой предпринята попытка статистического исследования динамики процесса цитирования. В этой работе отмечаются следующие закономерности. На первоначальном этапе вскоре после появления публикации явно прослеживается плавное, но довольно быстрое нарастание индекса цитирования. Этот первый локальный максимум является наиболее значимым – он характеризуется значительным превышением над средним значением и естественно вызван первичной реакцией на опубликованную научную работу.

Затем идет некоторое убывание индекса цитирования, которое может в отдельных случаях приводить к значительному его понижению, в том числе падению ниже среднего уровня. Однако спустя некоторое время после достижения низшего уровня отмечается опять некоторое нарастание индекса цитирования, приводящее к возникновению меньшего по абсолютной величине второго локального максимума. Как сам факт появления этого второго локального максимума, так и соотношение величин первого и второго максимумов представляют важный показатель существенности результатов данной научной публикации.

Безусловно, эти и другие методы библиометрии и наукометрии находятся еще в самой начальной стадии своего становления и развития, но столь же очевидно и то, что по мере совершенствования моделирование и оценивание научной деятельности способно стать полезным дополнительным инструментом учета объективной ценности научных исследований и их возможного влияния на развитие научно технического прогресса. Одновременно, таким образом, предоставляется возможность эффективного доступа к наиболее ценным информационным ресурсам и использования важнейших достижений эпохи цифровой революции.

К сказанному следует добавить, что переход на новые более совершенные технологии образования совершенно необходим не только для улучшения подготовки специалистов и повышения эффективной отдачи от научных исследований. Более того, тем самым достигается более тесная связь образования и науки, методы научных исследований естественно интегрируются в образовательные технологии. А следствием такой интеграции является повышение удельного веса инноваций в образовании и в экономике в целом. Проекты создания в нашей стране двух новых крупных ВУЗов поистине мирового уровня (Южного федерального университета и аналогичного ВУЗа в Красноярске) показывают, что руководство страны правильно осознает описанные закономерности и тенденции развития постиндустриального общества. Если еще и предприниматели начнут более интенсивно и целенаправленно поддерживать образование и науку, способствовать сближению фундаментальных, прикладных научных исследований с промышленными технологиями, с наукоемким и не только наукоемким производством, то отдача от инноваций приобретет должный размах, сами они превратятся в мощный рычаг преобразования нашей экономики.

Очевидно, что высшее образование только тогда может быть эффективным и конкурентоспособным, когда оно отвечает потребностям современной экономики и отчетливо воспринимает основные особенности современного этапа развития экономики. К таким основным особенностям следует отнести особую роль в новой экономике человеческого капитала, ограниченность многих материальных ресурсов, доминирование информационного ресурса, возрастание роли оптимизационных методов в управлении экономикой. При этом информационные ресурсы наряду с трудовыми, природными и финансовыми становятся одним из основных факторов развития. Информация и знания (как высшая форма ее организации), представляют собой разновидность экономических благ. Понятно, что соответственно экономика знаний приводит к перераспределению ролей основных факторов развития, насыщению новым смыслом основных понятий экономической теории, включая операцию обмена.

Именно операция обмена (основная экономическая операция) – это обмен предметов на некие эталоны стоимости. Таковыми могут быть выбраны либо какой-то товар, либо стоимостной эквивалент товара, а именно, деньги или какие-то активы. В традиционной индустриальной экономике в процессе обмена происходят изменения отношений собственности. Напротив знания являются весьма специфическим особым ресурсом и отношения собственности в процессе обмена знаниями (в отличие от обмена материальными ценностями) выступают в принципиально иной роли. При передаче знаний они не исчезают и не расходуются, они остаются и у прежнего владельца и одновременно с этим попадают в распоряжение (владение) к новому владельцу. В этом отношении знания представляют собой нерасходуемый (возобновляемый) ресурс. Более того, приобретаемые знания нередко придают новое качество материальным ресурсам и, таким образом, оценка их стоимости является весьма непростой задачей. Принципиальное важнейшее отличие экономики знаний от традиционной экономики тесно связано с указанными различиями операции обмена. Все это обусловливает необходимость значительных модификаций многих классических экономических моделей с целью приспособления их к экономике знаний.

Особенно важное значение указанные особенности приобретают в применении к процессу обучения. Дело в том, что именно образование придает процессу передачи знаний и формирования новых знаний у учащегося принципиально новый характер. Знания, полученные и сформированные в процессе получения образования, проявляют усиленный мультипликативный эффект. Этот «мультипликатор» не всегда легко оценить, но даже качественные соображения показывают, что в целом он значительно превосходит по своей эффективности, так называемый мультипликатор Кейнса в экономике. Только эти знания обеспечивают проявление природных способностей (талантов) человека и полное их раскрытие. Они же являются своего рода рычагом, существенно увеличивающим способности человека, его адаптивные характеристики и возможности совершенствования имеющихся и приобретения новых навыков и умений. Иными словами, таким образом, происходит интенсивный рост человеческого и особенно интеллектуального капитала. В свою очередь именно увеличение этих факторов определяет конкурентоспобность и эффективное развитие современной экономики.

