Процесс коммуникации возможно осуществлять при наличии 4 базовых элементов:
1) отправитель, лицо, генерирующее идеи или собирающее информацию и передающее ее;
2) сообщение, собственно информация, закодированная с помощью символов;
3) канал, средство передачи информации;
4) получатель, лицо, которому предназначена информация и который интерпретирует ее.
5) информационные фильтры – это существующие преграды в коммуникационном процессе, которые позволяют пройти только части сообщения или существенно исказить его смысл. Фильтры могут иметь организационную природу, внутриличностную и межличностную.
К организационным фильтрам относят неотлаженные формы взаимодействия между подразделениями в организации, связанные с нечетким установлением форм, сроков, ответственных за передачу информации из одного отдела в другой; нарушением скалярной цепи и принципа единоначалия; слишком длинной скалярной цепью, в результате чего возникает очень много уровней иерархии и передаваемая информация на каждом из них деформируется или частично теряется.
Внутриличностные информационные фильтры связаны с личным накопленным опытом, системой ценностей и восприятием отдельного работника – когда получаемое сообщение он интерпретирует через призму личного восприятия.
Межличностные фильтры возникают при сознательном искажении информации, связанной с конфликтами в организации.
Даже один фильтр может ослабить или исказить сообщение, но в большинстве случаев они действуют одновременно.
Идеализированный информационный процесс может быть представлен схемой:
1. Формулирование идеи и отбор информации.
2. Кодирование информации и формирование сообщения.
3. Выбор канала связи и передача сообщения.
4. Декодирование сообщения и восприятие информации.
5. Интерпретация сообщения и формирование ответа на него.
6. Передача ответа отправителю.
Шумом называют то, что искажает смысл.
Цель коммуникационного процесса - обеспечение понимания информации, являющейся предметом обмена, т.е. сообщений Его задача - улучшение информированности ЛПР. Степень информированности - отношение фактического уровня информации к требуемому. Потребность в информации - разница между ними.
Информационное обеспечение менеджмента заключается в создании эффективной системы сбора, обработки, хранения и передачи информации.
Управленческая внутрифирменная информационная система представляет собой совокупность информационных потоков, удовлетворяющих потребности в информации различных центров принятия управленческих решений. Она состоит из: технических средств обработки информации; внутренних и внешних каналов связи; информации, зафиксированной на соответствующих носителях.