Наименование элементов (значимость элементов), факторов
Возможности (+) / Угрозы (-) для бизнеса
Содержание факторов
Оценка влияния, балл
1. Ресурсы
2. Продукты
3. Конкуренты
Концентрация на рынке
Конкурентоспособность производителей данной продукции
4. Потребители
Посредники
Емкость рынка
Влияет на возможность наращивания производства
Близость потребителей
Влияет на возможность быстро реагировать на изменения рынка, а также оперативно поставлять готовую продукции на рынок с невысокими транспортными издержками
Состояние рынка данной продукции
5.Государственные законы и постановления
Государственная поддержка производства
6. Прочие характеристики отрасли
Потенциал роста отрасли
Будущее отрасли
Важнейшим методом системного анализа организации и средством для выбора стратегии ее развития является матрица SWOT-анализа, или матрица возможностей и угроз внешней среды, сильных и слабых сторон предприятия. По вертикальной оси матрицы располагаются факторы внутренней среды фирмы, которые группируются на сильные и слабые стороны фирмы. По горизонтальной оси – факторы внешней среды. Вся совокупность факторов внешней среды разделяется на две группы: факторы, формирующие возможности для роста фирмы, и факторы, характеризующие угрозы ее позиции на рынке.
ВОЗМОЖНОСТИ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ - это события или тенденции, которые могут способствовать появлению основы для новых, или укрепляют существующие конкурентные преимущества фирмы.
УГРОЗЫ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ - это события или тенденции, которые ослабляют существующие или снижают потенциал появления новых конкурентных преимуществ фирмы.
СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ ФИРМЫ (отличительные навыки и компетенции) - это имеющиеся в распоряжении предприятия навыки, которые позволяют использовать открывающиеся благоприятные и избегать неблагоприятных тенденций внешней среды.
СЛАБЫЕ СТОРОНЫ ФИРМЫ - это недостаток навыков, снижающий способность предприятия функционировать лучше своих конкурентов.
Матрица SWOT-анализа организации выглядит следующим образом (табл.8).
Таблица 8
SWOT-анализ организации
Внешняя среда
Внутренняя среда
Возможности внешней среды:
1) – 2)
Угрозы внешней среды:
1) – 7)
Сильные стороны организации:
1) – 6)
С и В:
· Рассмотреть возможность выхода на новые сегменты рынка, на новые региональные рынки;
С и У:
· Рассмотреть возможность создания холдинга
Слабые стороны организации:
1) – 3)
СЛ и В:
· Осуществить поиск резервов снижения затрат.
СЛ и У:
·Попытаться наладить прямые связи с производителями зерна.
·Оценить целесообразность создания холдинга с сельхозпроизводителями и/или с хлебозаводами.
Существует еще один способ группировки возможностей и угроз внешней среды с помощью специальной матрицы (табл.9):
Таблица 9
Группировка состояний среды организации
Степень влияния возможностей / угроз
Катастрофическая
Критическая
Умеренная
Слабая
Вероятность реализации возможностей / угроз
Высокая
Средняя
Низкая
Для исследования среды широко используется метод профильного анализа (простой, грубый метод, но дает целостное представление о состоянии внешней среды).
Суть метода профильного анализа среды:
1) Определяются ключевые факторы среды;
2) Экспертным путем определяется оценка значимости факторов (вероятность реализации) - А;
3) Экспертным путем определяется оценка влияния факторов на фирму - В;
4) Определяется направленность влияния факторов: позитивная, негативная - С.
Данный метод дает субъективную оценку состояния внешней среды организации.
Далее, на основании полученных оценок каждого из факторов, составляется профиль состояния внешней среды организации:
Ключевые факторы среды
Оценки факторов
-10;-9;-8;-7;-6…-1
1;2;3;4;5…10
1)
х
2)
х
…
х
Рис. 16. Профильный анализ среды организации
Достоинства профильного анализа:
1) наглядность;
2) можно строить во времени;
3) можно проводить по разным объектам, подразделениям.
Нам важнее не текущие угрозы, а то, что ждет организацию в ближайшем будущем. С этой целью используются методы прогнозирования. Один из них – метод построения сценариев.