русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Забастовочное движение в России


Дата добавления: 2013-12-23; просмотров: 1040; Нарушение авторских прав


 

Годы Число предприятий, на которых проходили забастовки Число участников забастовок, тыс. чел. Не отработано рабочего времени, тыс. чел. - дней
99,5 207,7
237,7 2314,2
357,6 1893,3
120,2 236,8
155,3 755,1
489,4 1367,0
663,9 4009,4
887,0 6001 ,0

 

Главным требованием забастовщиков является выплата задер­жанной заработной платы, все чаще сопровождаемое политически­ми лозунгами. Качественно новым явлением современной волны забастовок стало участие в них учителей, врачей, научных работни­ков. В декабре 1997 г. из более чем 500 бастовавших предприятий и организаций свыше 90% составили учреждения здравоохранения и образования. С огромным трудом выплаченная к концу 1997 г. за­долженность работникам учреждений бюджетной сферы к апрелю 1998 г. достигла 6 млрд. руб., что спровоцировало шахтеров во вто­рой половине мая на рельсовую войну.

Возникновение новых болевых точек в области социальной за­щиты и резкое обострение таких жизненно важных проблем, как стабилизация оплаты труда и занятости, свидетельствуют о практи­ческой недееспособности действующего механизма защиты работ­ников. Не могут предоставить своим работникам абсолютных и не­зыблемых гарантий ни в одной области и предприятия. Тем самым каждый работник связывает свою судьбу с экономическим положе­нием предприятия. Эта связь у наемных работников слабее, чем у собственников или менеджеров. Но она существует. С одной стороны, процветание предприятия создает для работников возможность профессионального продвижения и более высокого заработка, полу­чения различных благ и льгот. С другой — предприятие не гаранти­ровано от сокращения объемов производства под воздействием не­благоприятной экономической конъюнктуры и в конечном счете от банкротства. Это неизбежно влечет за собой снижение реальной занятости, административные отпуска, увольнение части, а то и всех работников по экономическим причинам, не зависящим от них самих.



Из этих закономерностей можно сделать вывод, что не только предприниматели, но и работающие по найму объективно действуют в условиях риска. Это коренным образом меняет концепцию соци­альной защиты на уровне предприятий. Система социальной защиты наемных работников — это механизм амортизации рисков. На пред­приятии он обеспечивает согласование интересов менеджмента и работников.

Главными в области социальной защиты на предприятии являются вопросы оплаты труда и гарантии занятости. Политика в этих вопросах определяется результатом переговорного процесса между работодателем и наемными работниками. Работодатель при этом объективно рассматривает производственную деятельность под углом роста конкурентоспособности и прибыльности.

Вопросы социально-экономического положения наемных работ­ников для работодателя являются вторичными. Но для наемных работников и представляющих их интересы профсоюзов именно этот круг вопросов имеет первостепенное значение. Однако при разработке своих требований в отношении социальных гарантий профсоюзам приходится исходить из наличия объективных ограни­чений, продиктованных технологическими параметрами производ­ства, рыночной конъюнктурой, финансовым состоянием предпри­ятия, действующим законодательством.

Вместе с тем существует широкое поле компромиссных решений, предусматривающих различные комбинации гарантий занятости и оплаты труда. Выбор конкретного варианта во многом зависит от авторитета, силы сторон и их умения вести переговоры. Результатом этого торга является некоторое компромиссное разделение рисков, обеспечивающее работникам относительную стабильность их эко­номического положения. Поэтому гарантии занятости, как и гаран­тии стабильной оплаты труда на социально-приемлемом уровне, обладают автономностью от текущих конъюнктурных колебаний. По степени автономности можно судить об уровне социальной за­щищенности наемных работников в условиях ухудшающейся эконо­мической конъюнктуры.

Профсоюзы видят свою задачу в том, чтобы реализовать наиме­нее болезненный вариант сокращения затрат на фактор труда, при котором распределение материальных, финансовых и других потерь между работодателем и наемным работниками будет справедливым, пропорциональным, а не ляжет целиком на плечи менее защищен­ной стороны.

В условиях экономического спада, когда огромное количество предприятий находится на грани выживания и падает спрос на рабо­чую силу, позиции наемных работников по сравнению с позицией администрации предприятий ослаблены. Их возможности покинуть предприятие, условия работы на котором их не удовлетворяют и найти заработок в другом месте близки к нулевой отметке. По име­ющимся данным, в 1995 г. реальная угроза потери работы сущест­вовала для 20,8% работников, а в 1998 г. — для 48,1%. Уверенность в сохранении рабочего места в 1998 г. разделяли 5,6% работников против 24,5% работников в 1995 г. Возрастание угрозы потери работы сопровождается страхом не найти ее.

