Поиск формы внутреннего пространства и отдельных элементов интерьера происходил в борьбе двух противоположных качеств, объективно значимых для человека: закономерное построение и нарушение, рациональные, геометрически ясные и иррациональные, чувственно познаваемые формы. Как идеальный результат этой борьбы для человека не существуют ни абсолютный порядок, ни абсолютная неопределенность, случайность. Можно говорить о стремлении к созданию порядка или его нарушении. Эмоциональный потенциал архитектуры формируют именно противопоставление этих двух качеств или смена пространственных концепций [58, 69].
Контрастная смена пространств, различных по построению, основана на противопоставлении осей развития: горизонтальных и вертикальных, протяженных в глубину и направленных фронтально. Развитие пространства по горизонтали снимает напряженность, успокаивает, вселяет чувство уверенности. Чем шире возможности обзора, тем сильнее интерес, вызванный количеством полученной информации и необходимостью ее переработки. Развитие по вертикали создает определенный эффект переживания, эмоциональную напряженность и одновременно душевный подъем, придавая интерьеру торжественность и величие. Пространство, протяженное в глубину, рождает чувство сосредоточенности, целеустремленности, ожидания, поиска цели формирования продольной оси. Пространство, концентрически развивающееся вокруг центрального ядра, не позволяет говорить об однозначности возникающих эмоций по причине разнообразия возможных сочетаний отдельных пространств и осей их организующих. При этом возможность использования трех пространственных осей устанавливает наиболее полный порядок, предопределяя сложность и богатство возникающий эмоций.
Монопространство — первичный композиционно-формообразующий элемент структуры, представленный определенной геометрической формой, ее характером и пластикой, абстрагированной от конкретных материалов и их композиционной организации. Воспринимается как цельная форма и бывает простой или сложной, т.е. расчлененной промежуточными опорами, уровнями потолка или пола и т.д. Существует большая геометрическая разновидность монопространств по величине и очертаниям. Динамика пространства выражается преимущественным развитием одной из трех координат: высокое пространство, низкое, широкое, узкое. По степени замкнутости различают: замкнутое пространство, полузамкнутое, полураскрытое, раскрытое. Основные ограждающие поверхности, формирующие монопространство, бывают следующих видов. Потолок — плоский, уступчатый, наклонный, провисающий, шатровый, сводчатый. Стены - вертикальные, сводчатые, наклонные, уступчатые, выгнутые. Пол — ровный, наклонный, ярусный, ступенчатый.
Полипространство — пространственная структура, организованная из нескольких монопространств при помощи основных приемов: линейно-осевого, векторного, структурно-модульного, акцентной формы, свободного.
В работе над композицией используется свойство отношения целого и его частей. Возможны два подхода решения задачи: учет композиционных особенностей самой формы и подчинение им организации элементов ограждения и предметного наполнения или декоративно-оформительский метод, связанный с материальностью поверхности, ее формой, величиной, пластикой, эффективным использованием частного случая. В любом подходе найденный композиционный строй направлен на усиление ассоциативно-эмоционального воздействия на человека.
Эстетическая выразительность поверхностей ограждения достигается использованием специфических архитектурных средств -пластической, материальной и цветовой разработок. Есть три подхода к пластической разработке поверхности. Форма плоскости, образуемая контуром, создает силуэт с определенной геометрической характеристикой. Любая плоскость в этом случае может иметь изменения по степени соотношения масс и пустот - от абсолютной плотности до абсолютной пустоты. В зависимости от толщины — тяжелая или легкая. Например: стена с оконными проемами, стена - решетка, прозрачная стеклянная стена, силуэтная форма стены-аркады, перфорация. Качество силуэтной формы зависит от выразительности абриса плоскости и формы проемов. Второй подход к разработке - это средства эстетического освоения видимых форм конструктивной структуры и ее элементов. Например: повторяющиеся арочные оболочки, криволинейные бетонные плоскости, решетка стоечно-балочной конструкции. Элементы крупной пластики могут создаваться также искусственно, имитируя подлинные конструкции. Третий прием - мелкая пластика, использующая небольшие, накладные объемы. Глубина рельефа определяется масштабом помещения.
Материальная разработка направлена на выявление собственных свойств используемых материалов по форме, фактуре, текстуре и цвету. Например: поверхность дерева в разной обработке (гладкая, резная, профилированная), ажурность металлических ферм, тектонический строй каменной кладки, разнообразие фактур каменной поверхности замощения. Естественные материалы имеют определенные качества, отмечаемые человеком: холодность металла, теплота дерева, твердость камня. Важны также тяжесть, прочность, мягкость. Некоторые искусственные материалы воспринимаются без точных эмоций,
отчужденно. Можно лишь абстрактно выразить их качества: блестящие - матовые, гладкие - шероховатые, цветные - бесцветные [53].
Выразительные свойства цвета обладают неограниченными возможностями для колористических разработок. Художественный образ объекта определяет цвет и способ его применения. Например: выделение цветом информационных элементов, изобразительная сюжетная, декоративная или суперграфическая росписи. Взаимодействие цвета с объемно-пространственной формой может быть гармоничным или антагонистичным. Полихромия способна активно влиять на восприятие формы — подчеркивать ее свойства или их целенаправленно иллюзорно изменять. Такие возможности цвета называют формообразующими [29].
Композиционную организацию предметной среды следует рассматривать как установление диалога между оборудованием и архитектурными элементами в интерьере. Отношения пространственной среды с элементами наполнения можно построить несколькими приемами. Прием физической связи с ограждением имеет два состояния: мобильный и стационарный. Или изделие обладает независимым конструктивным решением, или подразумевается неразрывная связь материального оборудования со строительной конструкцией. Первое состояние как бы решает композицию элемента оборудования «внутри себя» и всякий раз адаптируется к конкретному интерьеру. Второй вариант проектируется архитектором, связан с художественным замыслом интерьера и классифицируется как элемент ограждения. Прием пространственной связи оборудования с формой помещения и плоскостью ограждения можно выразить тремя состояниями: предмет наполнения закреплен осью формы или направлением движения -акцентный предмет в пространстве; предмет играет роль рядового элемента в ритмической композиции ограждения или пространства; решение оборудования как основного средства организации стены. Прием стилистического единства связан с внешними, формальными признаками оборудования и ограждения. Стиль мебели подчиняется требованиям архитектурной стилистической направленности или используется стилистический контраст [53, 66] (рис.38).