На этот вопрос трудно ответить разве что некоммерческим организациям. Зачем нужны университеты? Чтобы обучать студентов или чтобы готовить их к работе по специальности? Почему преподаватели занимаются своей работой, потому что стремятся к новым знаниям? Если да, то что лучше — фундаментальные или прикладные исследования?
К чему мы стремимся
Ответ на этот вопрос определяет как стратегию, так и структуру компании. Компании, стремящиеся к лидерству в минимизации издержек, хотят повысить эффективность производства. Такие фирмы, как Aldi и KwikSave, придерживаются простой и эффективной организации производства при тщательным контроле затрат. Другие компании следуют стратегии дифференциации товара, например Sony, которая стремится получить прибыль от новых товаров (таких как портативный плейер Walkman), уникальность которых дает им преимущество над конкурентами. Компании, придерживающиеся стратегии концентрации, все силы направляют на достижение совершенства в обслуживании четко обозначенного целевого рынка. Они преуспевают за счет того, что "подгоняют" свои товары и услуги под нужды своей целевой аудитории, которые тщательно изучает. Примером может служить банк Coutts & Со. в Англии, филиал Royal Bank of Scotland, который обеспечивает самым состоятельным своим клиентам так называемое "персональное банковское обслуживание". Майкл Портер [7] добавляет четвертый вариант ответа на вопрос — если компания не смогла решить, к какому типу она относится, Портер классифицирует ее как застрявшую на полдороге.
Руководству компании следует избегать как слишком кратких, так и чересчур расплывчатых формулировок миссии. Изготовитель грифельных карандашей, заявляющий, что занимается производством полиграфического оборудования, формулирует свою мис^ сию слишком широко. Миссия должна отвечать таким критериям.
■ Реалистичность. Компания Singapore International Airlines замечательно работает на своем рынке, но если она заявит, что ее миссия — стать крупнейшей авиакомпанией в мире, то ни к чему хорошему такой самообман не приведет.
■ Конкретика. Миссия должна подходить только данной компании. Многие формулировки миссий компаний, разработанные в PR-отделах, страдают излишней расплывчатостью. Заявление: "Мы хотим стать ведущей компанией в своей отрасли за счет предоставления клиентам товаров и услуг самого высокого качества по самым низким ценам" — звучит внушительно, но слишком обще. Такие громогласные заявления не помогут, когда компании придется быстро принимать решения в сложных условиях.
■ Уникальность. Компания Bang & Oulafsen с^пщиализируется на изготовлении микрокомпьютеров, но ей следует продумать свою деятельность на рынке, чтобы с максимальной пользой для себя использовать свою уникальную компетенцию: стиль, дизайн, аудиотехнику класса Hi-Fi и эксклюзивность.
■ Мотивация. Миссия должна мотивировать, должна вызывать подъем и энтузиазм, а не скуку и отвращение. Формулировка "Повысим продажи и прибыль" не может быть миссией, ведь прибыль — это лишь награда за работу. Сотрудники компании должны осознавать значимость своей работы, ощущать свой вклад в улучшение жизни людей. Сравните две миссии: организации GreenPeace: "Дать возможность развиваться на Земле жизни во всем ее многообразии" и компании ABB: "Предоставить клиентам большую ценность и создать плоскую организационную структуру компании".
Для разработки хорошей миссии компании следует обязательно создать видение. Видение — это некий образ или девиз, который лучше всего описывает определенную потребность компании в какой-то момент времени. Президент компании Sony Акио Морита хотел обеспечить всех "доступным персональным портативным звуком", и его компания создала Walkman. Ричард Брэнсон решил, что "авиаперелеты — это здорово" и основал компанию Virgin Airlines. Жюльен Рише сделал свою компанию по продаже высококлассной аппаратуры Richer Sounds "самой доступной, самой дешевой, самой деловой", самой прибыльной и эффективной в своей сфере [8].
Формулировка миссии компании должна кратко выражать ее видение и задавать направление деятельности на ближайшие десять-двадцать лет. Миссия не должна меняться каждые несколько лет вместе с факторами окружающей среды. Однако компании следует пересмотреть свою миссию, если та утратила актуальность или уже не определяет оптимального направления ее деятельности [9]. Неблагоприятное развитие факторов маркетинговой среды заставило компанию Siemens, немецкого гиганта электроники, пересмотреть свою стратегию. Семь "ключей" к успеху в бизнесе Siemens, первые буквы английского варианта которых образуют название компании (первый столбец табл. 2.1), разъясняют как сотрудникам компании, так и всем заинтересованными лицам стратегию, структуру и стиль управления компании.
Таблица 2.1. Семь "ключей" успешного бизнеса Siemens
"Ключ"
Расшифровка
Strategy {Стратегия*
Достичь прочного лидерства в любой точке мира
ftfentitv
(Ин>швадтад»н» те-)
при**:' ",'-. ,
Уникальные технологические, социальные и рыночные компетенции — залог прогресса
ErrtreprawuruJ^tyfc : (11ргднричмчтюгтъ>
Поставить четкие цели
и неуклонно следовать им, добиваясь
превосходства над конкурентами
■ ^ »
; * •^4SjM_.eat. .ли^л?
Руководство и сотрудники мыслят и действуют как собственники компании
<ltfpjawmep«Bre«frt»H8
* .1 ' и», -»| «
Ь 1 f 1.
Быстрое принятие ключевых решений за счет высокой степени интеграции
организации) * .,, "
Ориентация на потребителя помогает подразделениям компании принимать правильные решения
Strength (Силыч» caepomt
Включение конкурентоспособных продуктов компании в комплексные системы бизнес-решений