Асимметричная информация в ряде случаев приводит к возникновению проблемы "лимонов": поскольку продавцы знают больше о качестве товара, чем покупатели, последние могут предположить, что оно низкое, в связи, с чем цены падают и продаются лишь низкокачественные товары. Важным механизмом, позволяющим продавцам и покупателям уменьшать асимметричность информации являются рыночные сигналы. Концепция сигналов рынка была впервые разработана Майклом Спенсом, который показал, что на некоторых рынках продавцы подают покупателям своего рода сигналы, содержащие информацию о качестве товаров.
Чтобы понять, как действуют рыночные сигналы, рассмотрим рынок труда, являющийся характерным примером рынка с асимметричной информацией. Допустим, фирма намерена нанять несколько человек. Новые работники (продавцы рабочей силы) знают гораздо больше о качестве своего труда, чем фирма (покупатель рабочей силы). К примеру, они представляют, насколько добросовестно намерены трудиться, насколько они ответственны, какова их квалификация и т. п. Фирме же удастся выяснить все это только после приема и какого-то периода их работы. В момент же найма фирме мало что известно об их работоспособности.
Фирмам можно просто нанять рабочих, посмотреть, как они трудятся, а потом уволить тех, кто работает малопроизводительно. Однако это зачастую очень дорого обходится. Фирме требуется указать вескую причину или заплатить выходное пособие. Кроме того, на многих местах работники не достигают полной производительности, по крайней мере, в первые шесть месяцев. Возможно, потребуется обучать рабочих, на что фирма должна будет выделить существенные инвестиции. Таким образом, было бы намного лучше, если бы на фирме знали производительность потенциальных работников до их приема.
Какие же сведения о производительности работников фирма может получить еще до найма? Могут ли они сообщать данные об этом? Хорошая одежда при собеседовании могла бы дать какую-то информацию, но даже плохие работники иногда одеваются хорошо, чтобы получить работу.
1. Образованиеявляется сильным сигналом на рынке труда. Уровень образования индивида может быть измерен несколькими показателями: 1.1. количеством лет обучения,
1.2. полученными степенями,
1.3. репутацией университета или колледжа, давшего степень, средним баллом и т. д.
2- ой рыночный сигнал - на рынке ассиметричной информации это репутация производителя. Качество купленного товара или услуги во многих случаях обнаруживается уже в процессе эксплуатации товара или потребления услуги. (Например, вы не зайдете на кухню ресторана, чтобы проверить насколько свежие продукты используется там в приготовлении, вы не полезете на крышу, чтобы проверить качество работы кровельщика и пр.). Поэтому продавцы последних весьма заинтересованы в том, чтобы убедить потребителей, что их качество на самом деле высоко. В приведенных выше примерах это достигается в основном за счет репутации. Вы делаете покупки именно в этом магазине, потому что он известен хорошим обслуживанием клиентов; вы нанимаете именно этого кровельщика и водопроводчика, поскольку они имеют репутацию хороших работников; вы идете именно в этот ресторан, так как он славится свежестью используемых продуктов и еще никто из ваших знакомых не заболел после его посещения.
3.Стандартизация. Иногда бизнесмены не в состоянии создать репутацию. Например, большая часть клиентов закусочной или мотеля, находящегося у скоростного шоссе, заходят туда всего один раз или изредка, во время путешествия, так что этот бизнес не имеет возможности создать себе репутацию. Как в таком случае закусочным и мотелям решить проблему "лимонов"? Один из путей ее решения — стандартизация. Живя в своем родном городе, вы, возможно, не захотите питаться в "Макдональдсе". Однако проезжая по скоростной трассе и решив позавтракать, вы выберете именно "Макдональдс". Дело в том, что "Макдональдс" предлагает стандартизированный продукт; в любом "Макдональдсе" по всей стране используются одни и те же ингредиенты и подается одна и та же пища.
4. Гарантии и обязательства эффективно сигнализируют о качестве товара, поскольку долгосрочные обязательства такого рода обходятся дороже производителю низкокачественного товара, чем высококачественного. (Первый чаше требует обслуживания по гарантии, которое производитель должен оплачивать.) Вследствие этого производители низкокачественного товара не заинтересованы в долгосрочных гарантиях. Таким образом, потребители могут справедливо считать гарантии сигналами о высоком качестве товаров и будут платить за них больше.