Еще в рамках индустриальной экономики, которая изначально являлась национальной по своей природе, но уже перерастала по мере своего развития национальные границы, зарождались основные тенденции глобализации. Но только новая постиндустриальная экономика носит принципиально глобальный характер. Основные тенденции глобализации таковы, что наиболее развитые страны уменьшают экономические и торговые барьеры для выхода на глобальный рынок капиталов и по существу формируют этот новый по своей природе рынок. Они поддерживают технологические нововведения с целью создания новых предприятий, а также продажи товаров и услуг на глобальном рынке. Естественно, что для работы на таком рынке в условиях интенсивного использования ИКТ и функционирования экономики знаний необходимо готовить новых специалистов. Совершенно ясно, что и сам процесс получения высшего образования, обучения таких специалистов немыслим без интенсивного использования ИКТ, в том числе методов дистанционного образования и e-learning.

Поэтому сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения, что образование это фундаментальный фактор развития общества, основанного на знаниях. С другой стороны, освоение высоких технологий, достигших стадии практического использования и достаточной эффективности, влечет за собой изменения в организации труда, управления, требованиях к квалификации работников, системе образования. Острой проблемой становится формирование системы подготовки кадров, обеспечивающей страну специалистами по всем направлениям развития информационных технологий. Переход к информационному обществу потребовал массовой подготовки населения к жизни в условиях широкого использования информационных и телекоммуникационных технологий, включая Интернет. Устаревание знаний, полученных в процессе среднего, среднего специального и высшего образования, стало слишком быстрым. В этой связи получила развитие и требует дальнейшего совершенствования система непрерывного образования.

Выясним в связи с этим характерные черты экономики знаний. Эта новая экономика характеризуется развитием, которое обеспечивается действием нескольких новых факторов (знания, инновации, ИКТ) наряду с теми, которые действуют в индустриальной экономике (трудовые, денежные и природные ресурсы). Хотя эти прежние факторы, определявшие природу традиционной индустриальной экономики, и сохранили свое значение, в условиях новой экономики необходимо учитывать и такие, ранее не существовавшие возможности, как ускорение внедрения информационных и технологических нововведений и использование возобновляемого, точнее нерасходуемого ресурса в виде знания. При характеристике экономики знаний нередко преобладает мнение о второстепенной, подчиненной роли реального, сектора экономики или что еще чаще встречается - противопоставление индустриальной экономики и экономики знания. Между тем экономика знания в своей основе даже более индустриальная, чем предыдущая стадия, так как требует дополнительного производства новой ИКТ-техники, а производство традиционных промышленных товаров ускоряется под действием инновационных технологий. Причем ИКТ сектор должен не просто присутствовать в структуре народного хозяйства, а быть интегрирован в национальную экономическую систему и обеспечивать ее развитие.

Отмеченные выше соображения и некоторые другие, о которых будет сказано подробнее немного позднее, показывают также, что в экономике знаний ведущая роль принадлежит личности, ее знаниям и умению, способности координировано работать в коллективе, воспринимать новые знания и методы работы, использовать ИКТ и овладевать новыми ИКТ и их применениями. Это приводит к трансформации во многих развитых странах многих социальных, внутрифирменных и организационных структур. Все сказанное приводит к необходимости формирования новой модели высшей школы и выработки иной, отличной от сложившейся ранее стратегии развития высшей школы и образования в целом.

В свою очередь система высшего образования играет не менее важную роль в развитии информационной экономики. Это касается:

1) обеспечения экономики специалистами необходимой квалификации. По данным мониторинга экономики образования, работать по полученной специальности планирует не более 50% студентов системы профессионального образования (41% - НПО, 47% - СПО, 50% - ВПО).

2) создания нового знания и доведения его до внедрения в производство. Задача России к 2015 году – довести соответствующее финансирование до 2,0 процентов ВВП, в то время как страны ЕС к 2010 году доведут ассигнования до 3,5 процентов.

3) получения доходов от экспорта образовательных услуг, технологий. По экспертным оценкам, доход России от экспорта образовательных услуг составляет около 350 миллионов долларов в год. В развитых странах он на порядок выше. На долю России приходится 3 процента от общего количества учащихся в мире иностранных граждан. Для сравнения: в США их доля составляет 22 процента, в Великобритании — 12. Как видно, значительный экспортный потенциал нашей системы образования используется не в полной мере.

4) повышения конкурентоспособности на международном рынке образования, инноваций, НИОКР, что является существенным вкладом высшей школы в национальную экономику.

Рассмотренные аспекты взаимозависимости системы высшего образования и экономики знаний, и связанные с этим проблемы, свидетельствуют о сохранении тенденции «догоняющего развития» российской экономики.

Из этого явно вытекает необходимость выбора и реализации стратегии инновационного прорыва в отличие от тенденции «догоняющего развития», которая в применении к задачам, стоящим перед нашей страной уже в основном исчерпала свои возможности. Несмотря на неблагоприятные стартовые позиции, Россия пока еще сохраняет возможности для такого прорыва. Для этого потребуется реструктурировать научный потенциал и использовать отечественные изобретения; обеспечить подъем высокотехнологичного сектора; модернизировать энергетический сектор; а также использовать резервы интеграции и глобализации. Ресурсы для прорыва — инновационное наполнение инвестиций, эффективное использование рентных доходов, инновационное частно-государственное партнерство, объединяющее предпринимателей, государство, науку и общество. В то же время не следует отрывать проблему создания инновационной экономики от такого важного компонента поддержки решения этой проблемы как модернизация. Модернизация тем более важна для России, что в последнее время перехода от социалистической экономики к экономике рыночной произошла утрата серьезных достижений в промышленном и научном секторах. Поэтому подготовка специалистов должна осуществляться с привлечением наиболее эффективных технологий обучения, способных одновременно содействовать модернизации экономики и развитию прорывных направлений.

