Согласно методике Boston Consulting Group компания классифицирует все свои СБЕ в соответствии с матрицей "рост/доля рынка" (рис. 2.2).
Рис. 2.2. Матрица BCG: "рост рынка/доля рынка"
На вертикальной оси откладываются темпы роста рынка, определяющие его привлекательность. На горизонтальной оси откладывается относительная доля рынка, служащая показателем устойчивости позиций компании на этом рынке. Разделив матрицу на секторы, как показано на рис. 2.2, можно получить четыре типа СБЕ.
1. "Звезды" — быстро растущие СБЕ с большой долей рынка. Обычно нуждаются в больших инвестициях, поддерживающих быстрый рост. Постепенно их рост замедляется, и они превращаются в "дойных коррв''я
2. "Дойные коровы" — СБЕ с низким темпом роста и большой долей рынка. Это устойчивые и доходные СБЕ, не требующие больших инвестиций для сохранения доли рынка. Именно они обеспечивают компанию денежными ресурсами, которые она направляет на развитие бизнеса и поддержку других СБЕ, нуждающихся в инвестировании.
3. "Темные лошадки" —СБЕ с низкой долей рынка на быстро растущих рынках. Нуждаются в значительном финансировании, которое позволяет им сохранить и даже увеличить долю рынка. Руководству следует хорошо подумать, какие СБЕ можно сделать "звездами", а какие следует постепенно ликвидировать.
4. "Собаки" — СБЕ с низкими темпами роста и малой долей рынка; способны генерировать достаточно средств, чтобы окупить собственную деятельность, но не являются источниками больших доходов.
Десять кружков в матрице "рост/доля рынка" соответствуют десяти имеющимся у компании стратегическим бизнес-единицам, в их числе — две "звезды", две "дойные коровы", три "темные лошадки" и три "собаки". Размеры кружков пропорциональны объемам продаж СБЕ. Данная компания находится в хорошей, но не в отличной форме. Она собирается вложить средства в многообещающих "темных лошадок" и сохранить "звезд", чтобы они могли стать "дойными коровами", тем самым обеспечив будущее компании на рынке. К счастью, у компании есть две "дойные коровы" внушительных размеров, которые приносят доход, позволяющий финансировать "звезд", "темных лошадок" и "собак". Компании следует принять решительные меры в отношении "темных лошадок" и "собак".
Картина была бы хуже, будь у компании слишком много "собак" или всего одна худосочная "корова".
После того как компания классифицировала свои стратегические бизнес-единицы, ей следует решить, какую роль в будущем сыграет каждая из них. Для каждой СБЕ существует четыре стратегии. Компания может увеличить финансирование СБЕ, чтобы увеличить ее долю рынка. Она может инвестировать ровно столько, сколько нужно, чтобы сохранить долю СБЕ на текущем уровне. Она может пожинать урожай, забирая на нужды компании доходы СБЕ. И наконец, компания может изъять ресурсы из СБЕ, перепродав ее или начав поэтапную ликвидацию, а высвободившиеся ресурсы вложить в развитие других направлений.
С течением времени положение СБЕ в матрице "рост/доля рынка" меняется. У каждой стратегической бизнес-единицы свой жизненный цикл. Многие СБЕ начинают как "темные лошадки" и, если преуспеют, переходят в категорию "звезд". Позднее, когда темпы развития рынка замедляются, они становятся "дойными коровами" и в конце концов, по мере завершения жизненного цикла, умирают или превращаются в "собак". Компания должна постоянно расширять свою деятельность за счет новых товаров и подразделений, чтобы хотя бы некоторые из них с течением времени стали "дойными коровами", доходы которых помогут финансировать другие СБЕ.