Управление перевозочным процессом на российских железных дорогах осуществляется по следующей вертикали:
· Центр управления перевозками (ЦУП) – филиал государственного унитарного предприятия «Дирекция железных дорог МПС России»;
· Служба управления перевозками (Д) управления железной дороги;
· Единые дорожные центры управления (ЕДЦУ) - структурные подразделения управлений железных дорог;
· Опорные центры.
Для обеспечения взаимодействия персонала ЦУП, Д, ЕДЦУ, ОЦ (опорные центры) в единой организационно-технологической системе управления перевозками на российских железных дорогах используются средства передачи информации (данных) и технологической связи, включающие в себя оборудование речевой (телефонной и радиотелефонной) связи.
В отделениях дорог выделяются линейные районы, в каждом из которых для концентрации сортировочной работы определяется базовая станция. В качестве базовой станции может выступать наиболее оснащенная и имеющая выгодное географическое расположение станция района из числа сортировочных, грузовых и участковых станций.
Центры управления перевозками в создаваемой вертикали управления выполняют следующие основные функции:
· ЦУП МПС – управление сетевыми перевозками;
· Служба Д – управление перевозками в пределах дороги и исполнение сетевых перевозок;
· Опорные центры (ОЦ) – управление районными перевозками и исполнение сетевых, дорожных и районных перевозок в границах линейного района.
По усмотрению руководства службы Д в границах дороги выделяются районы управления, объединяющие в себе несколько линейных районов.
Структура взаимодействия ЦУП-Д-КДЦУ-ОЦ приведена на рисунке 14.
Взаимодействие между соответствующим персоналом ЦУП-Д-ЕДЦУ-ОЦ в процессе управления перевозками осуществляется с использованием информационных технологий и речевой связи.