Если рыночная цена устанавливается выше (ниже) равновесной, то действия продавцов и покупателей подталкивают ее к равновесной. Инструмент сбалансированности рынка – цена.
Описывает рыночное равновесие в краткосрочном периоде.
Рыночное равновесие по Маршаллу
Если объем предложения не равен равновесному, то ориентируясь на цену спроса, продавцы увеличивают или уменьшают объем предложения до равновесного уровня (соответственно с этим изменяются и цены). Описывает рынок в долгосрочном периоде.
Устойчивость и неустойчивость равновесияРыночное равновесие называют устойчивым, если при отклонении от равновесного состояния в действие вступают рыночные силы, восстанавливающие его. В противном случае равновесие неустойчиво. Чтобы проверить, соответствует ли ситуация, представленная на рис.1.3.2 устойчивому равновесию, допустим, что цена повысилась с P0 до P1. В результате на рынке образуется избыток в размере Q2 - Q1. По поводу того, что произойдет вслед за этим, существуют две версии: Л. Вальраса и А. Маршалла.
Рисунок 1.3.2- Восстановление равновесия
Чтобы проверить, соответствует ли ситуация, представленная на рис. 3.2, устойчивому равновесию, допустим, что цена повысилась с P0 до P1. В результате на рынке образуется избыток в размере Q2 - Q1. По поводу того, что произойдет вслед за этим, существуют две версии: Л. Вальраса и А. Маршалла. Согласно Л. Вальрасу, при избытке возникает конкуренция между продавцами. Для привлечения покупателей они начнут снижать цену. По мере уменьшения цены объем спроса будет возрастать, а объем предложения сокращаться до тех пор, пока не восстановится исходное равновесие. В случае отклонения цены вниз от своего равновесного значения спрос будет превышать предложение. Между покупателями начнется конкуренция за дефицитный товар. Они станут предлагать продавцам более высокую цену, что позволит увеличить предложение. Так будет продолжаться до возвращения цены к равновесному уровню P0. Следовательно, по Вальрасу комбинация P0,Q0 представляет устойчивое рыночное равновесие.
По-иному рассуждал А. Маршалл. Если цена возрастет до P1, то объем спроса сократится до Q1. Такое количество продукции предприниматели согласны предложить по цене P2. Поскольку цена спроса (P1) превышает цену предложения (P2), фирмы получат прибыль, что стимулирует расширение производства и рост предложения. Когда объем предложения достигнет Q0, тогда цена спроса сравняется с ценой предложения, прибыль исчезнет и объем производства стабилизируется. В случае превышения равновесного объема предложения цена спроса окажется ниже цены предложения. В такой ситуации предприниматели несут убытки, что приведет к сокращению производства до равновесного безубыточного объема. Следовательно, и по Маршаллу точка пересечения кривых спроса и предложения на рис. 3.2. представляет устойчивое рыночное равновесие.
По версии Л.Вальраса, в условиях дефицита активной стороной рынка являются покупатели, а в условиях избытка - продавцы. Согласно А.Маршаллу, доминирующей силой в формировании рыночной конъюнктуры всегда являются предприниматели.
Однако два рассмотренных варианта диагностики устойчивости рыночного равновесия приводят к одинаковому результату только в случаях положительного наклона кривой предложения и отрицательного кривой спроса. Когда положения этих кривых не соответствуют «нормальным», оценки устойчивости равновесных состояний рынка по Вальрасу и Маршаллу не совпадают.
Общественная выгода от рыночного равновесия =Излишек потребителя + излишек производителя
Рисунок 1.3.3- Общественная выгода от рыночного равновесия
Излишек потребителя - это разница между ценой спроса, т.е. максимальной ценой, которую потребители готовы были уплатить за определенное количество товара и количеством денег, которое они действительно отдали при сложившейся цене равновесия.
Излишек производителя -представляет собой разницу между рыночной ценой, которую производители получили за свой товар и теми ценами, по которым они готовы были продать свой товар.