русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

III.1. Структура введения к курсовой и квалификационной работе


Дата добавления: 2013-12-23; просмотров: 930; Нарушение авторских прав


Как часть текста научной работы введение – это своего рода заявка на определенный уровень профессионализма и в то же время способ обеспечить устойчивую дальнейшую коммуникацию с адресатом текста, т.е. благожелательное внимание специалистов, вниманию которых предлагается работа. Основная часть введения, включающая прежде всего формулировки, конкретизирующие проблемное поле исследования, должна быть написана прежде остального текста.

1. Именно введение в значительной степени обеспечивает успех курсовой и квалификационной работы как акта коммуникации. Оно начинается с сигнальной информации, убеждающей читателя – специалиста в данной научной области – потратить время на ознакомление с работой. Таким начальным информационным блоком является обоснование актуальности темы – важности этой темы для науки и настоятельной необходимо разрабатывать ее в текущий момент. Затем следуют формулировки объекта и предмета изучения (исследования) – автор показывает читателю, что осознает границы научной специальности, инструментарием которой намерен пользоваться.

2. Далее во введении автор представляет свидетельство своего достаточного знакомства с научными достижениями предшественников по изучению данной темы –обзор научной литературы (оценка степени изученности темы, или разработанности проблемы). Именно исчерпывающее знакомство с тем, как изучалась избранная тема прежде, дает автору моральное право сформулировать цель и задачи собственного исследования. Но курсовые работы по гуманитарной и общественно-научной тематике, за некоторыми исключениями, возможными на старших курсах, не являются самостоятельными исследованиями, которые предполагают исчерпывающую разработку новой темы. Как правило, курсовые работы призваны отразить знакомство студента с фактическим материалом по определенной тематике (в рамках которой впоследствии может быть обнаружена тема, заслуживаюшая самостоятельного исследования), с основными научными проблемами в пределах этой тематики и состоянием их изучения. Поэтому обзор литературы в таких случаях не является исчерпывающим, а включает лишь освещение наиболее репрезентативных (авторитетных и информативных) работ на русском и иностранных языках.



Обзор обычно разделяется на две или три части: сначала освещается отечественная литература, затем литература на западных языках, далее на восточных и иных языках. В каждой части изложение проще всего выстраивать по хронологическому принципу: тем самым фактически освещается история освоения темы в той или иной научной традиции. Обычно указываются группы авторов, чьи работы выражают некую тенденцию, раскрывают определенные аспекты темы и т.д., а названия их работ приводятся в общей ссылке. Если тенденция выражена значительным числом работ, то в тексте обзора или в ссылке она может быть представлена двумя-тремя примерами («например, работы таких-то авторов», «см., напр.: …»). Наиболее яркие и важные труды отмечаются и характеризуются в индивидуальном порядке. Возможны также другие принципы составления обзора литературы по теме: например, проблемный, когда последовательно раскрывается история разработки каждой из проблем, рассматриваемых в данной выпускной работе.

В работах по историческим специальностям перед формулировками цели и задач обосновываются также хронологические рамки исследования (как правило, это начало и завершение какого-либо процесса).

3. Только представив формулировки цели и задач, автор может убедить читателя, что у него есть основания для выбора конкретных источников эмпирических сведений и теоретических концепций, позволяющих достичь поставленную цель исследования и решить его задачи. Соответственно, за формулировками цели и задач следует обзор источников. В обзоре их необходимо распределить по группам в соответствии со степенью важности для раскрытия темы. В каждой такой группе целесообразно выделить и охарактеризовать наиболее репрезентативные источники, а также, при необходимости, подгруппы, например, по степени фундаментальности и надежности.

4. Состав и характер источников обусловливают методы исследования (подходы к изучению материала), которые рассматриваются после обзора источников.

Эти методы и подходы определяются соответствующей теме научной специализацией и характером источников. Для ряда специальностей возможно определить конкретно-научную методологию – совокупность методов, принципов исследования и процедур. Довольно часто применяется, в частности, методология междисциплинарного комплексного исследования (предусматривающая, в том числе, контент-анализ текстов и высказываний – определение социальных и ценностных ориентаций, представлений авторов и адресатов информации), но, как правило, в курсовой и квалификационной работе по конкретной специальности она не бывает основной. К самым общим научным подходам относятся системно-структурный, сравнительный, комплексный и др. В той же рубрике могут быть обозначены принципы изложения (подачи материала), например, хронологический, проблемно-хронологический, проблемный и др.

5. Если работа подразумевает использование источников, освещение фактов, получение выводов и т.п., к которым можно отнести слово «впервые», то после освещения методов исследования автор должен конкретизировать его научную новизну. Она проявляется не в постановке новой проблемы или в разработке новой темы (само по себе это не обязательно означает вклад в науку), а исключительно в достижении новых результатов: (см. тему 1.1. – введение в научный оборот новых источников и/или использование новых методов и подходов должно дать новое знание).

6. Коль скоро работа нацелена на получение нового знания, то после изложения методов исследования надо в нескольких предложениях осветить предлагаемую автором научную гипотезу и/или положения, выносимые на защиту. Последние, как правило, представляют собой предельно краткие ответы на вопросы, которые подразумеваются задачами исследования.

По сути, введение к курсовой и квалификационной работе обозначает эвристический путь автора и отражает идеальную последовательность работы: выбор темы вследствие ее актуальности и определение ее возможностей, затем выяснение границ изученного и неизученного в рамках темы, определение цели и задач исследования, на этом основании отбор источников, определение методов их изучения.

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
II.1. Реферирование и конспектирование. Обоснование актуальности темы | Образовательные технологии


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.005 сек.