Матрица развития товара и рынка, показанная на рис. 2.4, помогает компании оценить возможности роста бизнеса [14]. Она указывает четыре пути развития: расширение рынка, освоение новых рынков, внедрение новых товаров и диверсификация. С помощью этой матрицы мы объясним, как производитель элитных автомобилей Mercedes-Benz, подразделение компании DaimlerChrysler, пытался восстановить свои позиции после потери миллиарда евро в середине 1990-х годов [15].
Углубление рынка
Новые автомобили С-класса (семейный, среднего размера) и Е-класса (служебный) помогли компании повысить продажи на 23% и одновременно сократить себестоимость производства. Продажи в Европе (кроме Германии) возросли на 40%, в США — на 34%, а в Японии — на 30%. В Германии 38%-ный рост позволил увеличить долю рынка на 2%.
Благодаря автомобилям А-класра с небольшим семейным салоном и модели Smart Саг компания Mercedes-Benz вышла на рынок небольших автомобилей, в то время как возобновление производства модели Maybach вернуло компанию в самую элитную ценовую категорию. Кроме выигрыша в себестоимости, создание корпорации DaimlerChrysler в 1998 году позволило компании продвигать менее дорогие марки (в частности, Chrysler Neon и Voyager) во всем мире. Однако есть опасение, что репутация Mercedes может пострадать из-за ухудшения качества сборки и изменения восприятия бренда Mercedes, который теперь будет ассоциироваться с автомобилями, относящимися к более дешевому сегменту рынка. К тому же слияние двух компаний с такими яркими и разными культурами оказалось весьма трудным делом.
Прочное положение компании в отрасли и навыки в изготовлении небольших автомобилей совсем недавно были дополнены договорами с конкурентами — японской компанией Mitsubishi Motors и южнокорейской Hyundai.