русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Пропорции и пропорционирование


Дата добавления: 2014-11-27; просмотров: 2092; Нарушение авторских прав


 

Среди «классических» средств композиции на первое место следует поставить пропорции - как по степени важности того качества, которое достигается прежде всего с их помощью (пропорциональность), таки с точки зрения их возможностей при организации формы. В самом деле, размерные отношения злементов формы - это та основа, на которой строится вся композиция. Как бы ни были хороши детали изделия сами по себе, но если всю его объемно-пространственную структуру не объединяет четкая пропорциональная система, трудно рассчитывать на целостность формы.

Различия методов пропорционирования в технике и архитектуре определяются прежде всего разной степенью обусловленности формы конструкцией. Если в классической архитектуре заранее разработанная система пропорций иногда могла служить своего рода основой композиции сооруже­ний, во многом предопределяя его конструкцию, то в технике это почти невозможно. Немыслимо пропорционировать станок раньше, чем определится его кинематика и хотя 6ы в общем виде будет выбрана конструктивная схема. Ведь без этого вообще нельзя подойти к форме станка!

По мере уточнения конструкции расчетом, проработки узлов и деталей у дизайнера появляется возможность яснее представить себе форму и уточнить размерные отношения главных элементов объемно-пространственной структуры. Таким образом, на стадии инженерной отработки конструкции параллельно идет и художественно-конструкторская отработка формы, и в результате пропорции станка оказываются во многом производными от его инженерной компоновки, именно поэтому пропорциональный строй, соразмерность частей и целого служат важной проверкой технического совершенства конструкции. Можно принять за аксиому, что чем точнее учтены в конструкции истинные усилия, чем логичнее она в целом и деталях, чем большую роль играет расчет в определении важнейших размерных отношений несущей основы станка, тем больше шансов на то, что станок окажется и гармонически соразмерным. Все, что конструктивно нелогично, заведомо непропорциональ­но.



Многие станки, относительно простые по своей объемно-пространственной организации, также поддаются методам архитектурного пропорционирования. Таков, например, токарный станок на рис. 3.18 с ясной и четкой организацией объемно-пространственной структуры. С небольшой натяжкой этим путем можно пропорционировать и те токарные, винторезные, шлифовальные станки, объемно-пространственную структуру которых можно представить как ряд относительно легко воспринимаемых условных планов (рис. 3.18, б). То же относится и к приборам (рис. 3.18, в).

 

 

Рисунок 3.18 – Пропорционирование токарного станка

 

Рассмотрим приемы композиционной группировки элементов сложной объемно-пространственной структуры.

Один из таких приемов заключается в том, чтобы небольшими сдвигами, перемещениями элементов или групп элементов, воспринимаемых как совокупность, создать систему горизонтальных и вертикальных членении.

Условные модели структуры показаны на рис. 3.19, а. Элементы 1-8 на поз. 1 не организованы, композиционные связи между ними отсутствуют такую «структуру» пропорционировать практически невозможно. Благодаря группировке элементов путем относительно небольших перемещений структура уже организуется (поз. II). Здесь использованы активные горизонтали по верху элементов б-8 и по низу элементов 3-5.

 

 

Рисунок 3.19 - Композиционная группировка элементов


На поз. III организация достигается с помощью горизонтальных и вертикальных членении: нижняя линия элемента 7 и верхние - элементов б и 8 образуют единую горизонталь. Такая же горизонталь проходит по нижней линии элементов 3-5. Хорошо читаются и вертикальные «окна», образуемые элементами б, 3 и 7; 4, 7 и 8.

Организующим началом группировки элементов на поз. IV являются три вертикальных пространственных «окна» и одно горизонтальное.

На поз.V, как и на поз.II превалируют четкие горизонтальные членения, хотя элементы сгруппированы по-своему.

Условные модели сложной объемно-пространственной структуры показаны на рис. б3, б. Поз. I - неорганизованная верхняя часть модели плохо воспринимается, так как глаз не улавливает композиционных связей элементов.

На поз. II-IV показаны модели, с которыми уже проведена предварительная работа по организации связей между элементами формы. После такой предварительной группировки и анализа, что более предпочтительно для конкретной конструкции, можно приступить к пропорционированию, т.е. к уточнению размерных отношений между группами и элементами внутри каждой группы. Но сути дела пропорционирование является следующим шагом в организации сложной структуры.

Особенно велика организующая роль горизонтальных членений. Даже в том случае, когда горизонтали местами прерываются, они зрительно хорошо прослеживаются в форме, что и позволяет использовать их как весьма активное средство организации элементов в общности. Прием «завязки горизонталями» в технике непосредственно связан с пропорционированием - ведь именно членения делят форму на легко сопоставимые по размерам части. Организующая роль горизонтальных членении увеличивается по мере возрастания их активности, подчеркиваемой глубиной падающих теней, цветом и тоном и т.п.

Пропорционирование в технике нельзя рассматривать лишь как средство «эстетизации» промышленного оборудования - оно дает и непосредственный инженерный эффект. Пропорционально спроектированный станок обладает лучшими показателями жесткости по сравнению с непропорциональными вариантами, меньшей металлоемкостью. Хорошие пропорции говорят даже о рациональности кинематической схемы и т.д.

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Композиционный прием | Масштаб и масштабность


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.004 сек.