Когда строят кривую спроса исходят из допущения, что цена служит самой важной детерминантой количества любого покупаемого продукта. Однако экономисту известно, что существуют и другие факторы, которые могут повлиять и действительно влияют на объем покупок. Таким образом, при построении кривой спроса Д следует также допустить, что «прочие условия равны», то есть что детерминанты
величины спроса неизменны. Когда какие-либо из этих детерминант спроса на самом деле изменяются, кривая спроса сдвигается на некую новую позицию вправо или влево от Д.
Изменение величины (объема) спроса следует отличать от изменения спроса. В первом случае движение происходит по кривой спроса, под воздействием изменения цены. Во втором случае происходит смещение кривой Д. Влево вниз при уменьшении спроса (в положение Д2) и вправо вверх при его увеличении (в положение Д1).
Происходит это под влиянием неценовых факторов спроса (детерминанты спроса)
Основные детерминанты рыночного спроса следующие:
1. Изменение вкусов покупателей. Пример: физическое здоровье становится все более популярным, а это способствует повышению спроса на кроссовки и велосипеды, на услуги тренажерных залов.
2. Изменение числа покупателей. Примеры: снижение уровня рождаемости уменьшает спрос на образование, а также на услуги детских садов, школ.
3. Изменение дохода. Примеры: увеличение доходов повышает спрос на такие нормальные товары, как сливочное масло, филе, и снижает спрос на такие товары низшей категории, как капуста, репа, восстановленные шины и ношеная одежда. Наоборот, снижение доходов, например, в период финансового кризиса увеличивает спрос на эти товары.
4. Изменение цен на сопряженные товары. Примеры: повышение цен на бензин сокращает спрос на автомобили.
5. Изменения в ожиданиях потребителей. Пример: неблагоприятная погода в Южной Америке порождает ожидания более высоких в будущем цен на кофе и тем самым повышает текущий спрос на него.