русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

II.1. Реферирование и конспектирование. Обоснование актуальности темы


Дата добавления: 2013-12-23; просмотров: 2254; Нарушение авторских прав


На втором этапе выполнения курсовой или квалификационной работы параллельно с освоением источников и литературы, уточнением и расширением библиографического списка необходимо:

1) обосновать актуальность темы (необходимость разработки данной темы в рамках определенной научной дисциплины здесь и теперь);

2) определить цель и задачи работы (что именно вы намереваетесь узнать – выяснить, выявить, определить, уточнить, оценить, уяснить – в результате изучения источников и литературы по избранной теме; задачи – отдельные ступени на пути к достижению общей цели работы);

3) определить структуру работы и ее содержание (названия глав и параграфов).

На этом этапе автор активно осваивает источники и литературу по теме работы, реферируя и конспектируя их в соответствии с намеченным планом. Реферирование является одним из обязательных компонентов научной деятельности и учебного процесса. По сути, текст курсовой и квалификационной работы, как и почти любой работы по гуманитарной тематике, складывается из частей выполненных автором рефератов и конспектов.

Реферат представляет собой обобщенное изложение содержания какого-либо текста. Рефераты могут иметь самостоятельную информационную ценность и публиковаться в специальных изданиях (в реферативных журналах и сборниках, иногда в научных периодических изданиях). В этом случает они предназначены для ознакомления определенного круга читателей с общим содержанием тех или иных научных работ, помогают специалистам познакомиться с взглядами коллег, найти определенную научную информацию по своей специальности. Такие рефераты, как и те, что выполняются в учебных целях, бывают трех видов: простой, сводный рефераты и реферативный (аналитический) обзор. Простой реферат излагает содержание одной статьи или книги, сводный – нескольких работ по общей проблематике (одной теме), реферативный обзор предполагает не просто реферирование нескольких работ по общей проблеме, но и их сопоставление, анализ, высказывание референтом собственной точки зрения на проблему. Таким образом, реферативный обзор может рассматриваться как одна из форм научной работы.



Реферат, предназначенный для опубликования, как и учебный реферат, предваряется библиографическим описанием реферируемой публикации (публикаций) и состоит из трех основных частей: общей характеристики текста (кем написан, какую проблему рассматривает); описания основного содержания; выводов референта (предельно кратких в простом и сводном реферате, развернутых – в обзоре). В реферативном обзоре помимо итогового вывода автор вправе высказывать свою точку зрения по ходу изложения и анализа.

При выполнении курсовой работы авторы, как правило, выполняют простые и сводные рефераты, оформляя их таким образом, чтобы ему впоследствии было удобнее найти в них ту или иную необходимую ему информацию.

Работа над рефератом включает следующие основные этапы:

а) выявление главной темы (проблемы) статьи или монографии, цели и научных задач, которые ставил перед собой автор реферируемого материала;

б) последовательное выделение фрагментов текста, относительно самостоятельных по смыслу, формулирование общего смысла каждого фрагмента и описание его содержания;

в) формулирование вывода (в котором оценивается позиция автора реферируемого материала, указывается, что автором доказано, насколько убедительно и т.п.).

Описание содержания выделенных фрагментов, как правило, сопровождается ссылкой на соответствующие страницы реферируемой публикации (поэтому реферативный обзор, предназначенный для публикации, может содержать тот же научный аппарат, что и научная статья).

Не все источники и научные публикации, касающиеся темы работы, автор обрабатывает с одинаковой степенью подробности. В ходе подготовки научной работы одни публикации приходится реферировать полностью, другие – частично, некоторые из них бывает достаточно законспектировать. По сути, конспект является результатом исключения из реферата детализирующей информации, посредством чего получают тезисы, и записи тезисов в логической последовательности.

Выполнение рефератов в качестве учебных работ не только помогает научиться понимать и самостоятельно излагать содержание прочитанного научного материала. Студенты также овладевают навыками определения целей и задач, которые ставят перед собой авторы научных трудов, учатся оценивать последовательность и качество реализации этих целей и задач, знакомятся с конкретными способами такой реализации. Соответствующие навыки позволяют студентам правильно и отчетливо формулировать цели и задачи собственных учебных и квалификационных работ.

