· Надпись «введите числа» пользователь увидит на экране.
· Числа a и b вводятся с клавиатуры
Вопросы для самостоятельной работы
1. Какие служебные слова обязательно содержатся в программе?
2. Какие из следующих заголовков можно использовать в Паскале в качестве имен программы: «Задача», «Zadacha1», «1zadacha», «zadacha 1», «zaDAcha_1», «zadacha1: summa»
3. Что входит в состав модуля?
4. Что нужно сделать, чтобы включить в программу процедуру очистки экрана?
5. Какой тип включает в себя наибольший диапазон вещественных значений?
6. Чем отличаются функции div и mod?
7. Расставьте функции в порядке убывания их приоритета: xor, div, in, not.
8. Какая функция могла быть использована в выражении: f(18,759)=1,70000000000E+1
9. Чем отличаются команды write и writeln; read и readln?
10. В каком элементе блок-схемы содержалась бы запись: «inc(n)»?
Задачи
Уровень A
1. Даны числа x и y. Вычислить их разность, произведение и частное.
2. Написать программу вычисления площади прямоугольника со сторонами a и b.
3. Написать программу вычисления объема прямоугольного параллелепипеда по трем его измерениям.
4. Написать программу вычисления площадь поверхности куба по длине ребра.
5. Написать программу вычисления объема цилиндра по радиусу основания и высоте.
6. Написать программу вычисления стоимости покупки, состоящей из нескольких тетрадей и карандашей.
7. Написать программу вычисления площади треугольника, если известны длины двух сторон и угол между ними.
8. Вычислить длину окружности и площадь круга радиусом r.
9. Написать программу вычисления сопротивления электрической цепи, состоящей из двух параллельно соединенных сопротивлений.
10. Дано действительное число x. Написать программу вычисления значения выражения 2x4 – 3x3 + 4x2 – 5x + 6.
Уровень B
11. Вычислить расстояние между точками с координатами (x1, y1) и (x2, y2).
12. Найти произведение цифр заданного четырехзначного числа.
13. Найти площадь кольца, ограниченного окружностями радиусами R и r (R>r).
14. Вычислить корни квадратного уравнения ax2 + bx + c = 0, заданного коэффициентами a, b, c (a ≠ 0 и D>0).
15. Написать программу, которая преобразует введенное с клавиатуры дробное число в денежный формат. Например, число 12,5 должно быть преобразовано к виду 12 руб. 50 коп.
16. Написать программу пересчета величины временного интервала, заданного в минутах, в величину, выраженную в часах и минутах.
Уровень С
17. Найти сумму первых n членов арифметической прогрессии, если известны ее первый член и знаменатель.
18. Найти площадь равнобедренной трапеции с основаниями a и b и углами при основании u (в радианах).
19. Написать программу вычисления величины дохода по вкладу. Процентная ставка (в процентах годовых) и время хранения (в днях) задаются во время работы программы.
20. Написать программу, которая вычисляет площадь треугольника, если известны координаты его вершин.
7. Ветвящиеся алгоритмы
a) Оператор условия
Часто в программах требуется выполнить одно или другое действие в зависимости от того, истинно или ложно некоторое условие. На алгоритмическом языке эта ситуация выглядит следующим образом:
Если <условие>, тогда <действие 1>, иначе <действие 2>
На языке Pascal эта конструкция записывается аналогично:
If <условие> then <действие 1> else <действие 2>;
Условие может быть простым или сложным, т.е. состоящим из нескольких простых, соединенных логическими условиями.
Иногда под каждой ветвью алгоритма нужно провести несколько действий:
В таком случае конструкция в Паскале остается прежней, но блоки действий ограничиваются служебными словами begin и end, причем перед командой else слово end употребляется без точки с запятой:
If <условие> then begin
<действие k1>;
…
<действие kn>;
end
else begin
<действие m1>;
…
<действие kn>;
end;
Запись на алгоритмическом языке остается неизменной:
Если <условие>, тогда <действие k1>;
…
<действие kn>,
иначе <действие m1>;
…
<действие kn>;
Неполное ветвление
В Паскале также возможна конструкция, когда под одной ветвью алгоритма не выполняется никаких действий, т.е. алгоритм сокращается до фразы:
Если <условие>, тогда <действие 1>
Подразумевается, что иначе никакие действия не производятся. Блок-схема тоже несколько упрощается.
Аналогично и на языке Паскаль мы просто отбрасываем часть конструкции (else…) и получаем:
If <условие> then <действие 1>
Так же, как и в полных алгоритмах, здесь можно произвести несколько действий, включая в конструкцию слова begin и end.
If <условие> then begin
<действие k1>;
…
<действие kn>;
end;
Пример
Определить, является ли треугольник со сторонами a, b, c равносторонним.