Формулирование темы курсовой и квалификационной работы. Объект и предмет изучения (исследования). Предварительное определение круга источников и литературы
Чтобы отчетливо представлять себе, какими знаниями, умениями и навыками студент должен овладеть в ходе выполнения курсовых работ, он должен понимать, какие требования предъявляются к собственно научным работам, и чем научные работы отличаются от других текстов, несущих научную информацию.
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Структура итоговой оценки
· Посещаемость семинарских и лекционных занятий – 10%
· Работа на семинарских занятиях (ответы на вопросы, обсуждения, дискуссии и т.п.) – 10%
· Домашние задания – 20%
· Написание реферата – 20%
· Письменная зачетная работа по заранее предложенным вопросам (см. выше, в билете один вопрос, одно тестовое задание, одно задание на разъяснение двух терминов или названий из словаря-минимума) – 40%
Вводная лекция: Цель научной деятельности и ее реализация в тексте. Научная и учебная работы как формы коммуникации
Обучение студента в вузе предполагает в том числе его подготовку к научной деятельности. Цель научной деятельности – а) создание нового знания и б) обеспечение возможности его дальнейшего использования.
В основании умений и навыков, позволяющих создавать новое знание и успешно доводить его до тех, кто в нем заинтересован, лежат принципиально общие алгоритмы, необходимые для успешной аналитической деятельности не только в научной сфере, но и в любой области практики − бизнесе, менеджменте, администрировании и т.п.
Возможность комплексного овладения соответствующими знаниями, умениями и навыками предоставляет курсовая работа студента.
В узком смысле цель ее написания − подготовка студента к созданию квалификационных работ, на основании защиты которых присваиваются академические степени специалиста, бакалавра и магистра, а также ученые степени кандидата и доктора наук, фиксирующие уровень профессиональной квалификации исследователя; в широком смысле – подготовка к написанию научных работ, а также к поисково-информационной и аналитической деятельности.
Научная работа всегда несет новое для определенного профессионального сообщества знание. Создание нового знания (вклад в науку) подразумевает: а) новизну вводимого в научный оборот материала; б) новизну метода исследования, подхода, угла зрения; в) новизну выводов и заключений.
В разных областях науки указанные факторы новизны имеют неодинаковое значение и могут по-разному сочетаться. Например, в исторических и ряде других дисциплин результаты исследований почти всегда подразумевают обнаружение новых эмпирических фактов (использование новых источников), тогда как философские науки, политология и некоторые другие области научной практики делают упор на концептуальную новизну.
Дальнейший оборот нового знания становится возможным после того, как оно доведено до круга лиц, профессионально подготовленных для его восприятия и использования. Такая передача осуществляется преимущественно в форме текстов разной видовой и жанровой принадлежности, которые обобщенно именуются научными работами (научными произведениями). Эти тексты аккумулируют результаты самостоятельного научного исследования (разработки), с тем чтобы донести новую для данной области науки (или для локальной/национальной научной традиции) и определенного времени информацию прежде всего до специалистов.
К текстам научного характера, т.е. несущим информацию, в разное время полученную в результате научных изысканий, помимо собственно научных работ могут относиться также произведения учебной и справочно-информационной литературы. От собственно научных работ они отличаются степенью новизны научной информации и ее адресатом. Так, учебная (учебники, учебные и учебно-методические пособия) и справочно-информационная (справочник, словарь, энциклопедия) литература большей частью излагают научную информацию, на момент издания в основном не претендующую на непосредственную новизну, в форме, адаптированной для более или менее широкого круга читателей.
Научную работу следует отличать и от научно-популярного произведения, которое тоже передает научную информацию. Во-первых, научно-популярное произведение предназначено для предельно широкого круга читателей (например, популяризирует естественнонаучные знания среди гуманитариев, представителей технических и математических наук, школьников и т.п.); во-вторых, в научно-популярной работе, в отличие от научной, информацию, добытую автором (авторами) самостоятельно, или авторскую мысль, идею, концепцию не обязательно четко отделять от сведений, почерпнутых из чужих трудов.
В предельно обобщенном виде основное содержание главных признаков научной значимости произведения может быть выражено следующим образом.
1. Научная актуальность темы исследования (необходимость ее разработки здесь и теперь).
2. Очевидные элементы научной новизны (с точки зрения материала, метода, заключений).
3. Адекватное применение научного аппарата (системы ссылок, примечаний, при необходимости – указателей и т.д.).
