русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Формулирование темы курсовой и квалификационной работы. Объект и предмет изучения (исследования). Предварительное определение круга источников и литературы


Дата добавления: 2013-12-23; просмотров: 1120; Нарушение авторских прав


Чтобы отчетливо представлять себе, какими знаниями, умениями и навыками студент должен овладеть в ходе выполнения курсовых работ, он должен понимать, какие требования предъявляются к собственно научным работам, и чем научные работы отличаются от других текстов, несущих научную информацию.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Структура итоговой оценки

· Посещаемость семинарских и лекционных занятий – 10%

· Работа на семинарских занятиях (ответы на вопросы, обсуждения, дискуссии и т.п.) – 10%

· Домашние задания – 20%

· Написание реферата – 20%

· Письменная зачетная работа по заранее предложенным вопросам (см. выше, в билете один вопрос, одно тестовое задание, одно задание на разъяснение двух терминов или названий из словаря-минимума) – 40%

Вводная лекция: Цель научной деятельности и ее реализация в тексте. Научная и учебная работы как формы коммуникации

 

Обучение студента в вузе предполагает в том числе его подготовку к научной деятельности. Цель научной деятельности – а) создание нового знания и б) обеспечение возможности его дальнейшего использования.

В основании умений и навыков, позволяющих создавать новое знание и успешно доводить его до тех, кто в нем заинтересован, лежат принципиально общие алгоритмы, необходимые для успешной аналитической деятельности не только в научной сфере, но и в любой области практики − бизнесе, менеджменте, администрировании и т.п.

Возможность комплексного овладения соответствующими знаниями, умениями и навыками предоставляет курсовая работа студента.

В узком смысле цель ее написания − подготовка студента к созданию квалификационных работ, на основании защиты которых присваиваются академические степени специалиста, бакалавра и магистра, а также ученые степени кандидата и доктора наук, фиксирующие уровень профессиональной квалификации исследователя; в широком смысле – подготовка к написанию научных работ, а также к поисково-информационной и аналитической деятельности.



Научная работа всегда несет новое для определенного профессионального сообщества знание. Создание нового знания (вклад в науку) подразумевает: а) новизну вводимого в научный оборот материала; б) новизну метода исследования, подхода, угла зрения; в) новизну выводов и заключений.

В разных областях науки указанные факторы новизны имеют неодинаковое значение и могут по-разному сочетаться. Например, в исторических и ряде других дисциплин результаты исследований почти всегда подразумевают обнаружение новых эмпирических фактов (использование новых источников), тогда как философские науки, политология и некоторые другие области научной практики делают упор на концептуальную новизну.

Дальнейший оборот нового знания становится возможным после того, как оно доведено до круга лиц, профессионально подготовленных для его восприятия и использования. Такая передача осуществляется преимущественно в форме текстов разной видовой и жанровой принадлежности, которые обобщенно именуются научными работами (научными произведениями). Эти тексты аккумулируют результаты самостоятельного научного исследования (разработки), с тем чтобы донести новую для данной области науки (или для локальной/национальной научной традиции) и определенного времени информацию прежде всего до специалистов.

К текстам научного характера, т.е. несущим информацию, в разное время полученную в результате научных изысканий, помимо собственно научных работ могут относиться также произведения учебной и справочно-информационной литературы. От собственно научных работ они отличаются степенью новизны научной информации и ее адресатом. Так, учебная (учебники, учебные и учебно-методические пособия) и справочно-информационная (справочник, словарь, энциклопедия) литература большей частью излагают научную информацию, на момент издания в основном не претендующую на непосредственную новизну, в форме, адаптированной для более или менее широкого круга читателей.

Научную работу следует отличать и от научно-популярного произведения, которое тоже передает научную информацию. Во-первых, научно-популярное произведение предназначено для предельно широкого круга читателей (например, популяризирует естественнонаучные знания среди гуманитариев, представителей технических и математических наук, школьников и т.п.); во-вторых, в научно-популярной работе, в отличие от научной, информацию, добытую автором (авторами) самостоятельно, или авторскую мысль, идею, концепцию не обязательно четко отделять от сведений, почерпнутых из чужих трудов.

В предельно обобщенном виде основное содержание главных признаков научной значимости произведения может быть выражено следующим образом.

1. Научная актуальность темы исследования (необходимость ее разработки здесь и теперь).

2. Очевидные элементы научной новизны (с точки зрения материала, метода, заключений).

3. Адекватное применение научного аппарата (системы ссылок, примечаний, при необходимости – указателей и т.д.).

