В). Величина дефицита или избытка определятся как разница между объемом спроса (предложения) и величиной предложения (спроса).
Таблица 1.3.1- Спрос и предложение на рынке мяса
Цена, долл. за кг.
Объем спроса, кг.
Объем предложения, кг.
Таблица 1.3.1 и рис.1.3.1 показывают, что на конкурентном рынке количество предложенного товара совпало с объемом требуемого в точке равновесия рынка E(P0=3; Q0=90), т.е. в точке пересечения кривых спроса и предложения. При отклонении от равновесной цены будут возникать ситуации дефицита (при цене ниже равновесной) и избытка (цена выше равновесной). Например, если цена на рынке составит 2 долл. за кг. мяса, то спрос превысит предложение продукции на рынке и величина дефицита составит: 120 – 70 =50 кг. При дефиците возникает очередь покупателей. Стремясь приобрести желанный товар, они начинают предлагать продавцу более высокую цену, с одной стороны, а с другой, сами продавцы, наблюдая создавшуюся ситуацию стремятся сделать её выше. Таким образом, действия тех и других подталкивают цену к равновесной.
Рисунок 1. 3.2 - Равновесие рынка
В том случае, если цена на рынке сложилась выше равновесного уровня, возникает ситуация избытка, когда предложение продукции будет превышать спрос на неё. Предположим, цена на рынке составила 6 долл. за кг. Величина избытка в этом случае определяется: 100 – 80 = 20 кг. Для того, чтобы реализовать накапливающиеся товарные запасы, производители начинают снижать цену, конкурируя за доллары покупателей.
Идеальный вариант сделок будет находиться в точке E, причем, ни у продавца, ни у покупателя не возникает желание изменить положение. Это возможно: 1) при условии конкурентного, а не монопольного рынка; 2) при невмешательстве государства в процессы регулирования в экономической системе.
И избыток и дефицит по сути выступают диспропорции, возникающие в экономике. Однако в условиях рынка они носят временный характер, так как в случае отклонения цены от равновесной, как мы уже убедились, действия рыночных субъектов вновь возвращают рынок к оптимальному состоянию. Однако иногда возникают ситуации, когда в процессе ценообразования начинает вмешиваться государство и устанавливает цены отличные от цены рыночного равновесия. Возможны две ситуации
1). Когда государство устанавливает цену выше равновесной (пол цены);
2) Государство устанавливает цену ниже равновесной (потолок цены);
Первая ситуация используется в том случае, когда государство заинтересовано в стимулирования развития национального производства. Подобные меры часто используются в отношении такой отрасли, как сельское хозяйство.
Вторая ситуация, возникает как попытка защиты потребителя от реального роста цен в экономике (имела место в США в 70-е годы при росте цен на бензин).