Достижение достойного положения в кругу других развитых стран и быстрорастущих экономик возможно для России только при условии эффективного использования ИКТ, прежде всего в сфере образования и науки. В этом случае промышленность, торговля и общественные отношения неизбежно приобретут качественно новый характер, отвечающий экономике знаний. А сама экономика в целом приобретет свойства инновационной экономики. В результате вместо нынешнего положения, характеризующегося односторонней экспортно-ориентированной экономикой, перераспределяющей ренту от продажи природных ресурсов, Россия перейдет к состоянию важнейшего моста, связывающего Запад и Восток, в особенности Южно-азиатский регион и к перераспределению интеллектуальной ренты. Впрочем, создание подлинно инновационной экономики, эффективно использующей уже имеющийся интеллектуальный капитал и создающей новый интеллектуальный капитал, потребует очень большой и продолжительной работы в сфере образования и не только высшего, а начиная с самых младших классов начальной школы. Более того, в рамках национального проекта «Образование» все школы России получили программный комплекс «1С:Управление школой», предназначенный для автоматизации административно-финансовой и хозяйственной деятельности начального образовательного учреждения, со сроком бесплатной эксплуатации (школой) до 31 декабря 2019 года. Аналогичная разработка для ВУЗов РФ - «1С:Электронное обучение. Корпоративный университет» - продукт 2011 года. 27 октября 2011 года на выставке информационных и коммуникационных технологий Softool-2011 в Москве состоялась торжественная церемония награждения программных решений, представленных на конкурс "Softool: Продукт года".

Целями конкурса являются выявление, поощрение и продвижение наиболее значительных и перспективных ИТ-разработок, популяризация и стимулирование развития ИТ в России, а также поддержка российских ИТ-компаний, привлечение к ним внимания российских СМИ.

Учредителями конкурса являются Российская академия наук, Министерство связи и массовых коммуникаций РФ, Российский фонд фундаментальных исследований, издательство "Открытые системы" и компания "ИТ-экспо". Премия "Продукт года" учреждается как ежегодная российская национальная премия и вручается продукту-победителю конкурса "Продукт года" по результатам голосования экспертного совета конкурса.

В номинации "Технологии образования" первое место занял продукт "1С:Электронное обучение. Корпоративный университет".

Обе эти системы разработаны в фирме 1 С, возглавляемой Борисом Георгиевичем Нуралиевым.

Глава 5. Тема 4. Информационные технологии и формирование новой образовательной среды под их воздействием, пример Москвы

 

Создание и развитие информационного общества (ИО) предполагает широкое применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании, что определяется рядом факторов.

Во-первых, внедрение ИКТ в образование существенным образом ускоряет передачу знаний и накопленного технологического и социального опыта человечества не только от поколения к поколению, но и от одного человека другому. Во-вторых, современные ИКТ, повышая качество обучения и образования, позволяют человеку успешнее и быстрее адаптироваться к окружающей среде и происходящим социальным изменениям. Это дает каждому человеку возможность получать необходимые знания, как сегодня, так и в будущем информационном обществе. В-третьих, активное и эффективное внедрение этих технологий в образование является важным фактором создания системы образования, отвечающей требованиям ИО и процессу реформирования традиционной системы образования в свете требований современного постиндустриального общества.

Важность и необходимость внедрения ИКТ в процесс обучения отмечаются международными экспертами во «Всемирном докладе по коммуникации и информации 1999 – 2000 годы», подготовленном ЮНЕСКО и изданным в конце прошлого тысячелетия агентством «Бизнес-Пресс». В предисловии к докладу Генеральный директор ЮНЕСКО Федерико Майор пишет, что новые технологии должны способствовать «созданию лучшего мира, в котором каждый человек будет получать пользу от достижений образования, науки, культуры и связи». ИКТ затрагивают все названные сферы, но, пожалуй, наиболее сильное позитивное воздействие они оказывают на образование, так как «открывают возможности совершенно новых методов преподавания и обучения». Более подробно об актуальности и потребности внедрения ИКТ в образование говорится во второй главе этого же доклада – «Новые направления в образовании», написанной Крейгом Блертоном, адъюнкт-профессором Университета Гонконга (Dr. Craig Blurton of the University of Hong Kong), и в главе VII «Информационные службы, библиотеки, архивы», автор которой – профессор Королевского колледжа библиотечного дела в Копенгагене Оле Гарбо.

Кроме того, в этом же докладе обобщены и проанализированы глобальные процессы конвергенции СМИ, электронной промышленности и телекоммуникаций и их влияние на развитие информационного общества, а также планетарные проблемы применения ИКТ в образовании. Вместе с тем, соглашаясь с комментарием Ю.М. Литовчина и В.Г. Макеева к русскому изданию доклада ЮНЕСКО «Эффективное образование – приоритетный путь России в новый информационный мир», следует высказать некоторые дополнения. Они касаются их взглядов на реализацию «особого пути России в глобальное информационное сообщество» и проблемы внедрения ИКТ в систему российского образования.