4. Язык и стиль изложения, характер аргументации, рассчитанные на специалистов.

Последний перечень можно считать минимальным и универсальным, применимым к любому виду научной работы.

Научная информация может быть представлена также в учебной работе – в тексте, создание которого имеет целью овладение навыками, необходимыми для научной деятельности, – реферат, курсовая работа и т.п. Но учебная работа тоже имеет принципиальные отличия от собственно научной. Если научная работа – это способ коммуникации, осуществляемой преимущественно между автором и определенной частью научного сообщества, то учебная работа предполагает в первую очередь коммуникацию между учащимся и обучающим. Соответственно, к учебной работе в зависимости от ее вида предъявляются лишь отдельные требования из тех, что имеют отношение к работе научной, и в той мере, в какой учащийся может эти требования выполнить на соответствующем этапе обучения. Промежуточное место между научным исследованием и учебной работой занимают сочетающие их признаки выпускная работа и магистерская диссертация – так называемые учебно-исследовательские работы.

Поскольку научная и учебная работы представляют собой разновидности коммуникации, то они подчиняются универсальным закономерностям, соблюдение которых обеспечивает успешную коммуникацию независимо от ее типа. Самые общие из этих закономерностей касаются как структуры, так и содержания сообщения.

1. Оно всегда начинается с некоей сигнальной информации, которая должна привлечь внимание адресата и убедить его в необходимости получить ваше сообщение (иначе слушатель может отказаться вас выслушать, читатель не станет читать текст).

2. Сообщение должно быть изложено таким языком, построено таким образом и нести такую информацию, чтобы вызвать желаемую реакцию адресата.

Эти требования в равной степени касаются и курсовых учебных работ, которые призваны подготовить студента к написанию выпускной учебно-исследовательской работы, и квалификационных работ, на основании успешной защиты которых соискателю присваивается соответствующая квалификация или ученая степень (выпускные работы специалиста или бакалавра, диссертации на соискание ученых степеней магистра, кандидата и доктора наук). Специалисты, которые будут оценивать работу, должны с первых страниц убедиться, что автор говорит на одном с ними профессиональном языке, руководствуется системой ценностей, сложившейся в данной профессиональной корпорации, обладает необходимыми навыками поисково-информационной и аналитической работы, умеет обосновывать ее результаты, правильно выстраивать и оформлять научный текст. Только при этих условиях работа вызовет благожелательное к ней отношение и будет удостоена высокой оценки.

Литература по теме:

Кузин Ф.А. Кандидатская диссертация: Методика написания, правила оформления и порядок защиты. М.: Ось-89, 1998. С. 7-12, 55-65.

 

 

РАЗДЕЛ I. Подготовка курсовой и квалификационной работы: первый этап

Как уже отмечалось, выполнение курсовых работ непосредственно готовит студента к написанию в будущем выпускной (квалификационной) работы и предполагает овладение умениями и навыками, необходимыми для научно-исследовательской (шире – поисковой и аналитической) деятельности и оформления ее результатов.

Научный руководитель является не просто контролером, но обязательным участником выполнения курсовой и квалификационной работы на всех этапах. Его участие выражается в том, что он помогает студенту или соискателю ученой степени сформулировать тему, составить план работы, оказывает содействие в подборе источников и литературы, предоставляет консультации по вопросам, возникающим в процессе работы, оценивает качество и степень готовности отдельных ее частей и текста в целом.

Поскольку задачей научного исследования является а) получение нового верифицируемого знания и б) обеспечение возможности его дальнейшего использования, то выполнение курсовой и квалификационной работы включает две ступени:

- проведение поисковой и исследовательской работы и получение результата в виде некоего знания;

- написание текста, в котором обосновываются результаты, полученные в ходе познавательной (исследовательской) деятельности.

Текст курсовой работы студента не обязательно должен содержать в полном смысле новое для науки знание, полученное автором в результате самостоятельных изысканий – это скорее исключение, нежели правило. Но порядок выполнения работы, структура и оформление текста, язык и стиль должны соответствовать общим академическим принципам и нормам.

Курсовая, как и квалификационная работа, должна представляться к защите, во время которой автор отстаивает сделанные им выводы перед научным руководителем или комиссией, составленной из преподавателей.

