Цветная печать обычно производится последовательным наложением четырех базовых красок — голубой, пурпурной, желтой и черной. Если рассматривать иллюстрацию в цветном журнале через лупу, можно увидеть, что она состоит из переплетающегося узора точек разных цветов. Глаз человека воспринимает вместо разноцветных точек реалистичное изображение — происходит своего рода оптический обман. Следует заметить, что реального смешения красок не происходит.
Однако есть и другой способ печати. Можно изготовить краску нужного цвета, а затем положить ее на бумагу в соответствии с печатной формой. Таким образом будет получен требуемый цвет и его оттенки. Цвета, печатаемые заранее смешанными красками называют плашечными. Иногда их называют простыми, а триадные цвета — составными. Плашечные цвета стали использоваться в полиграфии гораздо раньше триадных. На первый взгляд, этот способ является устаревшим и непродуктивным — ведь триада может передать любой оттенок в рамках CMYK, а плашечная краска — лишь плашечный цвет и его оттенки. Но у такого способа печати есть несколько достоинств, которые делают его широко применяемым и сейчас:
§ если в иллюстрации не нужно применять много цветов, плашечный способ очень экономичен. Визитки, бланки, газеты и даже иллюстрированные журналы вполне можно печатать лишь одним-двумя дополнительными к черному цветами;
§ когда один и тот же цвет применяется в рисунке с разной насыщенностью и яркостью, с помощью плашечного цвета достигается отличный эффект весьма скромными средствами. Так можно печатать тонированные изображения;
§ дополнительной возможностью тонирования являются дуплексы, т.е. когда полутоновое изображение печатается двумя или более плашечными цветами. Этим способом можно достичь огромного числа оттенков и интересных изобразительных эффектов;
§ плашечные цвета очень точные. Поскольку плашечный цвет выбирается дизайнером заранее по каталогу, его используют для получения точного цвета;
§ использование плашечных цветов вместо триады облегчает совмещение, поскольку количество печатных форм снижается с четырех до двух. Чем меньше компонентов, тем меньше вероятность того, что цвета на отпечатке лягут не на положенные им места;
§ при печати плашечным цветом даже на не очень хорошем оборудовании удается достичь отличного качества графики и тонированных фотографий;
§ плашечные краски могут выходить далеко за пределы цветового охвата CMYK. Это металлизированные краски всех видов, флуоресцирующие, а также очень яркие и наоборот, пастельные тона. Если использовать в цветном изображении дополнительную форму для плашечного цвета (серебро, позолота), то изобразительные возможности сильно возрастают.
Выпуск плашечных и триадных красок для полиграфии — важная производственная отрасль. Чтобы все участники процесса выпуска цветной продукции могли договориться между собой, необходимо не просто описать цвет, а иметь его образец. Фирмы, выпускающие краски, создают каталоги своей продукции. Наиболее известным каталогом цветов является Pantone Matching System. В этом каталоге содержатся образцы всех цветов PANTONE для матовой и глянцевой бумаги, специальные цвета (металлизированные и флуоресцентные краски). Поскольку перевод плашечных цветов в триадные — довольно частый случай в полиграфической практике, в каталоге имеются триадные эквиваленты плашечных цветов. При этом все цвета в нем нанесены именно красками, поставляемыми заказчику. Каталоги стандартных цветов широко распространены во всем мире и в странах СНГ. Для разных целей используются различные издания. PANTONE не единственный каталог красок, так, TOYO — каталог цветов, наиболее распространенных в Японии, FO-COLTONE — содержит 763 триадных цвета и др. Цвета для электронных публикаций также стандартизированы. Например, палитры System для Windows и Macintosh или палитра WebSafe, используемая для сети Internet.