Диагностику противостояния предприятий-конкурентов можно осуществить с помощью формата SWOT-анализа, соответственно которого все многообразие факторов влияния на деятельность предприятия группируется в четыре блока:
S (Strengths) – сильные стороны деятельности предприятия; W (Weaknesses) – слабые стороны деятельности предприятия; O (Opportunities) – возможности улучшения состояния предприятия; T (Threats) – угрозы, с которыми может столкнутся предприятие на пути улучшения своей деятельности.
Возможности и угрозы окружающей среды представлены культурными, демографическими, социально-экономическими, политико-правовыми, технологическими, общественными (поставщики, дистрибьюторы, заказчики, работники предприятия, конкуренты) факторами.
Сильные и слабые стороны предприятия заключаются в требованиях к капиталу, возможностей менеджеров, рентабельности, мощности, загрузке, вертикальной интеграции, производительности, техничной компетентности нововведений, позиции на рынке и др.
Т.о., угрозы и возможности формируют окружение предприятия, которое вынуждено искать пути их совмещения, избегая при этом угроз со стороны окружающей среды и демонстрации собственных слабостей.
- наемных работников (носителей трудовых ресурсов);
- конкурентов;
- правовую систему, правительство, другие заинтересованные группы лиц.
Все эти переменные факторы окружающей среды создают ограничения в деятельности предприятия. Поэтому предприятия вынуждены формировать разведывательную сеть для получения информации, необходимой для понимания внешнего окружения, на основе которой они смогут определить миссию и разработать эффективную стратегию деятельности на рынке.
Прагматичная целесообразность SWOT-анализа заключается в том, что он определяет пути конструктивного улучшения результативности деятельности предприятия и указывает направления создания его конкурентных преимуществ на соответствующем рынке. На основе SWOT-анализа менеджмент предприятия формулирует рекомендации относительно основных направлений улучшения деятельности. Только тогда процесс диагностики можно считать законченным.
SWOT-анализ осуществляется как для предприятия в целом, так и для отдельных видов его бизнес-деятельности. Его результаты используются при разработке стратегических планов и планов маркетинга для достижения желанной конкурентной позиции на соответствующем рынке. Анализ сильных и слабых сторон характеризует исследование внутренней среды предприятия. Внутренняя среда имеет много составляющих, каждая из которых содержит набор ключевых процессов и элементов организации (видов бизнеса), состояние которых в совокупности определяют потенциал и возможности, которые имеет организация.