1. Принцип человеческих приоритетов предполагает подчинение проектов реальным потребностям, интересам и возможностям людей.
2. Принцип саморазвития проектируемых систем, процессов, ситуаций означает создание их динамичными, гибкими, способными по ходу реализации к изменениям, усложнению или упрощению.
3. Принцип методологической доказательности. Разрабатывая проект, его авторы на основе определенных методологических подходов, теорий, принципов, доказывают свое видение целей в рамках определенной системы ценностей.
4. Принцип системности позволяет воспринимать объекты проектирования не как сумму отдельных частей, а как нечто единое, целостное.
5. Принцип непрерывности организации проектирования. Полная завершенность в развитии и совершенствовании педагогических систем невозможна. Необходим непрерывный процесс системного анализа социально-педагогических явлений и условий их протекания и, как следствие, непрерывный процесс проектирования.
6. Принцип общности и уникальности. Общность проектов основана на общих педагогических закономерностях, сохранении традиций, историко-культурных ценностей в образовании и воспитании, развития исторически проверенных педагогических достижений. Уникальность понимается и как создание системы ограничений, позволяющих сохранить саму педагогическую систему, и как зависимость от субъективных и объективных условий проектирования, творческой индивидуальности педагогов.
Логика педагогического проектирования – выбираемая разработчиком проекта последовательность действий анализа, преобразования и оценки эффективности разработанного педагогического проекта.
Выбор логики педагогического проектирования в каждом конкретном случае в зависимости от объекта проектирования, его масштаба, общего замысла, степени теоретической и практической разработанности проблемы.
Классической считается точка зрения Дж. К. Джонса, который выделил три последовательных этапа проектирования:
Ø Дивергенция: расширение границ проектной ситуации с целью обеспечения достаточно широкого пространства для поиска решения. На этом этапе осуществляется сбор фактов, осознание неизвестного, разработка критериев и т.д.
Ø Трансформация: это создание принципов и концепций. На этом этапе принимается решение, создается общая концептуальная схема проектирования объекта.
Ø Конвергенция: это выбор единственного варианта решения из множества альтернативных.
Н.Н. Сутаева выделяет особенности и этапы, раскрывающие сущность процесса проектирования:
Ø Теоретический этап: теоретическое создание проекта.
Ø Заключительный этап: внедрение, обобщение, описание, распространение опыта.
В.И. Гинецинский видит процесс педагогического проектирования как последовательность действий:
Ø Констатация и оценка результатов практической деятельности.
Ø Выдвижение гипотезы о связи результатов с факторами учебного процесса.
Ø Построение конкретной педагогической системы 1, соответствующей работе ОУ.
Ø Построение педагогической системы 2 специального целевого назначения.
Ø Построение методики измерения параметров системы.
Ø Сравнение результатов измерения функционирования системы 1 и 2.
Ø Построение оптимизированного варианта конкретной педагогической системы.
Интерес представляет логика, предложенная В.Е. Радионовым, а именно:
Ø Предстартовый этап: обнаружение потребности в преобразованиях, анализ ресурсов (кадровых, интеллектуальных, материальных и др.).
Ø Декомпозиция: перевод появившегося замысла, зафиксированного в концепции, в русло планируемых регулярных процедур.
Ø Трансформация: параллельное развитие отдельных линий в проектировании на фоне значительного объема пилотажных разработок и специальных педагогических исследований. Разработка решения частных задач на основе первоначальной модели.
Ø Конвергенция: становление отчетливых черт нового облика образовательной системы.