4. Язык и стиль изложения, характер аргументации, рассчитанные на специалистов.
Последний перечень можно считать минимальным и универсальным, применимым к любому виду научной работы.
Научная информация может быть представлена также в учебной работе – в тексте, создание которого имеет целью овладение навыками, необходимыми для научной деятельности, – реферат, курсовая работа и т.п. Но учебная работа тоже имеет принципиальные отличия от собственно научной. Если научная работа – это способ коммуникации, осуществляемой преимущественно между автором и определенной частью научного сообщества, то учебная работа предполагает в первую очередь коммуникацию между учащимся и обучающим. Соответственно, к учебной работе в зависимости от ее вида предъявляются лишь отдельные требования из тех, что имеют отношение к работе научной, и в той мере, в какой учащийся может эти требования выполнить на соответствующем этапе обучения. Промежуточное место между научным исследованием и учебной работой занимают сочетающие их признаки выпускная работа и магистерская диссертация – так называемые учебно-исследовательские работы.
Поскольку научная и учебная работы представляют собой разновидности коммуникации, то они подчиняются универсальным закономерностям, соблюдение которых обеспечивает успешную коммуникацию независимо от ее типа. Самые общие из этих закономерностей касаются как структуры, так и содержания сообщения.
1. Оно всегда начинается с некоей сигнальной информации, которая должна привлечь внимание адресата и убедить его в необходимости получить ваше сообщение (иначе слушатель может отказаться вас выслушать, читатель не станет читать текст).
2. Сообщение должно быть изложено таким языком, построено таким образом и нести такую информацию, чтобы вызвать желаемую реакцию адресата.
Эти требования в равной степени касаются и курсовых учебных работ, которые призваны подготовить студента к написанию выпускной учебно-исследовательской работы, и квалификационных работ, на основании успешной защиты которых соискателю присваивается соответствующая квалификация или ученая степень (выпускные работы специалиста или бакалавра, диссертации на соискание ученых степеней магистра, кандидата и доктора наук). Специалисты, которые будут оценивать работу, должны с первых страниц убедиться, что автор говорит на одном с ними профессиональном языке, руководствуется системой ценностей, сложившейся в данной профессиональной корпорации, обладает необходимыми навыками поисково-информационной и аналитической работы, умеет обосновывать ее результаты, правильно выстраивать и оформлять научный текст. Только при этих условиях работа вызовет благожелательное к ней отношение и будет удостоена высокой оценки.
Литература по теме:
Кузин Ф.А. Кандидатская диссертация: Методика написания, правила оформления и порядок защиты. М.: Ось-89, 1998. С. 7-12, 55-65.
РАЗДЕЛ I. Подготовка курсовой и квалификационной работы: первый этап
Как уже отмечалось, выполнение курсовых работ непосредственно готовит студента к написанию в будущем выпускной (квалификационной) работы и предполагает овладение умениями и навыками, необходимыми для научно-исследовательской (шире – поисковой и аналитической) деятельности и оформления ее результатов.
Научный руководитель является не просто контролером, но обязательным участником выполнения курсовой и квалификационной работы на всех этапах. Его участие выражается в том, что он помогает студенту или соискателю ученой степени сформулировать тему, составить план работы, оказывает содействие в подборе источников и литературы, предоставляет консультации по вопросам, возникающим в процессе работы, оценивает качество и степень готовности отдельных ее частей и текста в целом.
Поскольку задачей научного исследования является а) получение нового верифицируемого знания и б) обеспечение возможности его дальнейшего использования, то выполнение курсовой и квалификационной работы включает две ступени:
- проведение поисковой и исследовательской работы и получение результата в виде некоего знания;
- написание текста, в котором обосновываются результаты, полученные в ходе познавательной (исследовательской) деятельности.
Текст курсовой работы студента не обязательно должен содержать в полном смысле новое для науки знание, полученное автором в результате самостоятельных изысканий – это скорее исключение, нежели правило. Но порядок выполнения работы, структура и оформление текста, язык и стиль должны соответствовать общим академическим принципам и нормам.
Курсовая, как и квалификационная работа, должна представляться к защите, во время которой автор отстаивает сделанные им выводы перед научным руководителем или комиссией, составленной из преподавателей.