Регулирование социально-трудовых отношений, как и механизм конкуренции, способно обеспечить социальную направленность производства и усилить заинтересованность трудового коллектива в росте его эффективности. Именно поэтому профсоюзы ставят перед собой широкие экономические и социальные задачи. Независимо от того, принадлежит ли конкретное предприятие акционерному об­ществу открытого или закрытого типа, или принадлежит самим трудящимся и управляется ими, деятельность профсоюзов эффек­тивна тогда, когда работа основана на прямом знании и надлежащем анализе финансово-экономического состояния предприятия.

Для этого профсоюзы используют право на получение информа­ции. Финансовые и годовой отчеты предприятий содержат инфор­мацию по двум ключевым проблемам, касающимся работников по оплате труда и по гарантированности рабочих мест. При помощи этой информации можно, во-первых, рассчитать среднюю заработную плату работника; динамику реальной покупательной способности с учетом расширения платности образования, медицинского обслу­живания, жилищно-коммунальных услуг, не обеспеченных через за­работную плату; долю чистого дохода предприятия, которая была выплачена работникам. Во-вторых, из этих источников видны рост или сокращение численности рабочей силы; изменения в обороте, затратах и рентабельности, уровне капиталовложений, изменения в финансовой структуре, т.е. эффективности деятельности менедж­мента. Многие из этих показателей могут быть оценены за период в несколько лет и таким образом представлять собой часть модели анализа финансово-экономического состояния предприятия.

Методом сравнения эффективности конкурирующих предпри­ятий является определение величины добавленной стоимости в расчете на одного работника. Ее можно измерить за многолетний период в неизменных ценах, при этом любые изменения рассматри­ваются как полезный показатель производительности труда. Важ­ным моментом выступает и вопрос распределения добавленной сто­имости между наемными работниками, государством, инвесторами и самим предприятием. Все эти вопросы имеют исключительно важное значение в переговорах профсоюзов от имени наемных работников с работодателями.

Безусловно, многое в развитии социально-трудовых отношений зависит от самих переговоров профсоюзных лидеров и работодате­лей. Хорошие навыки ведения коллективных переговоров на этапе диалога включают в себя:

• тщательное осмысление ситуации, позволяющее выяснить как
можно больше о противоположной стороне и уловить признаки готовности к изменению первоначальной позиции;

• способность избегать спора ради самообороны или «набирания очков»;

• апробирование конструктивных вариантов в случае, если по­являются признаки того, что противоположная сторона готова пойти на уступки;

• готовность предложить конструктивные выходы из сложных
ситуаций.

Важно добиться успешного окончания переговоров. Оно проще, если больше совпадений в позициях сторон удастся достичь. Вот несколько практических советов для участника переговоров:

• уметь сказать решительное «нет», когда этого требует ситу­ация;

• способность внушать доверие;

• умение быть терпеливым слушателем;

• быть в состоянии согласиться, когда у противника «сильнее карта»;

• иметь чувство юмора;

• уметь организованно мыслить;

• обладать хорошими способностями к общению;

• быть убедительным.

 

Различают следующие стили ведения переговоров:

1. Соревновательный (признаки — сильный напор, низкая готовность к сотрудничеству). Этот стиль может быть оправдан, когда применяются непопулярные меры или отсутствие времени не позво­ляет использовать другие подходы.

2. Уклончивый (признаки — слабое давление, слабое сотрудничество). Это может оказаться правильным подходом, если возникает ощущение, что угроза столкновения противоречий перевешивает возможные плюсы рассмотрения некоторых вопросов.

3. Примирительный (признаки — слабое давление, высокая степень сотрудничества). Данный подход оправдан в случае, когда пред­мет переговоров рассматривается как тривиальный, не имеющий большого значения. Уступка противоположной стороне по такому вопросу может создать кредит доверия, который будет использован в дальнейших переговорах по более важному вопросу.

4.Компромиссный (признаки — средняя степень давления, сред­ний уровень готовности к сотрудничеству). Он может быть использо­ван, если рассматриваемый вопрос не оправдывает более настойчи­вого подхода, свойственного соревновательному стилю и готовности к сотрудничеству. Если обе стороны обладают более или менее оди­наковой силой и статусом, но преследуют противоположные цели, компромиссный подход может быть единственным реалистичным вариантом.

5.Ориентированный на сотрудничество (признаки – высокая степень давления, высокая готовность к сотрудничеству). Этот стиль наилучшим образом может быть проиллюстрирован в идеальной ситуации, в которой две стороны, преследующие свои собственные отличные цели и проповедующие различные методы действий, об­суждают вопросы конструктивно, в духе сотрудничества и вырабатывают новую линию поведения, которая позволяет достигать обе группы целей.

Таким образом, проблема социального партнерства на предпри­ятии — это вопрос согласования интересов работодателя и работни­ков на основе коллективно-договорного регулирования трудовых отношений. Партнерство, базирующееся на взаимном признании независимости указанных сторон, представляет собой противоположность как патернализму, свойственному централизованным и иерархически управляемым системам советского типа, так и жест­кому авторитаризму, характерному для частных предприятий с абсо­лютным отчуждением работника от производства.



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основной повод трудовых конфликтов | Основные направления действий профсоюзов в условиях кризиса


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.007 сек.