Глобальное внедрение компьютерных технологий во все сферы деятельности, формирование новых коммуникаций и высокоавтоматизированной информационной среды стали не только началом преобразования традиционной системы образования, но и первым шагом к формированию информационного общества. Главным фактором, определяющим важность и целесообразность реформирования сложившейся системы образования, включая и российскую, является необходимость ответа на те основные вызовы, которые поставил перед человечеством XXI век.

Необходимость перехода общества к новой стратегии развития на основе знаний и высокоэффективных информационно-телекоммуникационных технологий; фундаментальная зависимость нашей цивилизации от тех способностей и качеств личности, которые формируются образованием; возможность успешного развития общества только в опоре на подлинную образованность и эффективное использование ИКТ; теснейшая связь между уровнем благосостояния нации, национальной безопасностью государства и состоянием образования, применением ИКТ.

Как показано в ряде работ, основными направлениями формирования перспективной системы образования, которые имеют принципиальное значение для России, находящейся на этапе сложных экономических преобразований, являются следующие: повышение качества образования путем его фундаментализации, информирования обучаемого о современных достижениях науки в большем объеме и с большей скоростью; обеспечение нацеленности обучения на новые технологии ИО и, в первую очередь, на ИКТ; обеспечение большей доступности образования для всех групп населения; повышение творческого начала в образовании.

Применение компьютеров в образовании привело к появлению нового поколения информационных образовательных технологий, которые позволили повысить качество обучения, создать новые средства воспитательного воздействия, более эффективно взаимодействовать педагогам и обучаемым с вычислительной техникой.

По мнению многих специалистов, новые информационные образовательные технологии на основе компьютерных средств позволяют повысить эффективность занятий на 20-30%. В применении их же к целому ряду научных дисциплин, эти величины можно отнести лишь к низшему порогу, так для статистики и бизнес-статистики, проектного менеджмента, финансового менеджмента и управлению процессами фондового рынка вполне реально увеличение эффективности вдвое или, по крайней мере, на 60-80%. Внедрение компьютера в сферу образования стало началом революционного преобразования традиционных методов и технологий обучения и всей отрасли образования. Важную роль на этом этапе играли коммуникационные технологии: телефонные средства связи, телевидение, космические коммуникации, которые в основном применялись при управлении процессом обучения и в системах дополнительного обучения.

Новым этапом глобальной технологизации передовых стран стало появление современных телекоммуникационных сетей и их конвергенция с информационными технологиями, то есть появление ИКТ. Они стали основой для создания инфосферы, так как объединение компьютерных систем и глобальных телекоммуникационных сетей сделало возможным создание и развитие планетарной инфраструктуры, связывающей все человечество.

Примером успешной реализации ИКТ стало появление Интернета – глобальной компьютерной сети с ее практически неограниченными возможностями сбора и хранения информации, передачи ее индивидуально каждому пользователю. Интернет быстро нашел применение в науке, образовании, связи, средствах массовой информации, включая телевидение, в рекламе, торговле, а также в других сферах деятельности человека. Первые шаги по внедрению Интернета в систему образования показали его огромные возможности для ее развития. Вместе с тем, они же выявили трудности, которые требуется преодолеть для повсеместного применения Сети в образовательных учреждениях. Это значительно большая стоимость организации обучения по сравнению с традиционными технологиями, что связано с необходимостью использования большого количества технических (компьютеры, модемы и т.п.), программных (поддержка технологий обучения) средств, а также с подготовкой дополнительных организационно-методических пособий (специальные инструкции учащимся преподавателям и др.), новых учебников и учебных пособий и т.п.

Следует отметить, что современный этап применения Интернета в образовании, особенно в России, является экспериментальным. Идет процесс накопления опыта, ищутся пути повышения качества обучения и новых форм использования ИКТ в различных образовательных процессах. Трудности освоения ИКТ в образовании возникают из-за отсутствия не только методической базы их использования в этой сфере, но и методологии разработки ИКТ для образования, что заставляет педагога на практике ориентироваться лишь на личный опыт и умение эмпирически искать пути эффективного применения информационных технологий.

Сложность внедрения современных ИКТ определяется и тем, что традиционная практика их разработки и внедрения основывается на идеологии создания и применения информационных и телекоммуникационных систем совершенно иных сферах: связи, военно-промышленном комплексе, в авиации и космонавтике. Адаптацию ИКТ к конкретной сфере применения здесь осуществляют специалисты конструкторских бюро и научно-исследовательских институтов, имеющие большой опыт разработки подобной техники и, следовательно, хорошо понимающие назначение систем и условия их эксплуатации. В современном образовании таких специализированных научно-исследовательских структур нет, они только начинают создаваться.

По этой причине возникает «разрыв» между возможностями образовательных технологий и их реальным применением. Примером может служить до сих пор существующая практика применения компьютера только как печатающей машинки. Этот разрыв часто усиливается тем, что основная масса школьных учителей и преподавателей гуманитарных вузов не владеет современными знаниями, необходимыми для эффективного применения ИКТ. Ситуация осложняется и тем, что информационные технологии быстро обновляются: появляются новые, более эффективные и сложные, основанные на искусственном интеллекте, виртуальной реальности, многоязычном интерфейсе, геоинформационных системах и т.п.

Выходом из создавшегося противоречия может стать интеграция технологий, то есть такое их объединение, которое позволит преподавателю использовать на уроках и лекциях понятные ему сертифицированные и адаптированные к процессу обучения технические средства. Интеграция ИКТ и образовательных технологий должна стать новым этапом их более эффективного внедрения в систему российского образования.

