русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

TURBO PASCAL


Дата добавления: 2014-11-28; просмотров: 882; Нарушение авторских прав


Язык Turbo Pascal - мощное расширение американского стандарта (ANSI Pascal), учитывающее архитектурные особенности операционной обстановки (MS-DOS) и снабженное внушительными по объему и разнообразию пакетами стандартных процедур.

Такие принципиальные нововведения, как аппарат модулей и объектно-ориентированные средства облегчают конструирование больших программных систем на основе технологии модульного программирования.

Компилятор входного языка системы Turbo Pascal работает по однопроходной схеме, реализует функции редактирования связей, формируя на выходе готовый к исполнению объектный код. Компилятор может осуществлять широкий набор локальных оптимизаций (свертывание констант, исключение неиспользуемого кода и лишних данных, оптимизация операций и т.д.), что способствует высокой эффективности результирующих программ.

Система Turbo Pascal является интегрированной средой, включающей ряд компонент, в совокупности поддерживающих все виды работ по созданию программ. Система содержит универсальный текстовый редактор, компилятор входного языка, редактор связей и встроенный символьный отладчик. Многооконный интерфейс с развитой системой меню обеспечивает высокую производительность труда программиста.

III. Программирование на языках программирования высокого уровня

1. Структура программы в Паскале

Программа на языке Pascal состоит из разделов:

Название программы Program <Имя программы>;
раздел описания меток Label <описание меток>;
раздел описания констант Const <описание констант>;
раздел описания типов Туре <описание типов>;
Раздел подключения модулей Uses <название модуля>;
раздел описания переменных Var <описание переменных>;
раздел описания процедур и функций Procedure (Function) <описание подпрограмм>;
раздел операторов Begin
<раздел операторов>;
Конец программы End.

Для любой программы обязательным является лишь раздел операторов. Все программные объекты (константы, переменные, типы и пр.) должны быть описаны в соответствующих разделах описаний.



2. Правила написания имен в Паскале

1. Все имена пишутся на латинице.

2. Длина имени может быть до 256 символов.

3. Имя нельзя начинать с цифры.

4. В именах нельзя использовать знаки пунктуации.

5. В именах вместо пробела используется нижнее подчеркивание_.

6. В именах можно использовать цифры.


3. Стандартные модули в Паскале

Turbo Pascal имеет восемь стандартных модулей. Зарезервированное слово uses дает возможность подключать к программе библиотечные модули.

Программные ресурсы, сосредоточенные в стандартных модулях, образуют мощные пакеты системных средств, которые обеспечивают высокую эффективность и широкий спектр применений системы Turbo Pascal.

Каждый стандартный модуль содержит логически связанную совокупность типов, констант, переменных и подпрограмм, относящихся к определенной области применений. Далее приводится общая характеристика стандартных модулей.

· System

В модуль System входят все процедуры и функции автор­ской версии языка Pascal, подпрограммы стандартного Пас­каля, а также много дополнительных подпрограмм общего характера, в частности, ориентированные на конкретную операционную среду.

· Dos

Модуль Dos содержит средства доступа к операционной системе и по существу является программным представлени­ем системного интерфейса MS-DOS.

· Crt

Модуль Crt обеспечивает практически полный спектр возможностей для доступа к экрану дисплея в текстовом ре­жиме. Кроме того, в данный модуль включены средства чте­ния информации с клавиатуры (включая расширенные коды клавиш) и простейшего управления звуком.

В модуле Crt находится процедура ClrScr, которая используется для очистки экрана (подключается в теле программы).

· Printer

Модуль Printer содержит единственный интерфейсный злемент – переменную Lst стандартного типа text, системно связанную с логическим устройством PRN (то есть с печатающим устройством, если оно имеется в конфигурации). Использование этой переменной в стандартных процедурах Write и WriteLn приводит к выводу информации на печать.

· Overlay

Модуль предоставляет средства для организации так называемых оверлейных программ, позволяющих обеспечить достаточно эффективное выполнение больших программных систем, размер которых превышает объем доступной оперативной памяти.

· Graph

Модуль Graph объединяет многочисленные программные средства управления графическим режимом работы дисплея. Данный модуль обеспечивает использование всех возможностей наиболее распространенных типов дисплейных адаптеров CGA, EGA, VGA, Hercules и т.п. как для монохромных, так и для цветных дисплеев и позволяет создавать разнообразные и эффективные графические программы.

Модули Turbo3 и Graph3 обеспечивают совместимость с данной версией системы Turbo Pascal тех программ, которые были разработаны для ранней версии 3.0.

Пример

Program moduli;

Uses crt; {Подключение модуля crt}

var <описание переменных>;

begin

clrscr; {Процедура очистки экрана}

<инструкции>;

end.


4. Типы переменных в Паскале

Тип Диапазон Объем памяти
Целые типы
Shortint -128..127 8 бит
Integer -32768..32767 16 бит
Longint -2147483648..2147483647 32 бит
Byte 0..255 8 бит
Word 0..65535 16 бит
Логический тип
Boolean False, True 1 бит
Символьный тип
Char Символы из расширенного набора символов кода ASCII 1 байт
Вещественные типы
Real -1,7*1038..-2,9*10-39; 2,9*10-39..1,7*1038 6 байт
Single -3,4*1038..-1,5*10-45; 1,5*10-45..3,4*1038 7 байт
Double -1,7*10308..-5,0*10-324; 5,0*10-324..1,7*10308 8 байт
Extended -1,1*104932..-1,9*10-4951; 1,9*10-4951..1,1*104932 10 байт
Comp -263+1..263-1 8 байт

5. Операции в Паскале

a) Арифметические операции бывают унарными и бинарными. К унарным относится операция изменения знака.

