1. Миссия. Четко ли сформулирована миссия компании, имеет ли она рыночную ориентацию?
2. Цели. Сформулировала ли компания четкие цели, на основе которых проводится маркетинговое планирование и оцениваются результаты выполнения плана? Отвечают ли эти цели возможностям и сильным сторонам компании?.
3. Стратегия. Есть ли у компании надежная маркетинговая стратегия реализации поставленных целей?
4. Бюджеты. Достаточно ли у компании ресурсов для производства необходимого количества товаров для выбранных сегментов и территорий, а также для реализации комплекса маркетинга?
Аудит организации маркетинга
1. Формальная структура. Достаточно ли полномочий у вице-президента по маркетингу, чтобы влиять на действия подразделений компании, связанных с удовлетворением покупателей? Охватывает ли структура маркетинговой деятельности компании все функциональные подразделения, товары, рынки и территории компании?
2. Функциональная эффективность. Эффективно ли взаимодействуют отделы маркетинга и сбыта с другими подразделениями компании? Соответствует ли уровень подготовки, координации, мотивации и оценки сотрудников подразделений требованиям реализации маркетинговых целей?
3. Эффективность взаимодействия подразделений. Эффективна ли совместная работа различных функциональных подразделений компании: маркетингового, производственного, исследовательского, кадрового, отдела закупок и т.д.?
Окончание табл. 2.2 Аудит систем маркетинга
1. Маркетинговая информационная система. I ';.'■ (оставляет ли маркетинговая информационная система точные и своевременные данные об изменениях маркетинговой среды? Эффективно ли использует управленческий персонал компании результаты маркетинговых исследований?
2. Система планирования. Составляет ли компания годовые, долгосрочные и стратегические планы? Используются ли они в ее деятельности?
3. Система контроля маркетинга. Выполняются ли цели, указанные в годовых планах? Проводит ли руководство регулярный анализ продаж и прибыльности товаров, рынков, территорий и каналов распределения?
4. Разработка новых товаров. Хорошо ли налажена система генерирования, выявления и отбора идей новых товаров? Проводит ли компания тщательное рыночное тестирование новых товаров? Пользуются ли успехом новые товары компании?
Аудит результативности
1. Анализ прибыльности. Насколько прибыльны для компании те или иные товары, рынки, территории и каналы распределения? Следует ли компании развернуть, расширить, или свернуть деятельность на том или ином сегменте рынка? Каковы будут последствия?
2. Анализ рентабельности. Не является ли какой-либо вид деятельности слишком затратным? Как можно уменьшить себестоимость?
Аудит комплекса маркетинга
1. Товары. Сформулировала ли компания четкие задачи для товарных групп? Следует ли прекратить производство тех или иных видов продукции? Нужно ли добавить какие-либо товары? Выиграют ли какие-либо товары от изменения их качества, стиля или свойств?
2. Цена. Каковы цели, методы, стратегии и действия компании в сфере ценообразования? Соответствуют ли назначаемые компанией цены представлениям клиентов о ценности продукции? Правильно ли используется система скидок для стимулирования сбыта товаров компании?
3. Распределение. Каковы цели и стратегии распределения товаров? Достаточно ли эффективна система покрытия и обслуживания рынка? Нужно ли менять существующие каналы распространения или добавлять новые?
4. Реклама, продвижение товара и пиар. Каковы цели компании в продвижении товаров? Как определяется бюджет на продвижение? Достаточен ли он? Эффективны ли информация и реклама в СМИ, хорошо ли они воспринимаются? Есть ли у компании программы стимулирования сбыта и пиара?
5. Торговый персонал. Какие цели стоят перед торговым персоналом компании? Хватает ли торгового персонала? Хорошо ли организована его работа? Достаточен ли уровень подготовки, мотивации и контроля? Как можно оценить работу торгового персонала компании по сравнению с торговыми сотрудниками компаний-конкурентов?