Создатели классической школы имели непосредственный опыт работы в качестве руководителей высшего звена управления в большом бизнесе. Естественно, что их интересы были связаны с эффективностью работы всей организации.
Представители:
1. Родоначальник школы - Анри Файоля (1841-1925) – был управляющим большого французского горнодобывающего и металлургического концерна.
Вклад А. Файоля в управленческую науку многогранен:
а) Он обосновал, что управление предприятием – это особый вид деятельности, которому свойственны четкие законы и принципы, и который требует специальных знаний и подготовки.
б) Развил понимание функций руководства. Весь комплекс работ по руководству он разделил на 6 основных групп и определил оптимальное время на их выполнение:
- административная деятельность (предвидение, распорядительство, планирование, организация, координация) - до 40% времени;
- коммерческая деятельность (закупка, продажа, обмен) – 15%;
- технико-производственная деятельность – 10%;
- финансовая деятельность (привлечение капитала и эффективное управление им) – 10%;
- охранная деятельность (охрана собственности и физических лиц) – 10%;
- контроль и учет (инвентаризация, балансы, статистика) – 15%.
Файоль разделил все функции на общие, относящиеся к любо сфере деятельности, и специфические, относящиеся непосредственно к управлению промышленным предприятием. Деятельность по управлению включает в себя пять обязательных общих функций:
- предвидение (планирование),
- организацию,
- распорядительство,
- координирование
- контроль, для каждой из них он сформулировал правила и технику их осуществления.
Отдельно выделял административную функцию.
в) Важное положение в менеджменте, которое выдвинул Файоль, - это положение об оптимальном соотношении административных, технических и социальных способностей и знаний у лиц, работающих на крупных предприятиях. Он утверждал, что по мере повышения уровня иерархии возрастает значимость административных и социальных знаний и навыков руководителя, а значимость технических навыков – снижается.
г) Систему управления Файоль видел как сочетание линейной (иерархической) организации со штабом, где штаб – это ближайшие помощники руководителя (то есть группа людей, обладающих знаниями, компетентностью и временем в такой мере, в какой их может недоставать директору). Этот штаб он рассматривал как «расширение личности директора»
д) составил перечень качеств, которыми должны по его мнению обладать менеджеры: здоровье; интеллект, моральные качества (настойчивость, чувство долга, мужество); хорошее общее образование; управленческие способности (искусство общения с людьми, организационные навыки); компетентность.
е) Принципы Файоля:
1. Разделение труда. Результатом его является специализация функций и разделение власти.
2. Власть (полномочия) и ответственность. Полномочия есть право отдавать приказ. Где есть полномочия, возникает и ответственность. Ответственность – это обязательство выполнять задания и отвечать за их удовлетворительное завершение.
3. Дисциплина - это по существу повиновение, усердие. Дисциплина предполагает выполнение и уважение достигнутых соглашений между организацией и её работниками.
4. Порядок. Формула порядка - определенное место для всякого лица и вещи и всякое лицо и вещь на своем месте.
5. Единоначалие. Работнику может давать два приказания относительно какого-либо действия только один начальник.
6. Единство руководства. Каждая группа исполнителей, действующая в рамках одной цели, должна быть объединена единым планом и иметь одного руководителя.
7. Подчинение частных интересов общим. Интересы одного работника или группы работников не должны преобладать над интересами организации большего масштаба вплоть до интересов государства в целом.
вознаграждение персонала Оно должна быть справедливым.
9. Централизация – означает тенденцию концентрации полномочий и права принятия решений на высшем уровне иерархии
10. Иерархия. Она формирует субординационную связь в организации.
11. Справедливость – это сочетание доброты и правосудия.
12. Постоянство состава персонала. Высокая текучесть кадров – свидетельство плохой работы управленческого персонала
13. Инициатива – это свобода предложений и осуществления .
14. корпоративный дух - то есть культивирование общих ценностей организации, единение персонала.
2. Гаррингтон Эмерсон (1853-1931),
- в своем главном труде "Двенадцать принципов производительности" (1911) сформулировал принципы управления предприятиями.
- Ввел понятие производительности, или эффективности. Эффективность - максимально выгодное соотношение между совокупными затратами и экономическими результатами. "Истинная производительность всегда дает максимальные результаты при минимальных условиях; напряжение, наоборот, дает довольно крупные результаты лишь при условиях ненормально тяжелых"
3. Макс Вебер(1864-1920)
а) развивал институциональный аспект управления. Он сформулировал концепцию рациональной бюрократии.
б) Большое внимание в своих работах Вебер уделял изучению проблем лидерства и структуры власти в организации. В зависимости от типа власти он различал три типа организаций:
- традиционный (члены организации по традиции подчиняются руководителю)
- идеальный (или бюрократический).
б) проблемы лидерства
4. Видным представителем классической школы является Л.Ф. Урвик Урвику принадлежит формулировка принципа «диапазона контроля» - то есть определение числа лиц, которые могут подчиняться одному руководителю.
5. Практическое применение и развитие идей Файоля, равно и Тейлора, принадлежит Г.Форду.В основу своей системы управления Форд положил следующие принципы:
для начала своего дела надо иметь идею.
не следует бояться возможных неудач, так как они дают повод начать снова и более умно;
не следует бояться конкуренции, не следует также стремиться нанести вред делу и жизни вашего конкурента;
не следует ставить получение прибыли выше работы на пользу потребителей;
производить – не значит дешево покупать и дорого продавать. Нечестный бизнес себе дороже.
В основе успеха системы Форда лежит поточная организация производства