Бизнес-портфель — это совокупность видов деятельности компании и выпускаемых ею товаров. Он служит связующим звеном между общей стратегией фирмы и стратегией ее отдельных подразделений. Лучший бизнес-портфель позволяет приспособить сильные и слабые стороны компании к ее возможностям в окружающей среде. Компания должна, во-первых, проанализировать существующий бизнес-портфель и решить, какие виды бизнеса развивать дальше, а какие нет; а во-вторых, разработать стратегии роста для каждого направления своего бизнеса.
Бизнес-портфель — совокупность видов деятельности компании и выпускаемых ею товаров.
Анализ текущего бизнес-портфеля
Анализ бизнес-портфеля (портфельный анализ) помогает менеджерам оценить предприятия, которые входят в состав компании. Компании имеет смысл вложить дополнительные средства в более прибыльные направления деятельности и сократить (или вообще остановить) финансирование менее выгодных подразделений.
Анализ бизнес-портфеля (портфельный анализ) — метод, с помощью которого руководство компании определяет и оценивает различные направления бизнеса компании.
В результате анализа бизнес-портфеля издательство Darling Kindersley, принадлежащее Financial Times, сосредоточилось на основном бизнесе — издании иллюстрированных книг, отказавшись от выпуска компьютерных дисков и видеопродукции, а также от собственной торговой сети [11].
Стратегическая бизнес-единица (СБЕ) — подразделение компании, которое характеризуется самостоятельными миссией, задачами и системой планирования. СБЕ может быть подразделением, производственной линией внутри подразделения и даже отдельным товаром или торговой маркой.
Первым шагом руководства при анализе бизнес-портфеля должно стать определение основных направлений деятельности компании. Стратегическая бизнес-единица (СБЕ) — это часть бизнеса компании, у которой имеется собственная миссия, свои задачи и независимая система планирования. СБЕ может быть подразделением, производственной линией внутри подразделения, а иногда — отдельным товаром или торговой маркой.
На следующем этапе анализа бизнес-портфеля руководство компании оценивает привлекательность различных СБЕ и принимает решение об объемах инвестирования в каждую из них. В некоторых компаниях этот процесс носит неформальный характер. Руководство рассматривает все виды продукции и подразделения компании и выносит заключение, на основании которого решает, какой вклад должна вносить и какие ресурсы получать каждая стратегическая бизнес-единица. Другие компании придерживаются формализованных методов планирования портфеля.
Стратегическое планирование проводится для того, чтобы выявить способы оптимального использования сильных сторон компании, которые позволят воспользоваться благоприятными возможностями внешней среды. Исходя из этого во многих стандартных методах портфельного анализа стратегические бизнес-единицы оцениваются по двум важным пунктам — привлекательность рынка (отрасли) СБЕ и сила ее позиции на этом рынке (отрасли). Самые известные методы планирования портфеля разработаны специалистами крупнейшей консалтинговой фирмы Boston Consulting Group (BCG) и компаниями General Electric и Shell.