Любой интерфейс, независимо от сферы его применения, имеет пять основных характеристик, а именно:
1. производительность пользователей
количество человеческих ошибок
скорость обучения работе с системой
субъективное удовлетворение пользователей
5. способность сохранения пользователями навыков работы с системой в течение длительного времени.
Применительно к системам автоматизации, пятая характеристика не очень важна (подразумевается, что работники пользуются системой достаточно часто, так что потери навыков произойти не может). Напротив, низкие показатели по всем остальным характеристикам могут изрядно испортить систему.
В российских компаниях в последнее время заметно растет внимание к качеству интерфейсов разрабатываемого ПО. Если два года назад среди объявлений о поиске персонала встретить вакансию проектировщика интерфейсов было практически невозможно, то сегодня подобные объявления появляются не реже чем два-три раза в месяц.
Рассмотрим коротко основные обязанности и функции проектировщика интерфейсов в цикле разработки интерактивной системы (ПО или сайта).
Итак, главные функции проектировщика интерфейсов таковы:
Исследование деятельности пользователей системы. Специалист формализует контекст использования системы, бизнес-роли пользователей, проводит полевые исследования, наблюдения, анкетирование, интервью с конечными пользователями. Определяются цели и задачи пользователей, а также цели и задачи системы.
Проектирование общей структуры системы и разработка навигации. Необходимо заметить, что структура системы проектируется юзабилистом именно с точки зрения пользователя, а не разработчика.
Детальное проектирование экранов системы. Проектирование интерфейса экранов практически никогда не связано с их визуальным оформлением — юзабилист лишь определяет, какие интерфейсные элементы и как используются, внешний же вид этих элементов ему не важен.
Планирование, проведение и анализ результатов юзабилити-тестирования системы.
Участие в разработке документации. Юзабилист принимает непосредственное участие в составлении стилевых руководств для проектируемой системы, разработке технического задания и пользовательской документации. Разработанные специалистом прототипы являются частью технического задания на систему.
Принципиальное отличие дизайнера интерфейсов от программиста состоит в том, что программист привык иметь дело с машинами, а дизайнер интерфейсов — с людьми. Проектирование интерфейсов — дисциплина не техническая, а скорее общественная.
Дизайнер интерфейсов должен уметь применять методы качественных социологических исследований, проводить глубинные интервью, полевые исследования (например, наблюдение за работой пользователей в естественной обстановке), разбираться в социальной и когнитивной психологии, психологии труда, в теории деятельности, знать и уметь еще тысячу вещей, которые не имеют ни малейшего отношения к техническим дисциплинам, а находятся на стыке психологии, социологии и эргономики. Довольно нелепо требовать от квалифицированного программиста наличия всех этих знаний и умений. Не потому что он «глупый» или «враг пользователя», а потому, что он, грубо говоря, «на другое учился». У него другое образование (техническое), кроме того, вся его профессиональная деятельность имеет весьма слабое отношение к работе с потребностями и слабостями людей.
Если сравнивать задачи дизайнера и разработчика интерфейса при создании ПО, то дизайнер определяет, как система будет выглядеть, а разработчик интерфейсов – какова будет структура и логика взаимодействия с пользователем.
Процесс разработки информационной системы всегда состоит из множества компромиссов, связанных с ограничениями бюджета, временными рамками проекта, необходимостью учитывать вопросы брендинга, определенными техническими ограничениями и так далее. Часто приходится искать компромисс между эстетикой и эргономикой. Потому очень редко можно встретить систему, которая была бы одновременно привлекательной в той степени, как это планировал визуальный дизайнер, и настолько эргономичной, какой ее разрабатывал юзабилист. Однако приемлемый результат невозможен без одновременной работы и дизайнера и разработчика интерфейсов.
Культура профессионального проектирования интерфейсов для интерактивных систем в России только начинает развиваться. Этой специальности не обучают в российских вузах, и настоящих специалистов данной сферы всего несколько десятков на всю многомиллионную страну.
При подготовке лекции использованы материалы статей:
В. Головач. Что дает эффективный интерфейс автоматизации и автоматизаторам.