Социальные конфликты и ведение переговоров с профсоюзами
На предприятиях люди осуществляют совместный труд, а значит, вступают во взаимодействие. При этом у каждого есть свое мнение, свои представления о целях и способах их достижения, о планах и принципах жизнедеятельности. Там, где не подавляется проявление человеческой индивидуальности, творчества, там с неизбежностью возникают споры, конфликтные ситуации. Как только возникает конфликтная ситуация, мы испытываем дискомфорт и напряжение, которые часто приводят к стрессовой ситуации, выйти из которой бывает порой нелегко.
Спор, конфликт, переговоры имеют объект, предмет, противоречия. Определить, даже с учетом конкретной ситуации, объект и предмет спора, конфликта, переговоров бывает не просто.
Источники конфликтов - это противоречия, а противоречия возникают там, где есть рассогласование:
• знаний, умений, способностей и личностных качеств;
• функций управления;
• эмоциональных, психологических и других состояний;
• технологических, экономических и других процессов;
• целей, средств, методов деятельности;
• мотивов, потребностей и ценностных ориентации;
• взглядов, убеждений;
• понимания, интерпретации информации;
• ожиданий, позиций;
• оценок и самооценок.
В последние годы на предприятиях произошли заметные изменения в структуре причин конфликтных ситуаций. Если в 1995 г. поводом для трудовых конфликтов был низкий уровень оплаты труда, то в 1998 г. на первый план вышли задержки в выплате заработной платы (табл. 17.1).
Таблица 17.1
Причины
Мнение
директоров
Мнение профлидеров
Мнение работников
Низкая зарплата
31,5
12,5
29,6
33,8
20,7
Невыплата зарплаты
25,3
87,5
20,1
22,2
41,3
Плохие условия труда
8,9
10,6
14,4
5,4
Изменение режима работы
7,5
9,0
7,6
6,5
Угроза увольнений
21,2
24,4
8,0
17,9
26,1
Если в 1995 г. такие причины конфликтов, как плохие условия труда, изменение режима работы и угроза увольнений представляли собой значимую величину, то в 1998 г. они сведены на нет. В то же время с позиции работников значимость этих вопросов по-прежнему сохранилась и, помимо задержек выплаты заработной платы и ее низкого уровня, существуют и другие причины, по которым они вынуждены конфликтовать с администрацией.
В отстаивании интересов трудящихся профсоюзные организации играют все более заметную роль. Ответ на вопрос: «Как часто профсоюз выступает инициатором конфликтов?» можно получить из социологической информации, содержащейся в табл. 17.2.
Таблица 17.2
Профсоюз как инициатор конфликтов, %
Мнение директоров
Мнение профлидеров
Часто, всегда
Редко, иногда
Никогда
Остроту конфликтных ситуаций на предприятиях можно оценить исходя из анализа их длительности и завершенности к какому-нибудь определенному сроку. Как можно увидеть из табл. 17.3, в 1995 г. руководители предприятий и профсоюзные лидеры только в 5—6% случаев сообщали о неразрешенности конфликта. Среди наемных работников такая оценка встречалась чаще — в 30% случаев.
В 1998 г. ситуация кардинально изменилась. Оценки администрации и профсоюзных лидеров свидетельствуют о крайне напряженной ситуации в трудовых коллективах. Конфликты превратились в постоянный фактор во взаимоотношениях внутри предприятий. Из приведенных данных видно, что именно систематические многомесячные задержки в выплате заработной платы остаются самой распространенной проблемой во взаимоотношениях наемных работников в лице профсоюзов и работодателей.
Таблица 17.3
Разрешение конфликтов, %
Мнение директоров
Мнение профлидеров
Мнение работников
Разрешен
Не разрешен
Способы разрешения трудовых конфликтов могут быть различными в зависимости от уровня его возникновения: работодатель – конкретный работник, работодатель — микроколлектив, работодатель — трудовой коллектив в целом, коллективная акция совместно с трудовыми коллективами других предприятий. В первых двух случаях основными способами разрешения конфликтов являются переговоры работника с работодателем. В последних двух главными действующими лицами выступают работодатель и профсоюзная организация. Формы разрешения трудовых конфликтов в последнем случае могут быть как внутренними (через профсоюз, комиссию по трудовым спорам и т. д.), так и внешними по отношению к предприятию (суды, Рострудинспекция).
Самой остротой формой трудовых конфликтов являются забастовки. После некоторого спада в 1993—1994 гг. забастовочное движение в стране вновь набрало размах (табл. 17.4).