Выбор темы курсовой в идеале должен определяться задачами последовательной специализации в определенной тематике от первого курса до выпускного. Это предполагает, что темы курсовых должны формулироваться таким образом, чтобы студент в ходе работы над ними мог научиться ориентироваться в проблематике, в которой он будет искать направление для дальнейшей специализации. Объем курсовой работы редко превышает 1,0-1,5 авторского листа (40-60 тыс. знаков). Как и все студенческие работы, курсовая предваряется титульным листом. Она должна иметь все элементы (блоки информации), необходимые для установления успешной профессиональной коммуникации, – в данном случае со специалистами, которые будут оценивать курсовую работу с точки зрения ее соответствия определенным критериям знаний, умений и навыков. Структура курсовой работы, как и квалификационной, предполагает наличие оглавления (рубрики «Содержание»), введения, разделенного на главы (разделы) и параграфы (подразделы) основного текста, заключения, библиографического списка.

Для качественного выполнения курсовой и квалификационной работы на каждом из ее этапов необходимые операции должны осуществляться в определенной последовательности, так как каждая операция является условием выполнения следующей.

На первом этапе необходимо подготовить условия для успешной поисково-информационной работы. Для этого следует выполнить следующие действия:

1) сформулировать тему работы;

2) определить объект и предмет изучения (исследования);

2) составить предварительный список необходимых источников и научной литературы;

3) составить предварительный план изучения источников и литературы, определить, в какой последовательности их надо осваивать, отыскать эти публикации, приступить к их обработке (подготовке конспектов, рефератов, выписок).

Тема курсовой работы должна носить достаточно узкий и обязательно проблемный характер, т.е. формулировка темы уже должна обозначать основные контуры того круга проблем, которые будут решаться в процессе поисковой и аналитической работы, – тех вопросов, на которые будут отыскиваться ответы (например, «Категории ли-«ритуал» и жэнь-«гуманность» в раннеконфуцианском трактате «Лунь юй»» – но не «Учение Конфуция» и т.п. ). Чрезмерно широкая тема – повод для того, чтобы ограничиться обращением к ограниченному кругу вторичных источников и созданием поверхностной компиляции. Тема курсовой должна быть сформулирована таким образом, чтобы побуждать студента к скрупулезному отысканию в источниках и систематизации необходимой для анализа информации.

Умение определять объект и предмет изучения (исследования) особенно необходимо при подготовке магистерской, кандидатской и докторской диссертаций. Под объектом предлагается понимать «процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения»[1], либо «ту совокупность связей, отношений и свойств, которая существует объективно в теории и практике и служит источником необходимой для исследователя информации»[2]. Предмет исследования – «то, что находится в границах объекта»[3] или «те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе, устанавливают границы поиска в каждом объекте»[4]. При работе над диссертацией необходимо четко определять специализацию исследования и не заходить на «поле» другой специальности, которая пользуется другим исследовательским инструментарием, требует иных профессиональных знаний и навыков. Но такое умение полезно и автору курсовой работы.

Помимо границ обусловленной темой научной специализации, точное определение объекта и предмета позволяет уяснить, какую именно информацию автор в первую очередь будет отыскивать в источниках и литературе, чтобы подвергнуть ее анализу. Понимание предмета исследования позволяет также сделать следующий шаг к уточнению контуров проблемного поля – того круга проблем, которые ему предстоит решать. Таким образом, выделение объекта, соответствующего определенной научной специальности, должно более четко ориентировать автора относительно специфики инструментария этой специальности, а уточнение предмета – относительно границ круга решаемых проблем и характера наиболее необходимой ему информации. Например, объектом исследования в рамках специальности «история международных отношений и внешней политики» могут быть международные отношения и факторы, их определяющие, а предметом – отношения между конкретными государствами в определенный период, развитие каких-то тенденций в этих отношениях или внешней политике данных государств и т.п. Примеры формулировок объекта и предмета см.: Приложение 1.

Чтобы определить, где именно искать нужную информацию, необходимо составить перечень источников и литературы. Источники – это то, что исследователь изучает, чтобы получить новое знание, литература – научные работы предшественников по освоению той же темы, из которых можно узнать, какие аспект темы и в какой степени изучены, а какие еще требуют изучения. Дабы списком удобнее было пользоваться, целесообразно с самого начала составлять его в соответствии с принятыми правилами библиографического описания.

Литература по теме:

Кузин Ф.А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты. М.: Ось-89, 1998. С. 35-66.

Кузнецов И.Н. Научные работы: методика подготовки и оформления. Минск: Амалфея, 1997. С. 64-81, 85-91, 95, 130-137, 160-179.



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Критерии оценки знаний, навыков | Библиографический список. Области и элементы описания. ГОСТ и принципы его применения


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.005 сек.