В следующей таблице представлены бинарные арифметические операции Паскаля. А и В обозначают операнды, для типов величин использованы обозначения: I — целый, R — вещественный.

Выражение Типы операндов Тип рез-та Операция
А + В R, R R Сложение
  I,I I  
  I, R R, I R  
А - В R,R R Вычитание
  I,I I  
  1, R R, I R  
А * В R, R R Умножение
  I,I I  
  I, R R, I R  
А/В R, R R Вещественное
  I,I R деление
  I,R R, I R  
A div В I,I I Целое деление
A mod В I,I I Остаток от целого деления

b) Стандартные математические функции Паскаля представ­лены в следующей таблице:

I – integer – целый тип; R – real – вещественный тип.

Обращение Тип аргумента Тип рез-та Функция
abs (х) I, R I, R Модуль аргумента
arctan (х) I, R R Арктангенс( радианы )
cos (х) I, R R Косинус (х в радианах)
ехр(х) I, R R ех — экспонента
ln(x) 1, R R Натуральный логарифм
random   R Псевдослучайное число в интервале [0, 1 ]
random (х) I I Псевдослучайное число в интервале [0,х]
sin(x) I, R R Синус (х — в радианах)
sqr(x) I, R R Квадрат х
sqrt(x) 1, R R Корень квадратный

 

Старшинство операций

Мы знаем теперь, что Паскаль допускает использование сложных выражений, в которых могут объединяться арифметические, логические и некоторые другие операции. В этом случае следует учитывать порядок выполнения операций.

Порядок выполнения операций определяется их старшинством, или приорите­том. В следующей таблице приведены приоритеты операций. Первый уровень приоритетов является наивысшим, а четвертый — низшим.

Операция Приоритет
not Первый
*, /, div, mod, and, shl, shr Второй
+, -, or, xor Третий
-, o, <, >,<=, >=, in Четвертый

При определении порядка выполнения операций следует учитывать следующее:

Операнд, находящийся между двумя операциями с различными приоритета­ми, относится к операции, имеющей более высокий приоритет.

Операнд, находящийся между двумя операциями с равными приоритетами, относится к той операции, которая находится слева от него.

Выражение, заключенное в скобки, перед использованием вычисляется как отдельный операнд.

Операции с равным приоритетом выполняются слева направо, если этот по­рядок не изменен с помощью круглых скобок.

c) Дополнительные функции в Паскале

· Inc (Dec)

Функции Inc и Dec используются для увеличения и уменьшения значения аргумента на единицу.

Пример

Inc(7) = 8;

Dec(7) = 6;

· Odd

Логическая функция Odd из модуля System принимает значение «истина» только в том случае, когда аргумент — нечетное число.

Пример

Odd(7) = true;

Odd(6) = false;

· Trunc

Функция возвращает целую часть аргумента как значение целого типа. Дробная часть аргумента при преобразовании не учитывается, т. е. функция не производит округление.

Пример

Trunc(7,2856) = 7;

Trunc(4,99) = 4;

· Round

Функция Round преобразует вещественное значение в ближайшее к нему значение типа LongInt, т. е. округляет аргумент до целого числа.

Пример

Round(7,2856) = 7;

Round(4,99) = 5;

· Int

Функция возвращает целую часть аргумента как значение вещественного типа. Дробная часть аргумента при преобразовании не учитывается, т. е. функция не производит округление.

Пример

Int(7,2856) = 7,0000;

· Frac

Функция возвращает дробную часть аргумента как значение вещественного типа. Дробная часть аргумента при преобразовании не учитывается, т. е. функция не производит округление.

Пример

Frac(7,2856) = 0,2856;


6. Линейное программирование на языке Pascal

a) Начало программы

Тело программы, или раздел инструкций, начинается со служебного слова begin, на алгоритмическом языке оно обозначается словом начало, блок-схема же выглядит как овал:

После слова begin никогда не ставится точка с запятой.

b) Конец программы

Слово begin в программе автоматически подразумевает, что после выполнения некоторых действий будет употреблено служебное слово end. End с точкой после него означает конец всей программы.

На алгоритмическом языке end обозначается словом конец, а в блок-схемах – овалом, как и begin.

c) Команда вывода данных на экран

Для вывода информации на экран используются две команды: Write (вывод данных на экран) и WriteLn (вывод данных на экран, начиная с новой строки).

Окончание -Ln означает переход в новую строку.

Эти команды позволяют выводить на экран текст: write('текст'); writeln('текст') (пользователь увидит на экране надпись, заключенную в одиночные кавычки, в данном случае слово текст). Если использовать эти команды без одиночных кавычек: write(x), writeln(x), на экран выведется значение переменной x.

На алгоритмическом языке команда записывается: вывести, а блок-схема выглядит следующим образом:

 

 

d) Команда ввода данных

Здесь также используются две команды: Read (загрузка введенных пользователем данных в переменную) и ReadLn (загрузка введенных пользователем данных в переменную и перевод каретки в новую строку).

Пример Read(x); readln(x) - переменная x приобретет значение, введенное пользователем с клавиатуры.

На алгоритмическом языке команда обозначается словом ввести (ввод), а в блок-схемах – параллелограммом.

e) Математическое действие

Присваивание переменной некоторого вычисляемого значения обозначается следующей записью: <перем.1>:=F (переменная 1 задается некоторой формулой, которая может быть как арифметическим выражением, так и функцией от других переменных соответствующего типа).

Математическое действие на алгоритмическом языке записывается так же, как и на языке программирования, а в блок-схеме обозначается прямоугольником:

Пример

Найдем сумму некоторых натуральных чисел a и b.

Решение задачи оформим в виде блок-схемы, на алгоритмическом языке и на Паскале.




<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основные особенности языка Pascal | Комментарии


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.166 сек.