Таким образом, на пути движения России к ИО и внедрения ИКТ в образование можно выделить три этапа: начальный, связанный с индивидуальным использованием компьютеров, в основном, для организации системы образования, ее административного управления и хранении информации о процессе управления. Современный, связанный с созданием компьютерных систем, интернета и конвергенцией информационных и телекоммуникационных технологий. Будущий, основанный на интеграции новых ИКТ с образовательными технологиями (ОТ).

Процесс разработки новых технологий образования на основе интеграции ИКТ и ОТ уже идет в ряде фирм, активно выступающих на рынке образовательных услуг. В качестве примера можно назвать IBM WCL, Lotus LearningSpace 4.0 (http://www.lotus.com), WebCT (Web Cours Tools), "Capitalist" (Interactive Magic, http://www.marketing.spb.ru/) и др. Актуальность и важность для создания системы образования информационного общества разработки комплекса соответствующих образовательных средств на основе интеграции ИКТ и ОТ приводят к необходимости проведения всестороннего исследования этого процесса и рассмотрения его с системных позиций.

Системный подход к интеграции ИКТ и ОТ основывается на выявлении всех существенных факторов, устанавливающих связь между элементами и формирующих целостные свойства системы, выполняющей согласованную совокупность действий, объединяемых общим замыслом и единой целью. Такой системный подход находится в настоящее время в процессе формирования и еще далек от завершения. Но наиболее важные особенности его уже начали формироваться и даже приобретать вполне отчетливые очертания. Только следует помнить о сложности самой этой области и такого комплексного подхода к ее описанию и анализу.

Выбор рациональных и оптимальных решений при интеграции информационных и образовательных технологий с системных позиций, в первую очередь, основывается на анализе эффективности обучения или образования на базе новой интегрированной технологии, т.е. на основе оценки эффективности взаимодействия педагога и учеников. Особенностью такого взаимодействия является творческая деятельность педагога и учеников, как в процессе обучения, так и в процессе воспитания, которая во многом зависит не только от профессионализма учителя и знаний учеников, но и от эмоционального настроения, создаваемого в процессе обучения, а также от наличия соответствующих стимулов, от условий занятий и многих других факторов. Все это усложняет формализованное описание процесса обучения и затрудняют определение количественных оценок эффективности.

По сути, интегрированные технологии обучения на основе ИКТ являются интеллектуальными человеко-машинными системами и поэтому одним из направлений формирования показателей их эффективности может стать методология, применяемая при тренажерном обучении летчиков, космонавтов, операторов в ядерной энергетике. Она заключается в использовании комплексных показателей, в качестве компонентов которых выступают конкретные оценки технической эффективности, стоимости, времени обучения, а также данные медико-биологических исследований, субъективные мнения учителя и обучаемых.

Поэтому первой и принципиально важной задачей интеграции ИКТ и ОТ (в дальнейшем, для краткости, будет использоваться принятое рядом авторов сокращение ИТО) является четкое выделение целей их создания и разработка системы показателей их эффективности. Формализация целей образовательных технологий является достаточно сложной проблемой, которая остается до сих пор нерешенной и активно обсуждается как в монографиях, статьях, так и на семинарах и конференциях. Вместе с тем при решении задач обучения, контроля знаний и управления учебным процессом уже накоплен опыт оценки целей в виде конкретных показателей. В качестве примера вспомним систему баллов. Это, конечно, не исключает применение и других показателей оценки эффективности ИТО.

Исходя из системного подхода, необходимо построить модель или схему операции, которая включает следующие основные элементы: ОТ, ИКТ, преподаватели, обучаемые, специалисты и администрация. Образовательные технологии или, иначе, технологии образования (ТО) являются одним из главных элементов системы образования, так как они непосредственно направлены на достижение его главных целей: обучение и воспитание. Под ТО понимается как реализация учебных планов и учебных программ, так и передача обучаемому системы знаний, а также методов и средств для создания, сбора, передачи, хранения и обработки информации в конкретной области. Наука накопила огромный опыт по передаче знаний от учителя к ученику, созданию технологий образования и обучения, а также по построению их моделей.

ИКТ оказывают активное влияние на процесс обучения и воспитания обучаемого, так как изменяют схему передачи знаний и методы обучения. Вместе с тем внедрение ИКТ в систему образования не только воздействует на образовательные технологии, но и вводит в процесс образования новые. Они связаны с применением компьютеров и телекоммуникаций, специального оборудования, программных и аппаратных средств, систем обработки информации. Они связаны также с созданием новых средств обучения и хранения знаний, к которым относятся электронные учебники и мультимедиа; электронные библиотеки и архивы, глобальные и локальные образовательные сети; информационно-поисковые и информационно-справочные системы и т.п. Модели ИКТ в настоящее время разрабатываются, а часть из них успешно применяется при исследовании систем образования.

Рассматривая элементы сложной системы ИТО, следует отметить, что в образовании важным условием успешной интеграции технологий является профессиональная подготовка преподавателей и специалистов, осуществляющих эксплуатацию систем и средств новой интегрированной технологии обучения. Каждый участник обучения на основе ИТО, включая администрацию учебных учреждений, должен обладать необходимой информационной грамотностью и пониманием используемых технологий. В некоторых странах для этого необходимо даже иметь соответствующий сертификат. Например, такое требование существует в Великобритании. Введение сертификатов для участников процесса обучения позволяет упростить внедрение ИТО и повысить адекватность оценок эффективности технологий.

