УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА – нормативный документ, определяющий основной круг знаний, умений и навыков, подлежащих усвоению учащимися по каждому отдельно взятому учебному предмету.
Учебная программа – нормативный документ, определяющий назначение и место учебного предмета в системе подготовки специалистов, цели его изучения, содержание учебного материала, формы организации обучения.
Ø Рабочие учебные программы: формируются на базе типовых программ и отражают специфику обучения в данном образовательном заведении в конкретной социально-педагогической ситуации;
3. Совокупность отражения программами содержания образования в целом.
4. Взаимосвязь программ всех предметов, факультативов и т.п.
5. Полнота раскрытия целей обучения.
6. Конкретность и процессуальность содержания образования.
Способы построения учебной программы:
1. Концентрический способ: отдельные части учебного материала повторяются на постоянно расширяющемся углубленном уровне;
2. Линейный способ: отдельные части учебного материала образуют непрерывную последовательность тесно взаимосвязанных между собой звеньев, содержание материала передается один раз в определенной логике.
Структура учебной программы:
Ø Концептуальные компоненты структуры:
1. Целевое предназначение программы.
2. Ведущие идеи, на которые базируется программа (принципы ее построения).
Ø Содержательные компоненты структуры программы:
1. Содержательная характеристика программы.
2. Характеристика целесообразной методики построения курса (перечисляются устойчивые организационные формы, описываются нетрадиционные формы построения занятий, характеризуется система самообразования, возможность вариативности и т.д.)
Ø Параметры результативности и диагностики, отраженные в структуре программы:
1. Проблемные вопросы теоретического характера, выступающие основой для рассмотрения во время занятий и контрольные проблемные вопросы, по которым должен уметь рассуждать каждый, освоивший данную программу.
2. Задачи, задания, решаемые по образцу.
3. Задачи и задания творческого характера, требующие самостоятельного поиска способа решения.
4. Обобщенные способы деятельности, обобщенные характеристики умений.
5. Тестовые и контрольные задания (текущий и итоговый контроль), диагностические методики комфортности и затруднений.
Ø Литература:
1. Литература необходимая для освоения курса – обязательная и дополнительная, причем, приводится два списка: для учителя и для учащихся.
Ø Организационные компоненты структуры:
1. Характеристика временных и материальных ресурсов, необходимых для освоения курса.
2. Требования к квалификации учителя, реализующего данную учебную программу.
Алгоритм (логика) разработки учебных программ:
1. Определение потребителя программы (его уровень образованности на входе и на выходе из программы).
2. Определение объекта и предмета учебной дисциплины в соответствии с объектом и предметом тех областей научного знания, которые лежат в ее основе.
3. Определение ведущий функции – той основной цели, ради которой предмет введен в учебный план.
4. Определение специфических для предмета целей, позволяющих реализовать цели, стоящие перед образовательной областью в целом.
5. Определение элементов содержания, необходимые для включения в программу.
6. Определение ведущего и вспомогательного компонентов предмета (предметные знания, способы деятельности, видение мира, логические, методологические, философские, историко-научные, межпредметные, оценочные знания).
7. Определение ведущих единиц содержания образования (теории, законы, понятия, идеи и тп.) в соответствии с ГОС и видами образовательной программ.
8. Определение внутренней логики развертывания содержания учебного предмета (разделы, блоки, модули) в соответствии с объемом часов, предусмотренных планом.
9. Определение цели изучения каждого раздела, темы, модуля, блока.
10. Определение ведущих единиц содержания предмета по каждому разделу, теме, модулю, блоку.
11. Определение перечня способов деятельности, которым должны овладеть учащиеся в каждом разделе, теме, блоке, модуле.
12. Определение необходимых методов, средств и форм обучения при изучении каждого раздела, модуля, блока.
13. Определить необходимые средства и объекты контроля, формулирование критериев оценки усвоенного.
14. Составление программы внеурочной деятельности учащихся по предмету, взаимосвязанной с основной.
15. Написание текста программы по следующей схеме.
Можно предложить иную последовательность шагов проектирования учебной программы:
Ø Определение назначения учебного предмета, целей его изучения;
Ø Формирование учебного предмета (определение его состава и структуры);
Ø Определение требований к знаниям и умениям по каждой теме, разделу и др.;
Ø Планирование практических и лабораторных работ;
Ø Определение объема и содержания самостоятельной работы учащихся;
Ø Составление рекомендаций по выбору форм, методов и средств организации обучения.