Долгосрочный период – период времени, в течение которого можно изменить все производственные факторы (ресурсы): и количество труда и количество капитала, включая производственные мощности.
Например, если бы Витебский телевизионный завод нанял еще 100 рабочих или даже целую рабочую смену, то это был бы краткосрочный период, но если бы завод пристроил еще крыло к своему производственному зданию и установил там дополнительное оборудование, то это было бы долговременной корректировкой.
При этом кратко и долгосрочный периоды отличаются друг от друга скорее концептуально. В отраслях легкой промышленности изменение производственных мощностей может быть осуществлено чуть ли не за одну ночь. Фирма, выпускающая футболки, способна увеличить свои производственные мощности за несколько дней или даже быстрее, заказав и установив несколько новых столов для раскроя ткани и несколько дополнительных швейных машин. Но в тяжелой промышленности дело обстоит иначе. Строительство нового нефтеперерабатывающего завода может занять несколько лет.
Поскольку в долгосрочном периоде у фирмы не существует постоянных факторов производства, все факторы являются переменными, поэтому на долговременном этапе у фирмы нет постоянных издержек: все издержки являются переменной величиной.
Представим себе промышленное предприятие с одним заводом, поначалу весьма скромных размеров, которое в результате активной производственно-хозяйственной деятельности сумело значительно расширить свои мощности. Что в этом случае происходит со сред-
ними общими издержками? В течение какого-то времени эффективное расширение мощностей сопровождается снижением средних общих издержек. Однако в конце концов строительство еще более крупного завода может вызвать их рост. Рисунок 6 описывает эту ситуацию применительно к трем различным размерам предприятия. Кривая АТС 1 отражает средние общие издержки самого маленького из них, а кривая АТС 3 — самого большого. Строительство все более крупных заводов ведет к снижению минимальных удельных издержек вплоть до второго по размеру предприятия. Однако дальнейшее расширение производственных мощностей сверх этой точки повлечет за собой повышение минимального уровня средних общих издержек.
Увеличивая объем производства с Q1 до Q2производитель в данной отрасли обеспечивает производство большего количества продукции с меньшими издержками на ее единицу. Дальнейшее увеличение объема производства приведет к росту издержек на единицу продукции. В данном примере Q2 – это эффективный объем производства для данной отрасли.
Долгосрочная функция средних издержек (LATC) показывает наименьшие средние издержки производства, которые могут обеспечить любой заданный объем производства.
Итак, кривая долгосрочных средних издержек LATC при всех возможных объемах производства – линия, плавно огибающая бесконечное число графиков краткосрочных ATC.
Кривая LATC имеет V-образную форму
Возрастающая отдача масштаба (от 0 до Q2)– это положительный эффект снижения средних издержек в долгосрочном периоде при увеличении фирмой объема производства (выпуск растет более высокими темпами, чем затраты факторов производства).
Факторы усиления положительного эффекта масштаба, активизации снижения средних издержек и роста производительности ресурсов:
· разделение и специализация труда;
· специализация управленческого персонала;
· эффективное использование капитала и новых технологий;
· производство побочных продуктов.
Убывающая отдача от масштаба (от Q2 до Q3) – это отрицательный эффект в долгосрочном периоде по мере роста объема производства (увеличение ресурсов приводит к менее пропорциональному росту объема производства, что приводит к увеличению LATC).
Основным фактором повышения LATC является:
с ростом размера фирмы она становится неуправляемой, то есть возникают трудности контроля и координации деятельности чрезмерно крупного производства.
Исследование автомобильной промышленности, предпринятое американскими экономистами, показало, что иерархическая и бюрократическая система управления, присущая крупным фирмам, подрывает эффективность их деятельности. С этим явлением на определенном этапе своего развития столкнулись General Motors, Ford и другие крупные фирмы.
Крупные предприятия приспосабливаются к такой ситуации, с помощью следующих мер:
1. использование в управлении компьютерных технологий;
2. предоставление отделениям (филиалам) значительно большей самостоятельности в принятии решений в области дизайна, проектирования и инженерной разработки, а также маркетинга своей продукции. Цель этой меры — сократить число звеньев в цепочке управления, через которую должно проходить каждое решение,
Положительный и отрицательный эффекты масштаба - важнейшие факторы, определяющие структуру отрасли. Для предприятия в каждой отрасли, в силу ее специфики, имеется свой объем производства, при котором фирма может достигнуть минимальных долгосрочных средних издержек. Такой объем производства называется оптимальным. В нашем примере, применительно к предприятиям данной отрасли, таким объемом является объем производства, равный Q2.