Различают 3 типа стратегии в зависимости от уровня стратегических решений:
1. Корпоративная (портфельная) стратегия – стратегия, описывающее общее направление развития предприятия. Если предприятие занимается различными видами бизнеса, то корпоративная стратегия определяет, как управлять этими видами бизнеса, чтобы сбалансировать портфель товаров и услуг.
Важным моментом при формировании портфельной стратегии является выделение стратегических хозяйственных подразделений (стратегических единиц бизнеса) – СХП (СЕБ). СХП – это подразделения фирмы, выпускающие определенный товар, или работающие на определенном сегменте рынка.
Результатом разработки корпоративной стратегии является:
- решение вопроса о распределении ресурсов между СХП. При этом вопрос о самоокупаемости бизнес-единиц становится вторичным, т.к. на определенном этапе допускается ее убыточность, если стратегия оказывается оправданной с позиции долгосрочной цели )например – завоевания рынка);
- решение об изменении портфельной структуры (сокращение деятельности одних СХП и рост других);
- решение о диверсификации производства. Диверсификация – это метод стратегического управления фирмой, который предполагает многопродуктовый подход с охватом таких направлений деятельности, которые не имеют прямой непосредственной связи с основной деятельностью предприятия.
На корпоративном уровне возможны следующие стратегические альтернативы:
а) рост, который выражается в значительном ежегодном повышении целей. Он может быть достигнут за счет расширения ассортимента товаров (внутренний рост) и за счет диверсификации (внешний рост);
б) сокращение, когда уровень последующих целей устанавливается на уровне ниже уровня предыдущих целей. Может применяться в условиях переориентации производства, ликвидации, отсечения лишнего.
в) ограниченный рост – установление целей от достигнутого, скорректированного с учетом инфляции. Применяется, когда фирма удовлетворена своим положением.
г) сочетание – комбинация предыдущих вариантов, когда для одних СХП применяется, например, стратегия роста, а для других – ограниченного роста.
2. Деловая (бизнес-стратегия) – это стратегия отдельного СХП, ее часто называют стратегией конкуренции.
Эта стратегия часто воплощается в бизнес-планах и показывает, как предприятие будет конкурировать на конкретном товарном рынке: кому и по каким ценам продавать продукцию, как будет ее рекламировать и проч.
Для предприятий, осуществляющих один вид бизнеса, деловая стратегия совпадает с корпоративной.
3) Функциональные – стратегии, которые разрабатываются функциональными отделами и службами на основе корпоративной и деловой стратегий: стратегия маркетинга, финансов, производства и т.д.
4. Сущность и этапы разработки стратегического плана.
Стратегия – это определение общего направления деятельности фирмы, выявление приоритетных перспективных целей и основных способов их достижения, т.е. генеральная программа действий.
Этапы разработки:
1. Определение миссии и целей организации.
2. Анализ внутренней и внешней среды. Анализ внутренней среды (оценка и прогноз) осуществляется по функциональным областям: маркетинг, производство, персонал, финансы и учет, организация управления. Методы анализа внешней среды рассмотрены в теме «Внешняя среда организации». На этом этапе может использоваться SWOT – анализ.
3. Определение альтернативных целей, т.е. корректировка целей, выдвинутых на первом этапе.
4. Изучение стратегических альтернатив и выбор стратегии
5. Определение объема и структуры ресурсов, необходимых для осуществления стратегии. Может использоваться т.н. анализ разрывов, когда потребность в ресурсах сравнивается с имеющимися ресурсами и анализируются разрывы. Затем разрабатываются обеспечивающие планы.
6. Реализация стратегии: распределение ресурсов, доведение планов до исполнителей, разработка бюджетов, процедур, политики.
7. Контроль. Приведенный в действие план должен периодически подвергаться анализу, чтобы можно было вовремя вносить коррективы.
5. Управление реализацией стратегического плана: тактика, политика, процедуры, правила, бюджеты.
Реализация стратегического плана предполагает наличие следующих инструментов:
1. Тактика - набор конкретных краткосрочных целей, реализация которых обеспечит достижение стратегических целей. Эта детализация, уточнение, корректировка стратегии.
2. Политика - это общее руководство для действий и принятия решений, которое облегчает достижение цели (совокупность руководящих принципов для менеджеров)
3. Процедуры - это описание действий, которые следует предпринять в конкретной ситуации, (проводки в бух. учете)
4. Правила - они точно определяют что должно быть сделано в специфической единичной ситуации