При внедрении ИТО необходимо понимать, что это процесс сложный и требующий больших затрат. Например, Минфином США на разработки по дистанционному обучению, занимающему в настоящее время менее 2% рынка послешкольных образовательных услуг, с 1996 г. было затрачено 2 млрд. долл. По этой причине при разработке проектов в области ИТО большое значение придается оценке эффективности, финансовым вопросам и созданию полноценного технико-экономического обоснования.

Как показывает опыт внедрения ИТО в мире и в России, существенное влияние на эффективность обучения на базе ИКТ оказывают конкретный тип образовательного учреждения (школа или ВУЗ, образовательный центр или виртуальный колледж и т.п.) и форма и вид образования (очное или заочное, дистанционное или стационарное, базовое или дополнительное) и т.д.

Виртуальные университеты по мере совершенствования ИКТ получают все большее распространение. Так, в США в 1996 г. губернаторами 18 западных штатов создан виртуальный университет, который предлагает более 300 курсов дистанционного обучения для колледжа. Департамент образования США учредил проект создания виртуальной высшей школы. Созданы виртуальные университеты в Германии, Франции, Японии и других странах.

С сожалением следует отметить, что в России виртуальные колледжи и университеты в настоящее время не получили распространения, что можно объяснить следующими причинами:

· отсутствием необходимой поддержки со стороны государственных органов управления образованием;

· необходимостью значительных затрат на начальном этапе;

· отсутствием специалистов и педагогов, обладающих профессиональными навыками организации обучения в виртуальных учебных заведениях;

· отсутствием в России необходимого технического оснащения для организации обучения в виртуальном учебном заведении;

· отсутствием механизмов стимулирования создания и развития системы виртуальных учебных заведений.

 

Несмотря на плачевное положение российских виртуальных учебных заведений, анализ процессов, происходящих в отечественной системе образования, показывает, что осуществляется общее развитие образовательного сообщества. Это развитие характеризуется последовательной сменой традиционных взглядов на образование на новые концепции, основанные на положениях Всеобщей декларации прав человека. В ней провозглашено, что образование, включая и высшее, «должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого». Поэтому открывается возможность открытого образования, получают признание негосударственные организации в образовании, растет потребность в открытом и дистанционном образовании (ОДО), которое обеспечивает эффективное обучение только при условии широкого применения новых ИКТ. Более того, развитие дистанционного образования и виртуальных университетов и колледжей могло бы несколько смягчить пагубную политику сворачивания высшего образования под видом заботы о его качестве. В то же время эти новые технологии служат мощным стимулом модернизации российской экономики.

ОДО – это наиболее быстрый и эффективный путь к повышению интеллектуального потенциала общества, к ускорению процесса перехода России к информационному обществу. Важным достоинством ОДО является то, что оно позволяет на базе ИКТ осуществлять адаптацию обучения к уровню базовой подготовки конкретного обучаемого, к месту его проживания, к здоровью, материальному положению и, как следствие, открывает возможность существенно повышать качество обучения. Например, как утверждают психологи, принятый в традиционных системах образования жестко регламентированный график учебного процесса в лучшем случае удовлетворяет только 15-30% обучаемых, а для других он либо слишком напряжен, либо недостаточно интенсивен. Результатом является неэффективное использование интеллектуальных ресурсов и учителя, и учеников. В ОДО на базе ИКТ нет жесткого календарного плана учебного процесса, студент может его реализовывать, адаптируясь к своим способностям и возможностям. Это повышает качество обучения и дает дополнительный эмоциональный и интеллектуальный стимул для образования.

Особенно остро вопрос о внедрении перспективных интегрированных ИКТ и ОТ стоит перед системой образования столицы. Столичный мегаполис представляет средоточие научно-промышленного и образовательного потенциала страны и тем самым пример для всей страны. В Москве существует большое количество людей, которые хотели бы получить дополнительное образование. К этой категории относятся даже руководители государственного и муниципального уровней власти. Как показывает предварительный экспертный опрос, более 50% из них и членов их семей нуждаются в дополнительном обучении.

В настоящее время наблюдается существенный поток мигрантов в Москву. За год он достигает нескольких сотен тысяч человек, 10-15% из которых также для трудоустройства нуждаются в дополнительных образовательных услугах. Реформы, проводимые в Вооруженных Силах, создали проблему переподготовки уходящих из армии офицеров, количество которых в Москве составляет десятки тысяч человек.

Рост в Москве незанятого населения ставит проблему обучения и этой категории жителей. Для объективной оценки числа граждан Москвы, нуждающихся в дополнительном обучении для устройства на работу, необходимо учитывать, что 50% выпускников высших и специальных учебных заведений работают не по специальности.

Важным положительным фактором для разработки перспективных ИКТ в Москве является тот факт, что в городе сосредоточены организации и кадры, способные создавать и внедрять интегрированные системы. Обеспечение их работой – один из факторов успешного решения социальных проблем города.

Стабильное движение Москвы к информационному обществу с помощью создания системы ИТО, внедрения ее в образовательную отрасль города позволит оказывать конкурентоспособные образовательные услуги. Несомненно, важным шагом по приведению системы образования города в соответствие с потребностями жителей стала разработка комплексных программ развития московского образования.