Приступив к изучению литературы по избранной теме, к конспектированию и реферированию, студент или диссертант начинает лучше понимать проблематику своей поисково-аналитической работы, что позволяет продолжить уточнение ее проблемного поля. Первыми двумя шагами на этом пути являются формулирование темы и определение объекта и предмета, третьим шагом – обоснование актуальности избранной темы. Обоснование должно строиться в соответствии с критериями важности, принятыми в конкретной специальности. При этом научная актуальность (важность и насущная необходимость разработки) темы всегда подразумевает возможность ценного вклада в науку в ходе соответствующих исследований, т.е. научный потенциал темы. Нельзя подменять обоснование актуальности темы для науки объяснением своего субъективного интереса к ней. Нередко актуальность темы путают с конкретным вкладом данного исследования в науку, с ее новизной или научной новизной полученных результатов.

Критерии актуальности темы для различных научных специализаций имеют свои особенности. Так, для исторических специальностей актуальность темы определяется в первую очередь важностью события, явления, процесса, персоналии для определенной эпохи, а также их влиянием на последующее историческое развитие неких явлений, процессов, структур и т.п., в том числе воздействием на современную ситуацию в какой-либо области. Но во всех случаях критерием актуальности является возможность получить в результате разработки соответствующей темы новое, актуальное знание по конкретному кругу проблем.

Вненаучные критерии актуальности темы, например, политические, могут приводиться только в контексте собственно научных критериев. В частности, актуальность темы может быть обусловлена тем, что научное исследование истоков той или иной проблемы, того или иного противоречия, его структуры, тенденций развития, факторов, его обусловливающих, может способствовать отысканию путей к решению политических задач, связанных, например, с регулированием межнациональных отношений, устранением почвы для международных конфликтов и т.п. См.: Приложение 6.

Литература по теме:

РЖ “Общественные науки за рубежом”. ИНИОН РАН.

РС ИНИОН РАН (в зависимости от специализации обучаемых).

Кузнецов И.Н. Указ. соч. С. 64-81, 95, 130-137, 160-179.

Кузин Ф.А. Указ. соч. С. 35-54.

 

II.2. Завершение конкретизации проблемного поля: формулирование цели и задач. Определение структуры работы

Формулирование цели и задач работы представляет собой заключительный шаг по определению ее проблемного поля. Для того, чтобы его предпринять, надо быть уже знакомым с достижениями предшественников в изучении соответствующей темы, т.е. с научной литературой по теме. Только так можно избежать попыток «изобретения велосипеда» и правильно определить, что именно можно будет узнать, разрабатывая данную тему на текущем этапе ее изучения.

Следует помнить, что речь идет не о тех цели и задачах, которые ставятся перед текстом работы (если он отражает результаты самостоятельного научного поиска, то его тоже называют исследованием), а о тех результатах, которых автор намерен достичь в ходе поисковой и аналитической деятельности, т.е. о получении некоего знания. Если речь идет о курсовой работе, которая не строится на исследовании малоизученных источников и не подразумевает получение абсолютно нового знания, то автор может поставить цель проследить ход какого-то процесса, его основные закономерности; уяснить содержание неких принципов, доктрин, концепций и т.п.; определить основные или наиболее дискуссионные научные проблемы в рамках такой-то тематики, наиболее общие тенденции в изучении чего-либо; выявить основные концепции либо мнения специалистов по таким-то проблемам, и т.п. Как и в квалификационной работе, цель обычно формулируется одна, а задач, которые должны быть своего рода ступенями к достижению цели, намечают несколько.

Формулируя цели и задачи, не следует путать результат, которого автор предполагает достичь, с методами достижения результата. «Изучать», «рассматривать» и «анализировать» можно сколь угодно долго и бесплодно, тогда как такие цели и задачи, как «выявить», «определить», «выяснить», «установить», «уточнить», «дать оценку», «дать систематическое описание» и другие того же рода предполагают результат – получение определенного знания.

Именно формулировки задач работы, представленные во введении, определяют содержание заключения. Иначе говоря, только достаточно отчетливо поставленные автором задачи дают возможность написать осмысленное и информативное заключение. Например, если автор поставил задачу дать периодизацию какого-либо процесса, то в заключении он обязан в сжатой форме сообщить, на какие этапы делится процесс, когда каждый из этапов начинался и заканчивался, чем обусловлена именно такая периодизация. Коль скоро ставилась задача определить соотношение внутренних и внешних факторов в развитии процесса, то в заключении надо в сжатой форме довести до читателя, какие из этих факторов – внутренние или внешние – доминировали на каждом из этапов. Задача проверки какой-либо гипотезы предполагает сообщение в заключении о том, какие факты свидетельствуют в пользу этой гипотезы, а какие против нее, что перевешивает и почему, и т.д.

