Среди «классических» средств композиции на первое место следует поставить пропорции - как по степени важности того качества, которое достигается прежде всего с их помощью (пропорциональность), таки с точки зрения их возможностей при организации формы. В самом деле, размерные отношения злементов формы - это та основа, на которой строится вся композиция. Как бы ни были хороши детали изделия сами по себе, но если всю его объемно-пространственную структуру не объединяет четкая пропорциональная система, трудно рассчитывать на целостность формы.
Различия методов пропорционирования в технике и архитектуре определяются прежде всего разной степенью обусловленности формы конструкцией. Если в классической архитектуре заранее разработанная система пропорций иногда могла служить своего рода основой композиции сооружений, во многом предопределяя его конструкцию, то в технике это почти невозможно. Немыслимо пропорционировать станок раньше, чем определится его кинематика и хотя 6ы в общем виде будет выбрана конструктивная схема. Ведь без этого вообще нельзя подойти к форме станка!
По мере уточнения конструкции расчетом, проработки узлов и деталей у дизайнера появляется возможность яснее представить себе форму и уточнить размерные отношения главных элементов объемно-пространственной структуры. Таким образом, на стадии инженерной отработки конструкции параллельно идет и художественно-конструкторская отработка формы, и в результате пропорции станка оказываются во многом производными от его инженерной компоновки, именно поэтому пропорциональный строй, соразмерность частей и целого служат важной проверкой технического совершенства конструкции. Можно принять за аксиому, что чем точнее учтены в конструкции истинные усилия, чем логичнее она в целом и деталях, чем большую роль играет расчет в определении важнейших размерных отношений несущей основы станка, тем больше шансов на то, что станок окажется и гармонически соразмерным. Все, что конструктивно нелогично, заведомо непропорционально.
Многие станки, относительно простые по своей объемно-пространственной организации, также поддаются методам архитектурного пропорционирования. Таков, например, токарный станок на рис. 3.18 с ясной и четкой организацией объемно-пространственной структуры. С небольшой натяжкой этим путем можно пропорционировать и те токарные, винторезные, шлифовальные станки, объемно-пространственную структуру которых можно представить как ряд относительно легко воспринимаемых условных планов (рис. 3.18, б). То же относится и к приборам (рис. 3.18, в).
Рассмотрим приемы композиционной группировки элементов сложной объемно-пространственной структуры.
Один из таких приемов заключается в том, чтобы небольшими сдвигами, перемещениями элементов или групп элементов, воспринимаемых как совокупность, создать систему горизонтальных и вертикальных членении.
Условные модели структуры показаны на рис. 3.19, а. Элементы 1-8 на поз. 1 не организованы, композиционные связи между ними отсутствуют такую «структуру» пропорционировать практически невозможно. Благодаря группировке элементов путем относительно небольших перемещений структура уже организуется (поз. II). Здесь использованы активные горизонтали по верху элементов б-8 и по низу элементов 3-5.
Рисунок 3.19 - Композиционная группировка элементов
На поз. III организация достигается с помощью горизонтальных и вертикальных членении: нижняя линия элемента 7 и верхние - элементов б и 8 образуют единую горизонталь. Такая же горизонталь проходит по нижней линии элементов 3-5. Хорошо читаются и вертикальные «окна», образуемые элементами б, 3 и 7; 4, 7 и 8.
Организующим началом группировки элементов на поз. IV являются три вертикальных пространственных «окна» и одно горизонтальное.
На поз.V, как и на поз.II превалируют четкие горизонтальные членения, хотя элементы сгруппированы по-своему.
Условные модели сложной объемно-пространственной структуры показаны на рис. б3, б. Поз. I - неорганизованная верхняя часть модели плохо воспринимается, так как глаз не улавливает композиционных связей элементов.
На поз. II-IV показаны модели, с которыми уже проведена предварительная работа по организации связей между элементами формы. После такой предварительной группировки и анализа, что более предпочтительно для конкретной конструкции, можно приступить к пропорционированию, т.е. к уточнению размерных отношений между группами и элементами внутри каждой группы. Но сути дела пропорционирование является следующим шагом в организации сложной структуры.
Особенно велика организующая роль горизонтальных членений. Даже в том случае, когда горизонтали местами прерываются, они зрительно хорошо прослеживаются в форме, что и позволяет использовать их как весьма активное средство организации элементов в общности. Прием «завязки горизонталями» в технике непосредственно связан с пропорционированием - ведь именно членения делят форму на легко сопоставимые по размерам части. Организующая роль горизонтальных членении увеличивается по мере возрастания их активности, подчеркиваемой глубиной падающих теней, цветом и тоном и т.п.
Пропорционирование в технике нельзя рассматривать лишь как средство «эстетизации» промышленного оборудования - оно дает и непосредственный инженерный эффект. Пропорционально спроектированный станок обладает лучшими показателями жесткости по сравнению с непропорциональными вариантами, меньшей металлоемкостью. Хорошие пропорции говорят даже о рациональности кинематической схемы и т.д.