Согласно исследованиям, руководитель среднего звена от 50 до 90% всего времени тратит на коммуникации (43% времени слушает, 30% - говорит, 16% - читает, 9% - пишет). Руководитель занимается этим, чтобы реализовать свои роли в межличностных отношениях, информационном обмене и процессах принятия решений.
Информация имеет большое значение для внутреннего управления фирмой, ее внешних контактов и принятия решений. Она является ограниченным и дорогим ресурсом. Информация есть предмет, средство и продукт управленческого труда.
Закон информированности-упорядоченности: чем большей информацией о текущем и перспективном состоянии внутренней и внешней среды располагает организация, тем больше вероятность ее нормального функционирования.
В системах с разделением труда лица не обладают одинаковой информацией, поэтому необходим ее обмен или коммуникации.
Коммуникация - это процесс двустороннего или многостороннего обмена информацией, идеями, ведущий к взаимному пониманию, имеющий целью сформировать и скоординировать действия субъектов в желаемом направлении.
Если взаимопонимание не достигается, то коммуникация состоялась по форме, а не по существу.
В зависимости от того, с кем общается персонал организации, коммуникации условно классифицируют на 2 вида:
1. Коммуникации с внешней средой - персонала предприятия с покупателями, посредниками, общественными организациями и проч., т.е. обмен информацией между организацией и ее внешней средой.
2. Коммуникации внутри организации - обмены информацией между элементами организации:
а)Вертикальные (межуровневые), т.е. коммуникации по уровням иерархии, которые отражают субординационную связь и могут осуществляться по нисходящей (от высших уровней управления к низшим) и по восходящей (наоборот).
Например: По нисходящей происходит передача подчиненным сведений о текущих задачах, приказах, изменениях. Коммуникации по восходящей выполняют функцию информирования высших уровней управления о состоянии дел на нижних уровнях управления: о назревающих проблемах, о возможностях роста ПТ и др.
б) Горизонтальные – между подразделениями одного уровня, связывают равноправные элементы организации, нужны для координации задач и действий. Они дополняют вертикальные коммуникации.
При горизонтальном общении взаимопонимание достигается в 90% случаев, вертикальные коммуникации менее эффективны.
в) Межличностные коммуникации:
- тип «руководитель-подчиненный». Строится на субординационных связях, на делегировании полномочий, распределении ответственности.
- тип «руководитель – рабочая группа». Позволяет повысить эффективность рабочих групп (совещания, собрания, заседания), Такой вид коммуникации организуется в целях информирования рабочей группы, координации взаимодействия внутри группы и проч.
- неформальные коммуникации - основаны на личных, неслужебных отношениях, возникают помимо воли руководителя (в том числе и слухи). Исследования показывают, что информация, передаваемая по каналам неформального сообщения, чаще оказывается точной, а не искаженной и по неформальным каналам информация передается много быстрее, чем по каналам формального сообщения.