Если исходить из закономерностей коммуникации и удобства для читателя работы, то, познакомившись с формулировкой темы, представленной на титульном листе, адресат сразу должен получить краткую информацию о структуре и содержании текста. Поэтому в учебных и квалификационных работах оглавление (рубрика «Содержание») следует сразу после титульного листа. В этой части работы представлены сведения о названиях разделов и подразделов, их последовательности, номерах страниц, с которых начинаются соответствующие части текста. Только определившись со структурой работы, автор сможет приступить к написанию отдельных ее частей по мере готовности материала.

Необходимо помнить, что название работы, как и заголовки разделов и подразделов, излишне брать в кавычки, а точки после названия и заголовков не ставятся.

Если автор обладает информацией по теме, которая позволяет сформулировать рабочую гипотезу, то он может наметить структуру работы, названия глав и параграфов еще до завершения обработки всей научной литературы по теме. Разумеется, в ходе выполнения работы ее содержание и информация, представленная во введении, уточняются и часто существенно меняются, нередко корректировке подвергается даже тема исследования. Но постановка предварительных цели и задач, определение структуры текста на ранних этапах освоения литературы и источников обеспечивают более целенаправленное и последовательное выполнение работы.

Деление текста на составные части, каждая из которых имеет свой предмет изложения, называется рубрикацией. Она должна отражать логику изложения и предполагает графическое отделение одной части от другой, в том числе посредством заголовков и нумерации. Структура работы содержит единицы как таксономически равные, так и иерархически соподчиненные. К основным таксономически равным единицам обычно относятся введение, главы (разделы), заключение, библиография. Главы (разделы) в работах крупного формата делятся на параграфы (подразделы). Последние тоже могут в случае необходимости делиться на составные части.

Соподчиненность глав и параграфов (разделов и подразделов) в рубрике «Содержание» может выражаться отступом или подбором иерархически подчиненных заголовков относительно левого края страницы, изменением шрифта, а иногда нумерическими обозначениями: например, порядковый номер главы обозначаются одной цифрой от единицы и далее, номер параграфа – двумя цифрами, т.е. номером главы и порядковым номером параграфа (1.1., 1.2., 1.3. и т.д.; см. Приложение 5).

Заголовки глав и параграфов должны точно отражать содержание озаглавленной части текста, не сокращая и не расширяя смысл заключенной в ней информации. Структура работы определяется характером материала и задачами исследования. Например, в историческом исследовании деление как на главы, так и на параграфы может подчиняться хронологическому принципу, либо параграфы отражают отдельные аспекты описываемого процесса, и т.п. В историко-философской работе главы могут посвящаться, в частности, отдельным сторонам той или иной философской системы (онтологии, гносеологии и т.д.), параграфы – философским проблемам, которые формулировались в рамках этой системы в области соответственно онтологии, гносеологии и т.п.

Разбивка главы на составные части (параграфы) в идеале подчиняется логическим правилам деления понятия. Применительно к рубрикации это подразумевает, что если заглавие главы обозначает, например, некоторую структуру или процесс (понятие), то параграфы отражают элементы этой структуры или аспекты (либо этапы) процесса. Первое правило деления понятия – перечисление всех видов делимого понятия (так чтобы объем членов деления в сумме был равен объему делимого понятия). Условно говоря, если глава озаглавлена «Шахматные фигуры», то по параграфу должно быть посвящено каждому виду фигур, без единого исключения, или каждому их разряду (тяжелые фигуры, легкие фигуры). Нарушение этого правила может привести к тому, что смысл названия главы может оказаться уже объема составляющих ее параграфов («лишние» параграфы), либо количество параграфов будет недостаточным, не отражающим объем делимого понятия. Второе правило – неизменность признака деления (например, либо отдельные фигуры, либо разряды фигур). Третье правило – члены деления исключают друг друга, а не соотносятся как часть и целое. Четвертое правило – непрерывность деления (в процессе деления переход осуществляется к ближайшему виду, например: «Долгосрочные…», «Среднесрочные…», «Краткосрочные…»), исключающая логическую ошибку «скачка в делении». На практике абсолютно последовательное соблюдение принципа «деления понятия» не всегда оказывается возможным, но этот принцип служит одним из самых общих ориентиров для структурирования научного текста.

Литература по теме:

Кузин Ф.А. Указ. соч. С. 66-72.

Кузнецов И.Н. Указ. соч. С. 92-95, 129-144, 166-168, 222-225.

РАЗДЕЛ III. Третий этап работы: написание и оформление текста



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Библиографический список. Области и элементы описания. ГОСТ и принципы его применения | III.1. Структура введения к курсовой и квалификационной работе


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.005 сек.