Раздел, посвященный SWOT-анализу, опирается на данные маркетингового аудита. В нем кратко описываются ключевые факторы успеха и приводится перечень сильных и слабых сторон компании по сравнению с конкурентами. SWOT-анализ должен включать анализ издержек и других факторов, не относящихся к маркетингу. В этом разделе также следует рассмотреть возможности и угрозы. Если в маркетинговом плане используются предположения, связанные с рыночными тенденциями, ситуацией в экономике или конкуренции, то они должны быть четко описаны.
Таблица 2.3. Вопросы маркетингового аудита
Аудит маркетинговой среды Макросреда
1. Демографические факторы. Какие демографические тенденции представляют угрозу для компании и открывают перед ней новые возможности?
2. Экономические факторы. Как изменения доходов, цен, сбережений и кредитов могут повлиять на компанию?
3. Природные факторы. Каковы прогнозы по ценам и доступности природных ресурсов и энергии? Можно ли сказать, что компания заботится об окружающей среде?
А. Научно-технические факторы. Какие достижения научно-технического прогресса касаются бизнеса компании? Насколько полно компания использует достижения научно-технической революции?
5. Политико-правовые факторы. Какие из действующих законов и норм могут повлиять на стратегию компании?
6. Культурные факторы. Каково отношение населения к деятельности и продукции компании? Какие изменения в образе жизни потребителей могут повлиять на бизнес компании?
Продолжение табл. 2.2 Аудит маркетинговой средаы. Микросреда
1. Рынки. Как изменяются размеры и темпы роста рынка, месторасположение участников каналов распределения, прибыль? Каковы крупнейшие рыночные сегменты?
2. Покупатели. Как покупатели оценивают компанию с точки зрения качества ее товаров, уровня обслуживания и цен? Чем они руководствуются, принимая решение о покупке?
3. Конкуренты. Кто основные конкуренты компании? Каковы их стратегии, удельный вес на рынке, слабые и сильные стороны?
4. Каналы распределения. Какими каналами распределения своей продукции пользуется компания? Насколько они эффективны?
5. Поставщики. Какие тенденции среды влияют на поставщиков? Каков прогнозируемый уровень доступности основных производственных ресурсов?
6. Контактные аудитории. Какие контактные аудитории создают проблемы либо открывают возможности для компании? Как компании следует вести себя по отношению к каждой из них?