Рассмотренная нами модель рыночного предложения является двухфакторной, то есть показывает зависимость величины предложения только от цены, между тем на практике на предложение влияют и другие факторы, например налоги, дотации, количество производителей. Все эти факторы называются неценовыми.
Изменение величины (объема) предложения следует отличать от изменения предложения. В первом случае движение происходит по кривой предложения, под воздействием изменения цены. Во втором случае происходит смещение кривой S. Влево вверх при уменьшении предложения (в положение S 2) и вправо вниз при его увеличении (в положение S 1).
К неценовым факторам (детерминантам) предложения относятся:
1. Цены на ресурсы. Существует самая тесная связь между издержками производства и предложением. Пример: если цены на свинину выросла, то возрастет и цена на колбасные изделия, изготавливаемые из нее.
2. Технология. Совершенствование технологии означает, что новые знания позволяют производить каждую единицу продукции с меньшими затратами ресурсов. При данных ценах на ресурсы это приведет к снижению издержек производства и увеличению предложения.
3. Налоги и субсидии. Фирмы рассматривают большинство налогов как издержки производства. Поэтому повышение налогов, скажем налога с оборота или налога на имущество, увеличивает издержки производства и сокращает предложение.
4. Цены на другие товары в производстве которых используются такие же ресурсы. Снижение цены на огурцы может побудить фермера выращивать и предлагать к
продаже больше помидоров по каждой из возможных цен. И напротив. Фирма, выпускающая спортивные товары, может сократить предложение баскетбольных мячей, когда повышается цена на футбольные.
5. Ожидания. Ожидания изменений цены продукта в будущем также могут влиять на желание производителя поставлять продукт на рынок в настоящее время. Ожидания роста цен на гречневую крупу (вследствие ее неурожая) побудило сократить текущее предложение этого товара в настоящем.
6. Число продавцов. При данном объеме производства каждой фирмы чем больше число поставщиков, тем больше рыночное предложение. По мере вступления в отрасль новых фирм кривая предложения станет смещаться вправо. Чем меньше в отрасли количество фирм, тем меньше рыночное предложение. Это означает, что по мере выхода фирм из отрасли кривая предложения будет смещаться влево.