1. Определение замысла начинается с определения (анализа) ситуаций, определения противоречий, определения проблем для решения, диагностики, выбора идей для решения и их согласование.
2. Формулировка основной, стержневой идеи, системы ценностных установок для разработки проекта, создание схемы или образа, эскиза проекта, выдвижение гипотез, определение целей проектирования в конкретных критериях, прогнозирование, разработка и оценка вариантов решения, выбор наиболее оптимального, определение методов педагогического проектирования.
3. Разработка стратегической программы управления реализацией проекта.
4. Конкретизация задач, которые необходимо решить, определение и обоснование средств для достижения целей. Разработка тактики действий и системы взаимодействия для реализации проекта.
6. Обобщение и анализ результатов. Определение дальнейших направлений деятельности.
7. Оформление процесса и результатов педагогического проектирования в конкретных продуктах педагогического творчества – в документах проекта.
8. Экспертиза хода и результатов проектирования.
(по В.С. Безруковой):
1. Анализ объектов проектирования.
2. Выбор форм педагогического проектирования.
3. Теоретическое обеспечение педагогического проекта.
4. Пространственно-временное обеспечение педагогического проекта.
5. Материально-техническое обеспечение педагогического проекта.
6. Правовое обеспечение педагогического проекта.
7. Выбор системаобразующего фактора.
8. Установление связи и зависимости компонентов.
9. Написание документов.
10. Мысленное экспериментальное применение проекта.
11. Экспертная оценка педагогического проекта.
12. Характеристика педагогического проекта.
13. Принятие решения об использовании педагогического проекта.
по С.Я. Батышеву
по Ю.К. Конаржевскому
по О.Г. Прикот
по Д.А. Махотину
по Л.Н. Дахину
В публикациях Е.Н. Казаковой, В.Е. Радионова можно найти и другие «ЛОГИКИ», в которые включены такие элементы, как «время, риски, защита от возможных негативных последствий, поиск альтернативных решений, построение промежуточной модели».
Важно понять, что ни одна из логик не является абсолютной истинной, применимой во всех случаях, во всех случаях жесткой и строго линейной. Каждый конкретный проект требует своей логики проектирования. Это зависит от его масштаба, замысла, степени теоретической разработанности проблемы. Можно взять любую из логик в «готовом виде», а можно (в большинстве случаев НЕОБХОДИМО) создать собственную, исходя из специфики своего проекта.
Например, при проектировании технологии обучения М.И. Потеев выделяет следующие шаги:
1. Формирование технического задания (анализ учебной информации, анализ характеристик обучаемых, определение форм, средств и методов обучения, решение организационных, правовых, финансовых, технических и других вопросов).
2. Проектирование источников информации и технических средств обучения.
3. Увязка отдельных составляющих между собой.
4. Проведение частных и полномасштабных экспериментов, экспертной оценки, оценки результатов спроектированных технологий.
5. Массовое внедрение.
Результатом проектирования является создание проекта, который часто называют продуктом проектирования. Этот продукт может быть представлен в различной ФОРМЕ (может иметь различную форму своего выражения).
Форма проектирования – это документы, в которых описываются с различной степенью точности процесс создания педагогических систем, процессов и ситуаций, их действие и прогнозируется полезный педагогический результат, который можно достичь в определенном образовательном пространстве за определенное время.
Формы педагогического проектирования - документы с разной степенью детальности создания и действия педагогических систем, процессов или ситуаций (концепция - идеи, взгляды, мечта, план - учебный, урочный).
Исходя из определения, данного выше, будем называть проектами такие формы как: учебные планы, образовательные и учебные программы, графики межпредметных связей, тематические планы, учебные пособия, планы уроков, сценарии, планы воспитательной работы, планы работы клубов, кружков и т.д.
В качестве основных закономерностей педагогического проектирования выступают:
1. Зависимость проектирования педагогического процесса от интеграции научных знаний, появления новых знаний, изменения содержания труда;
2. Зависимость проектирования от взаимосвязанных видов деятельности педагога: научно-исследовательской, управленческой, учебно-воспитательной;
3. Зависимость педагогического проектирования от социально-экономического, научно-технического, культурологического развития общества.