Предложение (S) – это совокупность товаров, представленных к продаже на рынке по ценам, удовлетворяющим товаропроизводителя.
Объем предложения (Qs) – количество конкретного товара, которое производитель готов произвести и продать в данное время по минимально возможной цене.
Закон предложения– тенденция прямой зависимости между ценой товара и величиной его предложения при прочих равных условиях
Изменение объема предложения – изменение количества товара, вызванное изменением цен на этот товар (рис.1.2.2).
Функция предложения – это зависимость объема предложения от факторов его определяющих:
Qs=f(P, P1 … n, P1 … m, C, RT, ST, N, E);
Qs – величина предложения;
P – цена данного товара;
P1 … . n – цены товаров-субинститутов;
P1 … . m – цены комплементарных товаров;
С – издержки производства;
RT – уровень технологии;
ST – субсидии и налоги;
N – внешние условия производства;
E – ожидания производителей
Для практических расчетов чаще используется следующая формула:
Функция предложения.
Qs= с + d Р, где Qs - объем предложения (2.2)
с, d - константы.
d = D Q/D Р, где D Q - изменение объема предложения.
D Р - изменение цены товара.
Краткосрочный период– время, в течение которого имеется возможность изменения некоторых, более подвижных ресурсов (K const, L ~).
Долгосрочный период – время, на протяжении которого все факторы переменны (K ~, L ~).
Эффект дохода – эффект, получаемый потребителем в результате снижения цен на данный товар и возможности увеличения объемов его закупок без отказа от покупок других товаров.
Эффект замещения – эффект, получаемый потребителем в результате приобретения более дешевых товаров вместо аналогичных, цены на которые выросли.