Правительство Москвы Постановлением от 13 июня 2000 г. ввело в действие «Программу оснащения образовательных учреждений Москвы компьютерной техникой и программным обеспечением (2000-2005 гг.)». Она призвана преодолеть отставания школ Москвы от учебных заведений передовых стран в компьютеризации. Программа рассчитана на выход московского образования на мировой уровень информатизации и на решение задач максимального использования ИКТ в педагогическом процессе к 2005 г.

В программе предполагалось в 2001 году добиться для всех образовательных учреждений города минимального уровня оснащенности компьютерами, а к 2005 году – выйти на уровень рационального оснащения в соответствии с задачами каждого образовательного учреждения. Таким образом, Программа обеспечила развитие образовательной системы города и ускорила его движение к информационному обществу.

Другой важной целевой программой, обеспечивающей активное внедрение ИКТ в образовательную отрасль города, стала разработанная «Программа информатизации московского образования (2001-2003 гг.)». По ней планировалось создать систему проектирования и мониторинга информационного пространства московского образования, включая уровни образовательного учреждения, округа, города и координацию этих уровней с федеральными образовательными программами и стратегиями.

Программа являлась комплексной и предполагала решение ряда важнейших проблем в развитии образования города Москвы: развитие нормативной базы; создание нового организационно-методического и научно-методического обеспечения в области образовательных систем и технологий; создание материальной базы ИКТ; создание системы подготовки и переподготовки кадров образования. Реализация программы создаст в городе модернизированную систему образования, обеспечивающую движение к информационному обществу, внедрение ИКТ в образование, технически обеспечит новые методы обучения, подготовки преподавателей, контроль обучаемых и повышение эффективности обучения.

Важным шагом для ускорения движения Москвы к информационному обществу стало Постановление столичного Правительства от 24 октября 2000 г. N 836-ПП «О взаимодействии с московскими государственными вузами федерального подчинения в 2000-2001 в учебном году». В соответствии с этим постановлением была развернута работа по подготовке подпрограммы в «Программу движения Москвы к информационному обществу». Основной ее целью является повышение роли московских государственных вузов в развитии города и создании технико-технологических условий перехода города Москвы к информационному обществу. Это сделано за счет повышения эффективности информатизации и коммуникации путем усиления регулирующего воздействия Правительства Москвы на эти процессы, взаимодействие которого с московскими вузами в этой области включает развитие технической и технологической базы, формирование индустрии инфокоммуникационных услуг, развитие и совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы для информатизации образовательной отрасли города.

Уместно подчеркнуть в этой связи усиливающееся взаимодействие ведущих ИКТ-фирм разработчиков и поставщиков современных ИКТ с образовательными учреждениями города и, в особенности с преподавателями средних учебных заведений. Мы имеем в виду, в частности, недавнюю инициативу фирм Toshiba и Microsoft, которые совместно с муниципальными департаментами образования предпринимают усилия по облегчению учителям средних школ возможностей приобретения современных ноутбуков, оснащенных необходимым программным обеспечением.

Анализируя проблемы использования ИКТ в образовании при движении России и Москвы к ИО, следует, в первую очередь, отметить процесс внедрения ИКТ в систему образования, обеспечение учебных учреждений, школ и вузов компьютерной техникой, развитие телекоммуникаций, глобальных и локальных образовательных сетей. Особо следует упомянуть положительный опыт внедрения ИКТ в столичную систему образования за счет использования Правительством Москвы метода программного управления.

Новым направлением повышения эффективности внедрения ИКТ является интеграция информационно-коммуникационных технологий и технологий обучения. В качестве первых и необходимых шагов, способствующих ускоренному внедрению этого процесса в систему образования, можно рекомендовать:

· организацию семинаров и учебных курсов для администрации и сотрудников вузов, преподавателей школ и учебных центров по применению в обучении новых ИТО;

· создание условий для стимулирования развития интернет-услуг, связанных с применением новых ИТО;

· активизацию работы по созданию тематической системы «ИТО» в рамках международной информационной сети по ИКТ;

· подготовку соответствующего комплекса мероприятий для включения их в «Программу движения Москвы в информационное общество»;

· разработку методологических и методических основ системного анализа и синтеза ИТО, методов оценки обучения и образования на их основе;

· разработку предложений по финансированию внедрения интегрированных информационно-коммуникационных технологий в образование за счет международного сообщества.

 

Новое руководство Москвы в лице мэра Собянина обратило внимание на существенную неравномерность распределения ресурсов московских школ, лицеев, гимназий и пр. аналогичных учебных заведений. Вероятно, и в самом деле в этом вопросе допущены некоторые перекосы. Но в целом образовательное и экспертное сообщество Москвы справедливо полагает, эти учебные заведения нуждаются скорее в подтягивании до уровня, близкого к уровню наилучших из них. Это, безусловно, куда более целесообразно, нежели под предлогом экономии и дальше снижать уровень обеспечения и соответственно качества образования. В этом отношении интенсивное внедрение в них ИКТ при необходимости первоначальных затрат многократно окупится впоследствии и окажет существенную поддержку отечественному образованию в целом.

