Кредитный рынок –это часть рынка капиталов. Его назначение – перераспределение временно свободных денежных средств от субъектов, у которых они в относительном избытке к субъектам, которые имеют в них временную потребность.
На кредитном рынке действуют:
· Кредитор – собственник капитала;
· Заемщик – испытывает временную потребность в финансовых ресурсах;
· Посредник – в роли которого может выступать банк.
Кредит предоставляется кредитором заемщику исходя из основных принципов кредитования:
v Платности - за кредит нужно платить. Плата за пользование кредитом называется ссудным процентом;
v Возвратности – кредит нужно возвращать;
v Срочности - кредит предоставляется на определенный срок, указанный в договоре;
v Материальной обеспеченности - выдается под залог недвижимости, товаров или ценных бумаг;
v Целевого характера – кредит выдается на определенную цель.
Кредитна кредитном рынке может выступать в различных формах:
1. Банковский;
2. Коммерческий;
3. Потребительский;
4. Лизинговый;
5. Государственный;
6. Ипотечный.
7. Международный
Рынок ценных бумаг.
Ценная бумага– это документ, подтверждающий имущественные права или отношения займа ее владельца.
Свойства ценной бумаги:
1. Обращаемость – ценная бумага может покупаться и продаваться на рынке;
2. Риск – её приобретение, как правило, связано с определенным риском;
3. Ликвидность – ценная бумага может быть превращена в деньги, то есть продана.
Все ценные бумаги делятся на основные (акции и облигации) и производные (фьючерс, вексель, варрант, право и пр.).
Акция – это ценная бумага, удостоверяющая, что ее владелец внес пай(долю) в капитал акционерного общества и дающая ему право на получение регулярного дохода в форме дивиденда. Обычная акция (не привилегированная), кроме этого позволяет ее собственнику участвовать в управлении акционерным обществом.
Облигация – это ценная бумага, свидетельствующая о том, что её владелец предоставил займ акционерному обществу и дающая её собственнику право на получение регулярного дохода в виде процента. По истечении указанного на ней срока облигация выкупается эмитентом.
Ценные бумаги обращаются на рынке. Рынок ценных бумаг может быть:
v Вне биржевой;
v Биржевой.
На биржу допускаются акции уже достаточно известных эмитентов, которые прошли успешное первичное размещение.
Биржа — юридическое лицо, обеспечивающее регулярное функционирование организованного рынка товаров, валют, ценных бумаг и производных финансовых инструментов.
Согласно энциклопедии Брокгауза и Ефрона биржа — это место или здание, где собираются в определённые часы торговые люди и посредники, биржевые маклеры для заключения сделок о ценных бумагах или товарах.
Обычно биржи (например, ММВБ, РТС, МБЦМ) получают комиссионный сбор с каждой заключённой сделки, и это основной источник их доходов. Другим источником могут быть членские взносы, плата за доступ к торгам, продажа биржевой информации.
Акции продаются на рынке по цене, которая называется курсом акции.
6. Предпринимательская способность как фактор производства. Источники экономической прибыли.
В предыдущем вопросе, мы уже отмечали, что прибыль любого предпринимателя независимо от того, использовал он в бизнесе собственные деньги, или брал ссуду распадается на предпринимательский доход и процентный доход (ссудный процент):
Экономическая прибыль предпринимателя = Процентный доход (ссудный процент) + Предпринимательский доход (в т.ч. нормальная прибыль)
В этом вопросе мы рассмотрим прибыль как отдачу от специфического вида человеческого ресурса — предпринимательской способности. Функции включают в себя:
1) проявление инициативы в соединении других ресурсов для производства какого-либо товара или услуги;
2) принятие основных неординарных решений по управлению фирмой; 3) внедрение инноваций путем производства нового вида продукта или совершенствования и радикального изменения производственного процесса;
4) принятие ответственности за экономический риск, связанный со всеми вышеуказанными факторами.
Предприниматель как мы уже знаем, доход в форме нормальной прибыли. Это - минимальный доход, или плата, необходимая для удержания предпринимателя в конкретной сфере производства. Нормальная прибыль, как мы уже знаем, является составной частью издержек. Если совокупный доход фирмы превышает ее совокупные издержки, то фирма получает экономическую прибыль.
Экономическая прибыль служит вознаграждением за:
1. Риск, которому подвергается предприниматель, когда он действует в динамичной и соответственно неопределенной ситуации.
В условиях совершенной конкуренции и статичной экономики чистая прибыль равна нулю. Статичная экономика — это экономика, не подвергающаяся изменениям, в которой все показатели затрат и предложения ресурсов, с одной стороны, спрос и доход — с другой, являются постоянными. В статичной экономике не меняются предложение ресурсов, технические знания и вкусы потребителей.
В такой системе экономическое будущее вполне предсказуемо, никакой неопределенности нет. Более того, статичный характер такого общества препятствует любому инновационному изменению.
В динамичной экономике будущее всегда неопределенно. Это значит, что предприниматель берет на себя риск. Прибыль можно рассматривать частично как вознаграждение за принятие этого риска. Риск бывает страхуемый и нестрахуемый. Страхуемый риск— риск пожара, наводнения, кражи, несчастного случая — можно исчислить. Страховые компании могут со значительной степенью точности оценить среднее число подобных несчастных случаев. В результате эти риски обычно страхуются. Нестрахуемые риски являются потенциальным источником экономической прибыли. Нестрахуемые риски - это неконтролируемые и непредсказуемые изменения в спросе (доходе) и предложении (издержках) и пр.
2. Введение инноваций. Фирмы-производители преднамеренно внедряют новые методы производства и распределения, чтобы снизить издержки, и осваивают новые виды продукции, чтобы увеличить свой доход. Здесь снова возникает неопределенность и риск для предпринимателя.
3.Реализация монопольного положения предпринимателя на рынке.
Существование монополии в той или иной форме является источником экономической прибыли. Ограничивая выпуск продукции монополист может постоянно извлекать экономическую прибыль. Предприниматель может снизить неопределенность или по крайней мере смягчить ее последствия путем достижения монопольной власти. В отличие от конкурентной фирмы, которая постоянно подвергается капризам рынка; монополист, может в определенной степени контролировать рынок и соответственно компенсировать или минимизировать его негативное воздействие