3. Рентабельность конкурентной фирмы в краткосрочном периоде. Кривая предложения конкурентной фирмы.
4. Максимизация прибыли в долгосрочной перспективе.
Основные понятия: совершенная конкуренция, предельный доход, предельные издержки, совокупный доход, методы максимизации прибыли.
1. Признаки рынка совершенной конкуренции.
Решения фирм о ценообразовании и объеме производства во многом различаются в зависимости от характера отрасли, в которой действуют эти фирмы. Не существует такого понятия, как «средняя» или «типичная» отрасль. Предпринимательский сектор демонстрирует едва ли не бесконечное множество различных рыночных ситуаций, и здесь не встретишь двух одинаковых отраслей. На одном полюсе можно увидеть единственного производителя, господствующего на рынке; на другом обнаружить тысячи фирм, каждая из которых обеспечивает незначительную часть совокупного предложения на конкретном рынке. Между этими крайностями располагается почти безграничное число разных рыночных структур. Поэтому любая попытка исследовать каждую отдельную отрасль экономики была бы невыполнимой задачей, значит нужно выделить несколько основных моделей рынка (рисунок 5). Их исследование позволит нам сформулировать основные характерные черты, которые отличают их друг от друга и вывести основные правила максимизации прибыли.
Рисунок 3.7 –Основные модели рынка.
Совершенная конкуренция– вид отраслевого рынка, на котором много фирм продают стандартизированный продукт и ни одна фирма не обладает контролем над такой долей рынка, которая позволила бы влиять на цену продукта.
Существенное влияние на условия торговых сделок оказывает число покупателей и продавцов на рынке. От того, присутствует ли на каждой из сторон рынка один, несколько или много субъектов, зависит способ согласования их планов. Говорят, что покупателей или продавцов «несколько», если при выработке стратегии своего поведения на рынке они могут учитывать возможные варианты ответных реакций конкурентов на свои действия. Когда из-за большого числа конкурентов такой учет невозможен, считается, что их «много». Всевозможные состояния, возникающие на рынке гомогенного товара при различных количественных сочетаниях продавцов и покупателей, приведены в таблице.
Продавцы
Покупатели
один
несколько
много
Один
Двухсторонняя монополия
Ограниченная монополия
Монополия
Несколько
Ограниченная монопсония
Двухсторонняя олигополия
Олигополия предложения
Много
Монопсония
Олигополия спроса
Совершенная конкуренция
Рисунок 3.8 -Типы рынков
Определенное сочетание отдельных характеристик рынка образует его тип.