С точки зрения процессного подхода, управление - это процесс, представляющий собой последовательность действий, из которых складывается управление и которые надо выполнять, чтобы объединить труд отдельных индивидов для достижения целей организации.
Существует два аспекта в понимании процессного подхода:
1. Процесс управления – это непрерывная серия взаимосвязанных функций управления (общих и специфических).
2. Процесс управления – это процесс принятия решений, так как управлять – значит принимать решения.
Процесс принятия решений состоит из следующих этапов:
- целеполагание, т.е. определение цели. Цель – возможное, желаемое, необходимое конечное состояние или результат управляемой системы;
Целеполагание в эффективном менеджменте предусматривает большой объем аналитической и исследовательской работы.
- определение ситуации. Ситуация – это фиксация достигнутого, текущее состояние организации. Ситуация – это сегодняшнее состояние управляемой системы, оцениваемое относительно цели, т.е. конкретный набор обстоятельств, который характеризует положение управляемой системы в конкретный момент. Ситуация всегда отличается от цели. Это отличие включает множество противоречий.
- выявление проблемы. Проблема – это главное противоречие в несоответствии ситуации и цели, на разрешение которого и направлено управленческое воздействие.
Проблема всегда выявляется, а не формулируется. Это препятствие, мешающее продвижению вперед.
Разрешение проблемы позволит приблизить ситуацию к цели. Но одну и туже проблему можно решить различными способами и средствами.
- принятие решения. Одну и ту же проблему можно решать различными путями и средствами, используя разные принципы и ориентиры. Из имеющегося набора путей решения проблемы нужно выбрать один. Т.о. управленческое решение – это разработка перечня мероприятий, реализация которых приведет к необходимой трансформации и выбор альтернативы.
- Реализация решения. После принятия решения необходимо обеспечить его выполнение.
Схематично процесс принятия решений можно представить следующим образом:
ЦЕЛЬ¹®СИТУАЦИЯ®ПРОБЛЕМА®РЕШЕНИЕ
Менеджер реагирует на изменения через принятие решений. Т.к. изменений множество, то и технология принятия решений обширна.
Противоречивость свойств процесса управления предопределяет его гибкий и комплексный характер, а следовательно, существуют различные типы процесса управления (в зависимости от последовательности выполнения этапов принятия решения).
Выделяют следующие типы процесса управления:
1. Линейный тип – характеризуется строгой последовательностью этапов управления, используется при наличии полной информации и определенности относительно целей воздействия, ситуации, проблемы и решения (чаще используется в типовых ситуациях с минимальным риском, повторяющихся или элементарных). Пример: заболела работница в цеху.Цель – организация работы без сбоев.
Цель
Ситуация
Проблема
Решение
2. Корректируемый тип процесса управления характеризуется необходимостью дополнительной корректировки каждого из этапов процесса управления после прохождения последующего этапа (обычно расширение проблемы или ее конкретизация). Этот тип используется, когда существует неопределенность, которую можно устранить лишь после прохождения следующего этапа процесса управления. Пример: произошел срыв выполнения задания. Цель – устранение технических причин срыва с целью исправления ситуации. В ходе выяснения причин было установлено, что причина – личностный конфликт между работниками. Скорректированная цель – устранение причин социального плана.
цель
ситуация
проблема
решение
3. Разветвленный тип процесса управления заключается в методологическом разделении действий на некоторых этапах, когда либо ситуация может быть рассмотрена в разных аспектах, либо, когда невозможно выделить главную ключевую проблему и принять единственное решение по всей совокупности проблем. Тогда осуществляется многоаспектная оценка ситуации, когда по каждому из аспектов возможно выделение отдельной проблемы и нахождение либо серии решений, либо одного комплексного решения. Разветвленный тип используется при комплексной проработке проблемы многовариантных решений. Этот тип процесса управления рассматривается как наиболее предпочтительный, моделируется с помощью экономико-математических методов.
Пример: увеличение прибыли.
цель
ситуация 1
проблема 2.1
решение 2
ситуация 2
проблема 1.1
проблема 1.2
проблема 2.2
решение 1
решение 3
решение 4
4. Поисковый тип – исходит из полной ясности цели воздействия, но невозможности достаточно хорошо оценить существующую ситуацию, и, следовательно, сформулировать проблему. По мере прояснения ситуации решение корректируется. Это бывает, когда нет соответствующих показателей или они не полностью характеризуют состояние системы. Тогда решение разрабатывается на основе цели, а потом уточняется ситуация и происходит корректировка решения.
3 4
Ц С П Р
Примеры: цель - нарастить объемы реализации.
1. Предварительное решение: поиск новых сегментов или рынков сбыта
2. Анализ ситуации (положения на рынке, основных конкурентов, объема сегментов и т.п.)
3. Выявление проблемы
4 Принятие окончательного решения
Пример: Цель – улучшение благосостояния работников. Предварительное решение – увеличение ЗП.
Вариант 1: Анализ ситуации показал, что предприятие имеет проблемы с платежеспособностью (но не ликвидностью). Решение: увеличить размер выплат из прибыли (путевки, премии), премировать свободным временем и т.д.
Вариант 2: Анализ ситуации показал, что благосостояние работников низкое из-за низкой покупательской способности рубля. Решение: ограничить рост ФЗП.
5. Ситуационный тип – отличается тем, что принятие решения начинается с анализа ситуации и представляет собой процесс разрешения проблемы выхода из какой-то ситуации. Используется в условиях неопределенности относительно цели. Поэтому сначала цель формируется предварительно, а потом уточняется (после оценки ситуации, определения проблемы или даже принятия решения). Например: выход из кризисной ситуации.
1 3
цель ситуация проблема решение
6. Программный процесс управления представляет собой модификацию разветвленного и и целевого типа. И заключается в разработке программы на этапах оценки ситуации и выявления проблемы. Программа здесь является интегрированным этапом процесса управления, основой разработки комплексных управленческих решений.