Как видим электронное образование, его полноценное развитие и эффективное использование невозможны без формирования единого информационного образовательного пространства и системы открытого образования. Выработка единой политики в области разработки и применения средств ИКТ в открытом образовании является сложнейшей проблемой. Данная проблема осложняется еще и тем, что формирование и функционирование системы открытого образования благодаря преимуществам современных средств телекоммуникаций может быть распределено в пространстве и во времени. Соответствующие средства ИКТ разрабатываются в разное время различными творческими коллективами, после чего готовая продукция интегрируется в рамках системы открытого образования путем пересылки данных по телекоммуникационным каналам. В результате, наряду с существенными преимуществами новой технологии образования, педагоги и обучаемые, являясь основными пользователями средств ИКТ, теряются в большом количестве неоднородной разнотипной информации, в основе структуризации которой лежат различные критерии, а принципы ее передачи, обработки и представления подчинены различным технологическим приемам.

Нередки случаи, когда участникам образовательного процесса приходится овладевать новыми дополнительными приемами оперирования с информационно-телекоммуникационной техникой и программным обеспечением для каждого отдельного средства ИКТ, применяемого в открытом образовании, по сути, без существенной внутренней необходимости в этом и без получения (приобретения) важных фундаментальных знаний и универсальных навыков.

Достижение целей унификации, и как следствие, достижение максимальной практической эффективности отдельных средств ИКТ, разрабатываемых с целью последующего использования в системе открытого образования должно происходить в строгом соответствии со спецификациями метаописания информационных ресурсов, выработанных для конкретной системы открытого образования. По своей сути, спецификации метаописания (метамодели) являются жестко фиксированной системой требований, которым наряду с другими общепринятыми требованиями, должно удовлетворять средство ИКТ для полноценного применения в рамках системы открытого образования. При этом несоответствие того или иного средства ИКТ спецификациям метаописания не является свидетельством низкого качества этого средства, а лишь затрудняет его полноценную эксплуатацию в рамках конкретной системы открытого образования. Разработка средств ИКТ для системы открытого образования должна производиться с учетом принятого разработчиками соглашения:

· о единой терминологии и критериях структуризации информации;

· общих элементах дизайна;

· обязательном наборе единообразных сервисов;

· формате и принципах межресурсного обмена информацией;

· формате и принципах использования общих информационных ресурсов;

· общей системе навигации по информации;

· принципах использования внешних информационных источников;

· способах предоставления информации для максимально эффективной работы единой поисковой системы;

· порядке импорта или экспорта метаинформации каталога средств ИКТ системы открытого образования.

 

Средства ИКТ для системы открытого образования должны соответствовать модели их метаописания (метамодели) и обеспечивать при каталогизации рубрикацию по следующим основным критериям:

· типам средств ИКТ, применяемых в системе открытого образования,

· уровням (ступеням) образования,

· типам и формам образовательного процесса,

· специфике аудитории пользователей,

· предметным и образовательным областям,

· названиям информационных ресурсов (алфавитный порядок),

· фамилиям авторов (владельцев) средств ИКТ (алфавитный порядок),

· времени создания и последнего обновления информационного ресурса (степени новизны).

 

В свою очередь, каталоги средств ИКТ должны обеспечивать хранение, возможность обработки и структуризации подобной информации для каждого из средств, применяемых в системе открытого образования. Достижение подобной цели возможно только в случае выделения для каждого средства массива обязательной метаинформации, содержащего следующий примерный перечень информационных полей:

· возможный адрес в телекоммуникационной сети (URL-адреса в сети Интернет) для формирования гиперссылок,

· тип средства ИКТ,

· предметная или образовательная область,

· содержательное название,

· аннотация,

· комментарий,

· замечания по особым условиям эксплуатации,

· рекомендуемый уровень образования,

· рекомендуемый тип образовательного процесса

· рекомендуемая форма образовательного процесса,

· специфика аудитории,

· условия использования и распространения,

· соглашения по использованию и распространению,

· Об авторе и/или владельце,

· контактная информация,

· дата начала эксплуатации,

· дата последнего обновления.

 

Средство ИКТ, поставляемое для использования в рамках конкретной системы открытого образования, может содержать и дополнительную метаинформацию, состав которой зависит от типа, формата и других специфических свойств конкретного средства. При этом, естественно, должны быть предусмотрены унифицированные средства хранения, обработки и структуризации дополнительной метаинформации для каждого из средств ИКТ. Большинство унифицирующих средств ИКТ должно содержать каталог, подчиненный принципам систематической и алфавитной рубрикации, аналогичных тем, что традиционно используются при организации библиотек.

В этом случае пользователи получают два основных механизма поиска необходимых им информационных ресурсов: в случае, когда известно название средства ИКТ, его легко найти в алфавитном каталоге, если же необходим поиск средств ИКТ, имеющих отношение к заданной тематике, пользователь обращается к тематически сгруппированным ресурсам систематического каталога.

Для практической организации указанных типов каталогов разрабатываемые средства должны сопровождаться дополнительной метаинформацией, определяющей вхождение данного ресурса в оба каталога (например, информация о ключевой литере алфавитной рубрикации). В качестве дополнительной метаинформации средство ИКТ может сопровождать код (шифр) учета такого средства в специализированной унифицированной системе кодированного учета, если такова



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Глава 3. Тема 2. Перестройка военного образования под воздействием развития ИКТ | Глава 6. Раздел 2. Информационные системы для образования и науки


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.099 сек.