Выбор темы курсовой в идеале должен определяться задачами последовательной специализации в определенной тематике от первого курса до выпускного. Это предполагает, что темы курсовых должны формулироваться таким образом, чтобы студент в ходе работы над ними мог научиться ориентироваться в проблематике, в которой он будет искать направление для дальнейшей специализации. Объем курсовой работы редко превышает 1,0-1,5 авторского листа (40-60 тыс. знаков). Как и все студенческие работы, курсовая предваряется титульным листом. Она должна иметь все элементы (блоки информации), необходимые для установления успешной профессиональной коммуникации, – в данном случае со специалистами, которые будут оценивать курсовую работу с точки зрения ее соответствия определенным критериям знаний, умений и навыков. Структура курсовой работы, как и квалификационной, предполагает наличие оглавления (рубрики «Содержание»), введения, разделенного на главы (разделы) и параграфы (подразделы) основного текста, заключения, библиографического списка.
Для качественного выполнения курсовой и квалификационной работы на каждом из ее этапов необходимые операции должны осуществляться в определенной последовательности, так как каждая операция является условием выполнения следующей.
На первом этапе необходимо подготовить условия для успешной поисково-информационной работы. Для этого следует выполнить следующие действия:
1) сформулировать тему работы;
2) определить объект и предмет изучения (исследования);
2) составить предварительный список необходимых источников и научной литературы;
3) составить предварительный план изучения источников и литературы, определить, в какой последовательности их надо осваивать, отыскать эти публикации, приступить к их обработке (подготовке конспектов, рефератов, выписок).
Тема курсовой работы должна носить достаточно узкий и обязательно проблемный характер, т.е. формулировка темы уже должна обозначать основные контуры того круга проблем, которые будут решаться в процессе поисковой и аналитической работы, – тех вопросов, на которые будут отыскиваться ответы (например, «Категории ли-«ритуал» и жэнь-«гуманность» в раннеконфуцианском трактате «Лунь юй»» – но не «Учение Конфуция» и т.п. ). Чрезмерно широкая тема – повод для того, чтобы ограничиться обращением к ограниченному кругу вторичных источников и созданием поверхностной компиляции. Тема курсовой должна быть сформулирована таким образом, чтобы побуждать студента к скрупулезному отысканию в источниках и систематизации необходимой для анализа информации.
Умение определять объект и предмет изучения (исследования) особенно необходимо при подготовке магистерской, кандидатской и докторской диссертаций. Под объектом предлагается понимать «процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения»[1], либо «ту совокупность связей, отношений и свойств, которая существует объективно в теории и практике и служит источником необходимой для исследователя информации»[2]. Предмет исследования – «то, что находится в границах объекта»[3] или «те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе, устанавливают границы поиска в каждом объекте»[4]. При работе над диссертацией необходимо четко определять специализацию исследования и не заходить на «поле» другой специальности, которая пользуется другим исследовательским инструментарием, требует иных профессиональных знаний и навыков. Но такое умение полезно и автору курсовой работы.
Помимо границ обусловленной темой научной специализации, точное определение объекта и предмета позволяет уяснить, какую именно информацию автор в первую очередь будет отыскивать в источниках и литературе, чтобы подвергнуть ее анализу. Понимание предмета исследования позволяет также сделать следующий шаг к уточнению контуров проблемного поля – того круга проблем, которые ему предстоит решать. Таким образом, выделение объекта, соответствующего определенной научной специальности, должно более четко ориентировать автора относительно специфики инструментария этой специальности, а уточнение предмета – относительно границ круга решаемых проблем и характера наиболее необходимой ему информации. Например, объектом исследования в рамках специальности «история международных отношений и внешней политики» могут быть международные отношения и факторы, их определяющие, а предметом – отношения между конкретными государствами в определенный период, развитие каких-то тенденций в этих отношениях или внешней политике данных государств и т.п. Примеры формулировок объекта и предмета см.: Приложение 1.
Чтобы определить, где именно искать нужную информацию, необходимо составить перечень источников и литературы. Источники – это то, что исследователь изучает, чтобы получить новое знание, литература – научные работы предшественников по освоению той же темы, из которых можно узнать, какие аспект темы и в какой степени изучены, а какие еще требуют изучения. Дабы списком удобнее было пользоваться, целесообразно с самого начала составлять его в соответствии с принятыми правилами библиографического описания.
Литература по теме:
Кузин Ф.А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты. М.: Ось-89, 1998. С. 35-66.
Кузнецов И.Н. Научные работы: методика подготовки и оформления. Минск: Амалфея, 1997. С. 64-81, 85-91, 95, 130-137, 160-179.